Индивидуальный образовательный маршрут
материал

Нагаева Тамара Павловна

ИОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_2023.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

Тема: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Эйлера»

ФИО (полностью)

Нагаева Тамара Павловна

Муниципалитет

Ужурский район

Организация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №2 «Родничок»

Должность

воспитатель

Профессиональные дефициты / Задачи на предстоящий период

Образовательные задачи

Формы работы/ взаимодействия по реализации образовательных задач

Сроки реализации

(указать даты / месяц(ы), год)

Форма предъявления результата

1

2

3

4

5

Дефицит: профессиональная компетентность по развитию логического мышлений у детей дошкольного возраста

Задачи на предстоящий период:

Выстроить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Изучить методическую литературу по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста;

Подобрать демонстрационный материал к проведению деятельности;

Изучить разнообразные формы, методы, и средства

Методическая литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013г №1155.

2.Тихомирова Л.Ф. Логика. 5-7 лет.-Ярославль: Академия, 2000.

3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»/-СПб., 2013.-121с.

4.Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. Москва. 2003г.

5А.Белошистая. «Занятия по математике: развиваем логическое мышление».//---Дошклольное воспитание.-2004.-№9.

6.Е.О.Алексеева «Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений» /-М., 2012.-260с.

7.В.В. Левитес «Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника».//Начальная школа плюс до и после-2006.№9-с. 15-23.

8.Е.А.Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет: стихи, игры, упражнения, диагностика». Москва. Сфера, 2007г.

9.Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»., Москва: Просвещение, 2010г.

10.Антюхина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте». Москва, 2012г.

11.Заводнова Н.В. «Развитие логики и речи у детей».-Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.

Посмотреть запись прошедших семинаров

  1. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте

Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/1096340987878899653

Сентябрь-ноябрь 2023

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста; конспекты мероприятий.

Научиться   пользоваться наглядно – дидактическим материалом для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Овладеть методикой проведения занятий, игр по развитию логического мышления дошкольников

Изучить программы по развитию логического мышления дошкольников

Посмотреть запись прошедших семинаров

1.Круги Эйлера в развитии логического мышления дошкольников

Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/7059204061655824985

Ноябрь-январь 2024

Курсы повышения квалификации:

«Использование кругов Эйлера в работе с детьми»

Режим доступа URL:

https://solncesvet.ru/webinar/ispolzovanie-krugov-eylera-v-rabote-s-detmi/

Создать образовательно – развивающую среду, в соответствии с ФГОС, способствующую формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возрста

Изготовить/подобрать пособия, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Создать условия для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Проектирование РППС в группе для реализации направления «Логическое мышление»

Посмотреть запись прошедших семинаров

  1. Использование кругов Эйлера-Венна как средство активизации логического мышления

Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/11773342688044736917

Использовать в работе практические упражнения с блоками Дьенеа совместно с кругами Эйлера:

«Разложи не спеши», «Подумай и разложи», «Разложи по цвету», «Маленький большой», «Толстый – тонкий», «Не большой, не маленький» и т.д.

Январь-март 2024

Конспекты занятий с использованиями кругов Эйлера в развитии логического мышления дошкольников

Проведение учебных занятий, игровой, продуктивной, познавательно -  исследовательской деятельности,  опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

- Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно -  исследовательской деятельностью)

Посмотреть запись прошедших семинаров

1.Круги Эйлера в развитии логики дошкольников

Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/5263459250025623537

Январь-март 2024

Открытые занятия для педагогов ДОУ

Перспективный план по работе с детьми по развитию логического мышления дошкольников

Мониторинг работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющий оценить результаты освоения детьми образовательной программы, степень развития логического мышления дошкольников

Проведение мониторинга

Май 2024

Представление опыта работы на семинаре воспитателей «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»


Введение

Логическое мышление формируется на основе образного мышления  и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах

       Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений..

Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста.

Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Леонард Эйлер - английский математик, жил и творил в 18 веке. Что касается высшей математики, дошкольников еще пока не интересует. А вот как его круги внедрили в развитие дошколят, вызывает интерес.

 Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Постановка проблемы

 Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.

«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер.

Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, - на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.

Актуальность

Логика- наука о правильном мышлении, искусство рассуждения.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями.

Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. Но если в программе обучения дошкольников и школьников обязательно присутствуют упражнения на развитие логического мышления. 

Одним из способов развития логического мышления являются круги Эйлера.

Навыки, умения  работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.

Важнейшим является формирование  и развитие логического  мышления и способность «действовать в уме».

Объект

Процесс развития логического мышления дошкольников

Предмет

Новые инновационные технологии в работе с детьми, как средство развитие логического мышления дошкольников.

Цель

Развитие логического мышления у дошкольников через круги Эйлера

Задачи:

1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, сравнения, классификации, обобщения.

2. Развитие у детей :речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Новизна

Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.

Гипотеза

Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень 


Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в работе по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Практические упражнения.

1. Игра «Разложи, не спеши»

Цель:  закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круг

2. Игра «Подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.

3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.

4.Игра«Маленький большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый  - тонкий»

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый  –  все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие  красные фигуры.

6. Игра «Не большой, не маленький; не  круглый не квадратный… »

Цель:  формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета.  Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг -  все жёлтые фигуры, но не треугольники.

7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)

9. Игра «Два круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).

Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.

После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

10. Игра «Три круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на три группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Раскладывается три круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все маленькие фигуры, внутри красного – все толстые, а внутри желтого – все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...