План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
материал (младшая группа)

Челбогашева Марина Николаевна

Тема: Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_horovodnye_igry.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №200

______Чупрунова Н.В.

Индивидуальный план по самообразованию

 «Хороводные игры

для детей младшего дошкольного возраста,

как средство приобщения

к истокам русской народной культуры

в детском саду»

Составила: 

Воспитатель второй младшей группы:

Челбогашева Марина Николаевна

г. Кемерово, 2023

Тема: «Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г

Дата окончания работы: май 2024 г.

Актуальность выбранной темы:

Обеспечение духовно-нравственного, физического развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, таким образом в настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, не устойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Начинать решать эту важную проблему необходимо ещё за долго до рождения ребёнка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Известный физиолог А.Г. Сухарев рассматривает здоровье ребёнка как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов. Из данного определения следует, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования. Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Оно способствует развитию всех систем организма и особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, костно- мышечной, нервной. Под влиянием движения улучшается обмен веществ. Исследования убедительно доказали зависимость здоровья от двигательной активности. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движения развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша. Чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, тем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы и психических процессов у детей раннего возраста таковы, что движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не могут овладеть в полной мере техникой основных движений. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию их движений.

В решении этой задачи эффективным средством может стать хороводная игра.

Хороводные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие хороводные игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.

С помощью хороводных игр дети младшего дошкольного возраста легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого.

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с хороводными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

2. Создать условия для физического развития младших дошкольников через пополнение предметно-развивающей среды;

3. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой, традициями и обычаями русского народа через хороводные игры.

4. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

5. Повысить уровень профессионального мастерства педагога.

Теоретические аспекты, хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры.

Многие психологи и педагоги изучают значение хороводных игр для гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста и проблемы их внедрения в практику дошкольных образовательных организаций [8].

Многие работы известных исследователей отражают различные подходы к хороводной игре. Важно отметить, ее как форму деятельности, включающую усвоение деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин), а также проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже) [5].

Выдающийся педагог Л. Выготский отмечал, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Игра и труд образуют два основных канала, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неисчерпаемый источник личного развития [10].

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином, необходимым для здоровья ребенка». Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре дети дошкольного возраста приобретают новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом [3].

Среди всего многообразия игр мы выделим особенно хороводные игры, в которых все игроки обязательно участвуют в двигательных действиях, обусловленных сюжетом и правилами, и направленных на достижение определенной условной цели [13].

Хороводные игры – это темпераментное моторное проявление инициативы с чувствами, ограниченными нормами поведения, что способствует воспитанию у младших дошкольников дисциплинированности, коллективизма, решительности, доброжелательности и иных качеств, необходимых подрастающему поколению [3].

По мнению отечественного психолога В. С. Мухиной, игры с правилами помогают дошкольнику развивать умение намеренно сосредотачиваться на сознательно выбранном объекте. Игра, как процесс, специально организованный взрослыми, который несет в себе определенное социокультурное влияние и представляет собой, по сути, совокупность образов осмысления конкретно выявленных людей и социальных групп окружающей действительности и их собственных отношений с ней. Хороводная игра основана на восприятии представленных правил, тем самым она ориентирует ребенка на соблюдение определенных норм и требований взрослой жизни, в силу своих особенностей – это лучший способ добиться развития творческих способностей и доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста без использования методов принуждения [5].

В современной теории и практике дошкольного образования значительное внимание уделяется прекрасному сочетанию различных форм, методов и средств приобретения навыков в обучении и воспитании, что позволяет эффективно решать задачи программ дошкольного образования.

Подготовка к проведению хороводных игр:

  • отбор игр в соответствии с задачами обучения и возраста детей;
  • определение места и времени для игры;
  • определение количества играющих (подгруппа, группа);
  • воспитателю следует изучить и осмыслить весь ход хороводной игры, свое место в игре и приемы руководства;
  • предварительно обогатить речевой опыт младших дошкольников, их знания и представления с помощью игровых упражнений, бесед, наблюдений, вопросов [11].

Проведение хороводных игр:

  • ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий, нарушение которых не приведет к нужному результату;
  • подведение итогов игры.

Анализ проведенной хороводной игры:

  • выявление ошибок предыдущих этапов, чтобы избежать их в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать вывод, что актуальность выбранной темы продиктована современными условиями. Дошкольный возраст – это годы формирования основ здоровья, гармоничного нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низка, ребенок легко заболевает. В связи с этим важно создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных организаций [15].

Перспективный план самообразования

На 2023-2024 учебный год

Срок

Этап

Содержание работы

Практическая деятельность

Сентябрь

Информационно-подготовительный этап:

  1. Изучение темы: «Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду».
  2. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
  3. Составление перспективного плана работы.

Изучение ФЗ «Об образовании»,
изучение психолого-педагогической и методической литературы.

Провести обзор информации в интернете.

Повышение профессионального уровня педагога; развитие любознательности и познавательной активности.

Перспективный план.

