План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год
учебно-методический материал по математике
План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год
Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внедрить его в работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazov_po_matematike.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
филиал «Сотниковский детский сад»
План работы по самообразованию
на 2023 – 2024 учебный год
Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Воспитатель: Л.Г.Коновал
2023
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обогащают свой интеллектуальный и чувственный опыт, начиная с самого рождения. Родители, а впоследствии и педагоги помогают ребёнку в познании мира.
В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, начиная с самого раннего возраста. Трудно бывает нагнать упущенные возможности в формировании математических представлений, если упущен сензитивный период. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Если формирование данных структур происходит позже, то зачастую можно столкнуться с трудностями в изучении математики, часто процесс познания этой науки остаётся незавершённым. Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики.
Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Актуальность темы обусловлена тем, что ФГОС дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Почему именно через игровую деятельность? В процессе работы я стремилась найти такую форму обучения, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. И такой формой, на мой взгляд, является игровая деятельность. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Общепринятая система обучения, на мой взгляд, не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей математические представления.
Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внедрить его в работу.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Оформить в группе уголок «Математический»;
- Выставка работ. Тема: «Лучшая математическая игра своими руками»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Веселая математика»;
7.Отчет о проделанной работе за учебный год.
Дата начало работы над темой: сентябрь 2023 год.
Дата окончания работы: май 2024 год.
Планируемые результаты:
- У детей повысится уровень математических знаний;
- Дети дополнят первичные математические знания новыми в интересной игровой форме.
Мною были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей;
- Работа с родителями.
Этапы работы:
I. – организационный (сентябрь 2023):
Изучение научной и учебно-методической литературы.
II. – основной (октябрь 2023 – апрель 2024)
1.Организация работы с детьми через реализацию перспективного плана работы.
2.Оформление выставки совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры».
3. Разработка конспектов занятий с детьми
4.Создание игр-головоломок. 5. Создание консультаций для родителей.
III. – заключительный (май 2024)
Оформление картотеки математических игр.
Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».
Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»
Пополнение РППС:
- Создание консультации для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
- Пополнение центра математики Д/И «Сравни и заполни» (карточки + геометрические фигуры);
- Пополнение картотеки дидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «С одним обручем», «Сложи из палочек»;
- Создание консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»;
- Создание игр-головоломок;
- Пополнение картотеки с математическими сказками.
Изучение методической литературы по теме:
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой
- Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.
- «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
- З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
- В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
- О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
- Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
- «Играя, учимся математике». – М.:2005. Спиридонова Б. В.
- Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.
- Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.
План работы по теме самообразования:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | Разработка конспектов | Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка» | Изучение научно-методической литературы. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; обзор информации по исследуемой теме в Интернете |
Октябрь | Дидактические игры на закрепление «Ориентировки во времени» 1. Д/И «Назови сутки» Д/И «Живая неделя» 2. Чтение математической сказки «Курочка ряба» | Консультация для родителей | Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г. РППС: создание консультации для родителей«Занимательная математика дома в повседневной жизни» |
Ноябрь | Дидактические игры на закрепление «Ориентировки в пространстве» 1. Д/И «Линии и точки» Д/И «Сравни и заполни» 2. Чтение математической сказки «Граф Треугольник» | Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками | Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г. РППС: пополнение центра математики Д/И «Сравни и заполни» (карточки + геометрические фигуры) |
Декабрь | Дидактические игры на закрепление «Количество и счет»1. Д/И «Назови соседей числа»Д/И «Встань на свое место» 2. Чтение математической сказки «Сказка о точке» | Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов» | З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г. РППС: пополнение картотекидидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «С одним обручем», «Сложи из палочек» |
Январь | «Геометрические формы» 1. Д/И «С одним обручем» Д/И «Сложи из палочек» 2. Чтение математической сказки «Сказка о нуле». | Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» | В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г. РППС:создание консультации для родителей«Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста» |
Февраль | «Величина» 1. Д/И «Посадим ёлочки в ряд» Д/И «Поездка» 2.Чтение математической сказки «Барон Квадрат» | Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика» | О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г. РППС:пополнение картотеки с математическими сказками |
Март | «Цвет и форма» 1. Д/И «Разноцветные фигуры» Д/И «Каких фигур не достает» 2. Чтение математической сказки «Про козленка, который умел считать до 10» | Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры» | Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г. РППС:пополнение картотекиД/И Познавательное развитие «Каких фигур не достает» |
Апрель | «Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»1. Д/И «Справа как слева» Д/И «Соберём бусы» 2. Игры–головоломки (Танграм, ) 3.Чтение математической сказки «Купец Круг» | Индивидуальные беседы и консультации | Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г. РППС: создание игр-головоломок |
Май | «Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала» 1. Д/И «12 месяцев» 2.Чтение математической сказки «Длинный-короткий» | Презентация-отчет с фотографиями«Мы играем в математику» | Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой РППС:Оформление математического центра |
Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию
- Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
- Консультации, беседы, родительские собрания.
- Выставки.
- Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план инновационной темы на 2023-2024 учебный год
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Годовой план работы ДОУ на 2023-2024 учебный год
Годовой план работы...
Годовой план работы МБДОУ на 2023-2024 учебный год
В материале представлена авторская разработка планирования воспитательно- образовательной работы в ДОО- годовой план....
План работы ДЮП на 2023 - 2024 учебный год.
План работы ДЮП....
Родительское собрание: «О планах работы на новый 2023-2024 учебный год».
Цели:1. Расширение контакта между педагогами и родителями.2. Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.3. Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:1. Рассмотреть возрастны...
План работы ММО на 2023-2024 учебный год
ММО воспитателей и педагогов-психолого ДОУ...