Наставничество как метод адаптации молодых педагогов
учебно-методический материал
Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество как метод адаптации молодых педагогов
Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.
Молодые специалисты — это особая категория педагогов в ДОУ. Это — стратегически ценный кадровый ресурс, который призван внести в организацию «свежую струю» передовых знаний, новых идей и оригинальных решений. Молодые специалисты обладают огромным потенциалом. Основной их особенностью является уникальное сочетание личностных (энергичность, активная жизненная позиция, энтузиазм, целеустремленность, инициативность, коммуникабельность, настойчивость) и деловых качеств (ответственность, исполнительность, амбициозность, работоспособность, мобильность).
Кажется, что совсем недавно и я была тем самым молодым специалистом. Но если оглянуться назад, то за плечами не много, не мало, а 20 лет педагогического стажа накопилось. Представлюсь. Я Петрова Екатерина Георгиевна, мне 38 лет. В 2004 году я начала свою карьеру воспитателя в детском саду. Закончила Гуманитарный институт по специальности психолог, преподаватель психологии. Имею высшее образование, высшую категорию.
Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Исправить ситуацию помогает наставничество.
Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.
«… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», отметил В.В. Путин.
С 2022 по 2023 года я начала свою работу по наставничеству. Первый год это был молодой воспитатель Подшивалова Оксана Леонидовна.
Я стремилась заинтересовать Оксану Леонидовну и помогала реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать педагогическую базу, развивать умения управлять детским коллективом.
Более подробно расскажу про работу наставничества в 2023-24 году. Продолжая свою работу по наставничеству с Оксаной Леонидовной, к нам присоединили еще одного молодого воспитателя Туманину Татьяну Александровну. Педагоги работали в паре на одной группе, что даже оказалось очень удобным. Хочу отметить, что все были очень заинтересованы. Педагоги сразу начали вливаться в процесс, много задавали вопросов и часто просили совет.
На первом этапе работы (адаптационный), я начала с беседы и анкетирования. Анкетирование и индивидуальная беседа показала, что педагоги нуждаются в методической помощи, а именно: знакомство с ФГОС, с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ, изучении методических консультаций по отдельным разделам, просмотре открытых занятий у опытных воспитателей, в знакомстве с передовым педагогическим опытом. ФГОС предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу, мы поставили перед собой цели и задачи.
Цель: оказание помощи и развитие профессиональных умений и навыков молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.
Задачи:
- организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи;
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно - образовательной деятельности;
- оказание консультативной и практико-ориентированной помощи в повышении качества организации образовательного процесса в группе;
- изучении нормативно-правовой документации;
- в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, педагогический мониторинг и т. д.);
- применении современных форм и методов в работе с детьми группы старшего дошкольного возраста;
- организации НОД, в постановке целей и задач;
- овладении современными подходами и педагогическими технологиями;
- овладении знаниями о механизме использования дидактического и наглядного материала;
- решении общих вопросов организации работы с родителями;
- подготовке к аттестации на соответствие занимаемой должности;
- создание условий для развития у молодого специалиста потребности и мотивации к непрерывному самообразованию.
Учитывая итоги анкетирования, я наметила план совместной работы на учебный год, куда включила консультации по организации и проведению педагогической деятельности, организации развивающей предметно-пространственной среды, консультацию взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др. Далее я оказала содействие и помощь в определении темы самообразования педагогов и написании плана по самообразованию.
Совместно проанализировали предметно- развивающую среду в группе педагогов и разработали план по ее пополнению. Оказалось, что в данной группе недостаточно материала для ознакомления детьми с сезонными изменениями в природе, временами года, формировании временных представлений, воспитании патриотических чувств. Опираясь на структуру перспективно – календарного планирования и выбор темы самообразования, я провела первым этапом теоретическую консультацию по оформлению развивающей среды, далее - наглядную, пригласив педагога в свою группу.
Для более качественной работы по созданию РППС я предложила задействовать родителей. Для этого молодые специалисты организовали родительское собрание, а так же проговорили свои пожелания индивидуально. Были подготовлены конспекты и информация в родительском уголке на тему «Роль родителей в жизни группы детского сада». Наблюдая за работой педагогов, я обратила внимание, что они трудно находят общий язык с родителями. Исходя из этого, я провела беседу и дала некоторые рекомендации по работе с родителями. Последующие обращения к родителям давали более положительные результаты.
Проведены консультации «Проведение ООД в соответствие с требованиями», «Организация разных видов игр с детьми». Совместно прошло обсуждение, мною были даны рекомендации. Была оказана помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей.
Опираясь на индивидуальный план работы с молодым педагогом, я посетила одно занятие по развитию речи. Оксане Леонидовне были даны рекомендации по избеганию речевых ошибок в процессе взаимодействия с воспитанниками, по оснащению образовательного процесса (подбор дидактического материала, его расположению при проведении занятия, по использованию методической литературы).
Обсуждались общие вопросы, были даны рекомендации и консультации по методики проведения досуговых мероприятий с воспитанниками, в частности, проведение осеннего утренника. Были затронуты вопросы по расположение атрибутов, рассаживание детей, роль педагога при проведении детского праздника. Все рекомендации, которые были даны - реализованы. Кроме того, Оксана Леонидовна не отказалась и сыграла роль Осени в моей группе старшего возраста. Педагог проявила инициативу и справилась с поставленной задачей. Тем самым была приобщена не только к жизни группы, но и детского сада.
Для совершенствования личного опыта молодые специалисты приходили в мою группу, где наблюдали за организацией режимных моментов. Далее шло обсуждение и даны рекомендации по возрасту группы педагогов.
Декабрь – месяц активной подготовки к новогодним утренникам. Нами были обсуждены общие вопросы по проведению праздника. Все рекомендации были учтены, педагоги отлично справилась с поставленной задачей.
В начале своего пути у педагогов возникали трудности в обращении с компьютером. Создание презентаций, интерактивных игр и т.д. для меня уже обыденно. И я с большим удовольствием поделилась опытом с наставляемыми. Результатом стало участие в декабре во Всероссийском педагогическом марафоне представления профессионального опыта и мастерства «Грани методического мастерства», в номинации «Интерактивный обучающий материал» Диплом II место (Туманина Т.А.)
С группой наставляемых была проведена консультация, и оказана помощь в участие в конкурсах профессионального мастерства. Подшивалова О.Л. с Эссе «Моя профессия» и Туманина Т.А. с конспектом занятия «Дорога в старшую группу» приняли участие во Всероссийском конкурсе «Педагогический потенциал: идеи, знания и опыт», где заняли почетные призовые места. Педагоги взяли это занятие как итоговое и показали свою работу администрации детского сада. Конечно я тоже присутствовала и поддерживала своих наставляемых. Оказала помощь в подготовке к занятию.
Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:
- создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
- применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
- молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
- у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;
- молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".
Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации....
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
«Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами ДОУ»
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. Вот почему особого внимания требуют именно ...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...
Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»
Консультация для педагогов«Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»...
Наставничество как метод адаптации и развития молодого специалиста
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который спосо...