Октябрь-Ноябрь-Декабрь

Подготовительный этап:

Привлечение родителей.

Формирование личности ребенка средствами русских народных игр через включение их в совместную деятельность.

Работа с родителями:

  1. Опрос - анкетирование «Роль хороводных игр в семье»

Просмотр сайтов в Интернете.

Просмотр методической литературы.

Получение и анализ информации по теме самообразования в семье.

Картотека «Хороводные игры»;

Картотеки «Считалок».

Январь-Февраль-Март

Практический этап

Работа с детьми.

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с хороводными играми:

-знакомство с содержанием игры;

- Объяснение содержания игры;

- Разучивание игр.

Познавательно-речевой проект «Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста,

как средство приобщения

к истокам русской народной культуры в детском саду»

Работа с родителями -подобрать материал, консультации, разработать информацию по теме самообразования.

Изготовить атрибуты к хороводным играм совместно с родителями.

Заучивание с детьми считалок.

Проведение хороводных игр.

Цель проекта: 

Формирование начальных представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре, традициях и обычаях русского народа через хороводные игры.

Информация в уголок для родителей «Хороводные игры в воспитании детей дошкольного возраста».

Продукты проекта для детей:

-Маски для игр «Мыши водят хоровод», «Каравай», «Карусель», «Мы на луг ходили».

Апрель-Май

Итоговый этап

Отчет о проделанной работе:

Конспект развлечения

Фотоальбом

Публикации своего опыта.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Повышение своего профессионального уровня.

- «В гостях у бабушки Федоры»

 

- «Мы играем в хороводные игры».

- Образовательная социальная сеть «nsportal.ru», «Мой мини-сайт».

- Выступление на педсовете ДОУ «Итоги учебного года»

Работа с родителями

Анкетирование родителей (25 – 100%) по данной проблеме показало, что родители отдают предпочтение чтению художественной литературы - 37% (8 родителей). Предпочитая дома, просматривание мультфильмов по телевизору – 63% (17 родителей). Совместные хороводные игры – 0% (0 родителей).

На 6 вопрос «Какие формы получения необходимых сведений о хороводных играх, Вы предпочитаете?», родители единодушно 100 % (25 родителей), ответили «Консультации воспитателей».

Вывод. Чтобы привлечь внимание родителей к хороводным играм и дальнейшему приобщению к истокам русской народной культуры детей младшего дошкольного возраста, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

Ожидаемые результаты после реализации перспективного плана самообразования:

У детей:

- Знают хороводные игры, считалки (согласно перспективному плану).

- Умеют подбирать самостоятельно атрибуты к хороводным играм, маски на голову.

- С помощью взрослого и самостоятельно играют в хороводные игры.

У родителей:

- Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников.

- Родители играют с детьми в хороводные игры дома.

У педагога:

- Сформируются умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

- Сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества.

Заключение

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также формирование основных качеств личности.

Можно сделать вывод, что хороводная игра, является важным, положительным средством приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры, а также то, что хороводная игра имеет огромное значение в воспитании младших дошкольников.

Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить семена любви и уважения к народной культуре, к хороводной игре.

Таким образом, необходима дальнейшая работа по ознакомлению с хороводными играми детей данной группы, как средством приобщения к истокам народной культуры.

Перспектива темы по самообразованию:

Продолжить знакомить детей с хороводными играми со все более усложняющимися правилами в соответствии с возрастом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова, И. А. Подвижные игры для дошкольников [Текст] : учебник для бакалавров / И. А. Агапова. – Москва : АРКТИ, 2008. – 124 с.
  2. Алябьева, М. Н. Физическое воспитание детей раннего возраста [Текст] / М. Н. Алябьева. – Москва : 1978. – С.52-58
  3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  4. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. –  286 с.
  5. Горохова, М. Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] : /  монография /  М. Ю. Горохова. – С.: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 с.
  6. Ершова, Е. В. Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е. В. Ершова. 2018. – 112 с. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_organizatciya_igrovoj_de_104207.html(Дата обращения : 04.09.2022).
  7. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] : учебник для бакалавров / Т. И. Осокина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 1983. – С.2-16
  8.  Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128 с.
  9.  Петров, В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 144 с.
  10.  Петров, В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] :  . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
  11.  Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
  12.  Покровский, Е. А. Русские детские подвижные игры [Текст] :  . – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 184 с.
  13.  Судакова, Е. А. Хороводные игры [Текст] : / Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Судакова. –Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2021. – 80 с.
  14.  Шляхова, И. А. Подвижные игры [Текст] / И. А. Шляхова // Дошколенок Кузбасса. - 2016. - №3 (36). – С. 24.
  15.  Федорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] : . – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2023- 2024 учебный год

                           Тема: «Инновационные формы работы по укреплению детско-родительских отношений через о...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год.

Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурноспортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к система...

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: «Использование инновационной технологии ковролинография – «говорящая стена» для речевой активности детей»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей  посредством внедрения...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год. Тема: «Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе».

- формировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материала...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год

Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внед...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный годТема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель: изучить материал по ф...