Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в процессе овладения пространственными представлениями
статья
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом в процессе овладения пространственными представлениями
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
Одним из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы является детский церебральный паралич (ДЦП), проявляющийся в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Тяжесть этих нарушений определяет прогноз в отношении социальной адаптации детей с церебральным параличом.
На протяжении последних десятилетий проблемы детского церебрального паралича являются объектом изучения многих исследователей (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова и др.) Все исследователи детей с ДЦП отводят значительное место несформированности пространственных представлений, без которых невозможно овладение счетом, письмом, чтением и более сложными навыками.
Пространственные представления – это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которую реализует индивид и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунок, схема, карта и т.д.).
Пространственные представления относятся к базовым составляющим познавательной деятельности человека, они образуют «ось координат» (по Леонтьеву А. Н.) посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивать свой индивидуальный образ мира [1, с. 124].
Поэтому одна из основных задач формирования пространственных представлений – научить детей выделять свойства и признаки тех предметов в пространстве, с какими они встречаются с первого дня жизни. По мере того, как дети овладевают конкретными знаниями, появляется задача – учить их обобщать, формировать обобщенные пространственные представления.
В старшем дошкольном возрасте ребенку важно не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавливать между ними пространственные связи и зависимости. Основное условие формирования пространственных представлений – воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к природе и окружающим его вещам, навыков уверенного поведения в учебном заведении и дома. Также очень важно воспитать у ребенка познавательный интерес к окружающим его объектам, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано [2, с. 68].
Результаты изучения особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом показали, что представления о пространстве у них имеют качественное своеобразие по сравнению с нормально развивающимися детьми, что выражается в следующем:
- низком темпе выполнения предложенных заданий;
- недифференцированностью представлений о живой и неживой природе;
- сложностью словесного описания действий, признаков объектов и предметов окружающего мира, склонностью к невербальному общению;
- стереотипности высказываний;
- превышением пассивного словаря над активным;
- пространственные представления у старших дошкольников с ДЦП не систематизированы, и представляют собой сумму невзаимосвязанных между собой фактов об окружающем мире;
- отношение к предметам в пространстве у старших дошкольников с церебральным параличом развито на качественно низком уровне, что затрудняет полноценное формирование представлений об окружающей действительности [2, c. 69].
При восприятии пространства и окружающего мира у старших дошкольников с ДЦП предметы практически не затрагивает эмоциональную, чувственную сферу детей; у детей отмечается недостаточная глубина, осознанность и многогранность чувственного восприятия предметов вокруг них; снижена способность к сопереживанию художественному образу пейзажа и умение соотносить его (пейзажа) настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление.
Анализируя современное состояние практики психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с церебральным параличом, можно найти подтверждение того, что основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности. При организации психолого-педагогического сопровождения, должны быть учтены степень тяжести имеющихся у ребенка двигательных нарушений, специфика психических функций, возраст ребенка, время начала обучения в ДОУ.
На основе данных изучения особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом можно определить следующие основные задачи их психолого-педагогического сопровождения:
- воспитание желания наблюдать за пространственными изменениями в окружающем мире;
- обогащение чувственного опыта детей, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей среды;
- формирование полноценных представлений ребенка о предметах и явлениях окружающей действительности;
- развитие моторной сферы, обогащение двигательного опыта детей с ДЦП;
- формирование полноценной культуры детей с ДЦП и т.д. [3, c. 71].
Как следствие, овладение дошкольниками с нарушениями развития (ДЦП) пространственными представлениями невозможно в рамках одной учебной дисциплины. Необходима межпредметная координация и поэтапная интеграция таких представлений в содержании различных разделов дошкольного образования.
Все направления психолого-педагогического сопровождения детей с церебральным параличом по формированию пространственных представлений взаимосвязаны и осуществляются:
- в повседневной жизни, когда педагог вовлекает детей в коллективную деятельность, оказывает им помощь, стимулирует проявления радости от достигнутых результатов и т. п.;
- в специальных играх и упражнениях, направленных на формирование пространственных представлений у детей;
- в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, требующих выявления и осознания пространственно-временных отношений;
- в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании) и хозяйственно-бытовом труде;
- на специальных занятиях по формированию элементарных математических представлений, а также комплексных игровых занятиях.
Таким образом, формирование пространственных представлений у детей с церебральным параличом можно рассматривать как сложный взаимосвязанный и взаимозависимый процесс развития не только познавательной деятельности и личности ребенка в целом, но и как один из важнейших путей коррекционной работы с этой категорией детей.
При организации психолого-педагогического сопровождения процесса овладения пространственными представлениями, должны учитываться структуры дефекта и особенностей психического развития детей с ДЦП. Необходимым условием успешности сопровождения ребенка являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Иванов М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии. / М.В. Иванов. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1245–1248.
- Караева В.Н. Работа по формированию представлений о природе в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. / В.Н. Караева. // Специальное образование, 2015. – № 4. – С. 67–77.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. – М.: Книголюб, 2018. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.
Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении, в ощущении владения с...
«В мире добра, красоты и порядка» профилактическая психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста
Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания, повышение нравственной культуры ребенка являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования...
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...
Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности.При разработке содержания воспитательных задач важно о...
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
По данным Всемирной организации здравоохранения количество детей с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата растет. В России на тысячу детского населения шесть страдает детским ...
Конспект психолого-педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Давай поймем друг друга"
Данное занятие направлено на развитие коммуникативной, личностной, эмоциональной сферы детей 5-6 лет....
Статья "Психолого-педагогическая сущность развития речи детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом."
В настоящее время, этиология о детском церебральном параличе остается дискуссионным. Наибольшее значение в возникновении заболевания придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родо...