Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов, с изменением социальной позиции ребенка в обществе. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным — оно изменяется, обогащается.
Психологическая готовность к школе – уровень психического развития ребенка, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Н.Г. Самина выделяет следующие показатели психологической готовности к школе:
· произвольность
· сформированность семиотической функции, то есть способность использовать знаки и символы
· личностные характеристики
Предлагаемая программа имеет практическую направленность и позволяет в определённой мере решить указанную проблему. Она составлена на основе концептуальных подходов ведущих отечественных психологов Л. С.Выготского, Л. А.Венгер, Е. А.Бугрименко, Д. Б.Эльконина, Н. Я.Семаго, Н. И.Гуткиной, Л. И.Божович, И. В.Дубровиной, М. И.Лисиной, Н. И.Вьюновой, К. М.Гайдар, Л. В.Темновой и других авторов.
Программа включает целостную систему диагностического изучения, направленного на определение состояния личностно-мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого и психомоторного компонентов готовности к обучению в школе.
Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Программа психолого-педагогической диагностики готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Камышлов, 2016
Пояснительная записка
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов, с изменением социальной позиции ребенка в обществе. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным — оно изменяется, обогащается.
Психологическая готовность к школе – уровень психического развития ребенка, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника.
Н.Г. Самина выделяет следующие показатели психологической готовности к школе:
- произвольность
- сформированность семиотической функции, то есть способность использовать знаки и символы
- личностные характеристики
Предлагаемая программа имеет практическую направленность и позволяет в определённой мере решить указанную проблему. Она составлена на основе концептуальных подходов ведущих отечественных психологов Л. С.Выготского, Л. А.Венгер, Е. А.Бугрименко, Д. Б.Эльконина, Н. Я.Семаго, Н. И.Гуткиной, Л. И.Божович, И. В.Дубровиной, М. И.Лисиной, Н. И.Вьюновой, К. М.Гайдар, Л. В.Темновой и других авторов.
Программа включает целостную систему диагностического изучения, направленного на определение состояния личностно-мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого и психомоторного компонентов готовности к обучению в школе.
Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Волевая готовность ребенка к школе. Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.
Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше раз-вит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме теперь есть радио, телевизор. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.
Выделение критериев готовности по каждому компоненту позволяет сделать педагогу-психологу качественную оценку психического развития детей, выявить ведущее звено в отставании или нарушении их развития и на основе этого определить индивидуальную стратегию их сопровождения в учебно-воспитательном процессе.
Цель программы: определение степени сформированности всех компонентов готовности детей к учебной деятельности, уровень общего психического развития.
Программа предназначена для работы с детьми 6-7лет разного уровня развития и может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи :
-Развивать познавательные способности:
внимания;
памяти;
творческого мышления;
воображения
произвольности
-Развивать эмоционально-личностную сферу:
-Способствовать формированию внутренней позиции будущего школьника;
формировать навыки общения;
развивать уверенность в себе и самостоятельность;
продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
-Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные чувства;
-Обеспечивать на занятиях атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
Компонент готовности | Диагностическая методика | Цель диагностики/диагностический показатель | Сроки проведения | Ответственный за проведение диагностики | Респондент |
Личностно-мотивационная готовность. | Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. (М. Р. Гинзбург) | определение готовности детей к обучению в школе | Сентябрь,апрель | воспитатель | Старшие дошкольники |
Беседа об отношении к школе и учению Т. А.Нежновой | выявление желания ребенка идти в школу, характер его внутренней позиции | апрель | Воспитатель и другие специалисты | Дети 6-7 лет | |
Изучение мотивов учения (по Г.А.Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) | изучение мотивов учения старших дошкольников | Сентябрь,март | Воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Методика «Рисунок школы» А. И.Баркан | определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности | апрель | Воспитатель | Дети 6-7 лет | |
«Лесенка» | выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. | Октябрь, март | Воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Интеллектуальная готовность | Методика по определению концентрации и распределения внимания | Выявление концентрации и распределение внимания | Октябрь | воспитатель | Дети 6-7 лет |
Методика для выявления уровня развития образных представлений | Выявление уровня развития образных представлении | октябрь | воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Название цвета по показу | Выявление уровня сенсорного развития ребенка | ноябрь | воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать | Выявления уровня способностей обобщать, абстрагировать, классифицировать | март | воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Методика А. Лурия по определению состояния кратковременной памяти | определение объема слуховой механической памяти | март | воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Эмоционально-волевая готовность | Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили) | Позволяет оценить степень волевой активности детей при выполнении задания | апрель | воспитатель | Дети 6-7 лет |
Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств (Методика разработана А.И. Высоцким) | Позволяет выявить уровень волевых качеств | сентябрь | воспитатель | Дети 6-7лет | |
Цветовой тест эмоциональных состояний | Определение настроения ребенка на занятиях | Октябрь, апрель | воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Тест Розенцвейга | определяет реакции ребенка на стрессовые, фрустрирующие ситуации | Сентябрь, апрель | воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Социально-психологическая готовность | Опросник для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» | оцениваются коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми | октябрь | Педагог-психолог | родители |
Наблюдение воспитателя за детьми | изучение особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний | Октябрь, апрель | воспитатель | Дети 6-7 лет | |
Методика "Закончи историю" | изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие). Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку. | Сентябрь, март | Воспитатель | Дети 6-7 лет |
Список литературы:
- Бугрименко Е. А., Венгер А. Л.. Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. / под ред. В.В. Слободчикова.-Томск: Пеленг, 1992.
- Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство. – М.,Генезис, 2001 – Ч.1.Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М., Академический проект, 2003. Выготский Л. С. Лекции по психологии.-СПб.: СОЮЗ, 1997. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.,1956.
- Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской.-М.:Гардарики, 2001.
- Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л. А.Венгера - М.,1978
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей.- М., 2002.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. / под ред. Е. А.Стребелёвой - М., Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...
«Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
«Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»...
Программа психолого-педагогических занятий по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе «Приключения будущих первоклассников» (для детей 6 – 7 лет)
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад «Солнышко», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошколь...
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО. Методики диагностики психологическая готовность к школе....
Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Чтобы пойти в школу, ребенок должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться. Цель психолого-педагогического сопровождения дошкольника сегодня является не просто суммой разнообра...
Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"
Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...