Индивидуальный образовательный маршрут
материал
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
Тема: Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Эйлера»
ФИО (полностью) | Нагаева Тамара Павловна | |||
Муниципалитет | Ужурский район | |||
Организация | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №2 «Родничок» | |||
Должность | воспитатель | |||
Профессиональные дефициты / Задачи на предстоящий период | Образовательные задачи | Формы работы/ взаимодействия по реализации образовательных задач | Сроки реализации (указать даты / месяц(ы), год) | Форма предъявления результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дефицит: профессиональная компетентность по развитию логического мышлений у детей дошкольного возраста Задачи на предстоящий период: Выстроить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста | Изучить методическую литературу по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста; Подобрать демонстрационный материал к проведению деятельности; Изучить разнообразные формы, методы, и средства | Методическая литература: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013г №1155. 2.Тихомирова Л.Ф. Логика. 5-7 лет.-Ярославль: Академия, 2000. 3.Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»/-СПб., 2013.-121с. 4.Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. Москва. 2003г. 5А.Белошистая. «Занятия по математике: развиваем логическое мышление».//---Дошклольное воспитание.-2004.-№9. 6.Е.О.Алексеева «Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений» /-М., 2012.-260с. 7.В.В. Левитес «Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника».//Начальная школа плюс до и после-2006.№9-с. 15-23. 8.Е.А.Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет: стихи, игры, упражнения, диагностика». Москва. Сфера, 2007г. 9.Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста»., Москва: Просвещение, 2010г. 10.Антюхина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте». Москва, 2012г. 11.Заводнова Н.В. «Развитие логики и речи у детей».-Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г. Посмотреть запись прошедших семинаров
Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/1096340987878899653 | Сентябрь-ноябрь 2023 | Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста; конспекты мероприятий. |
Научиться пользоваться наглядно – дидактическим материалом для развития логического мышления детей дошкольного возраста | Овладеть методикой проведения занятий, игр по развитию логического мышления дошкольников | Изучить программы по развитию логического мышления дошкольников Посмотреть запись прошедших семинаров 1.Круги Эйлера в развитии логического мышления дошкольников Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/7059204061655824985 | Ноябрь-январь 2024 | Курсы повышения квалификации: «Использование кругов Эйлера в работе с детьми» Режим доступа URL: https://solncesvet.ru/webinar/ispolzovanie-krugov-eylera-v-rabote-s-detmi/ |
Создать образовательно – развивающую среду, в соответствии с ФГОС, способствующую формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возрста Изготовить/подобрать пособия, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста | Создать условия для развития логического мышления детей дошкольного возраста Проектирование РППС в группе для реализации направления «Логическое мышление» | Посмотреть запись прошедших семинаров
Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/11773342688044736917 Использовать в работе практические упражнения с блоками Дьенеа совместно с кругами Эйлера: «Разложи не спеши», «Подумай и разложи», «Разложи по цвету», «Маленький большой», «Толстый – тонкий», «Не большой, не маленький» и т.д. | Январь-март 2024 | Конспекты занятий с использованиями кругов Эйлера в развитии логического мышления дошкольников |
Проведение учебных занятий, игровой, продуктивной, познавательно - исследовательской деятельности, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. | Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. - Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно - исследовательской деятельностью) | Посмотреть запись прошедших семинаров 1.Круги Эйлера в развитии логики дошкольников Режим доступа URL: https://yandex.ru/video/preview/5263459250025623537 | Январь-март 2024 | Открытые занятия для педагогов ДОУ Перспективный план по работе с детьми по развитию логического мышления дошкольников |
Мониторинг работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста | Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющий оценить результаты освоения детьми образовательной программы, степень развития логического мышления дошкольников | Проведение мониторинга | Май 2024 | Представление опыта работы на семинаре воспитателей «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников» |
Введение
Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений..
Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста.
Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Леонард Эйлер - английский математик, жил и творил в 18 веке. Что касается высшей математики, дошкольников еще пока не интересует. А вот как его круги внедрили в развитие дошколят, вызывает интерес.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Постановка проблемы
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.
«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Вопрос о процессах мышления у детей имеет большой не только теоретический, но и практический интерес. С известным правом можно было бы сказать, что дети мыслят больше, нежели взрослые. Ребенок же находит себя в совершенно незнакомом мире, в котором все еще не понятно, все занимательно и интересно, - и он с чрезвычайным возбуждением и жаром стремится все узнать, со всем познакомиться. Центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает другой характер.
Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, - на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.
Актуальность
Логика- наука о правильном мышлении, искусство рассуждения.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями.
Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. Но если в программе обучения дошкольников и школьников обязательно присутствуют упражнения на развитие логического мышления.
Одним из способов развития логического мышления являются круги Эйлера.
Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
Важнейшим является формирование и развитие логического мышления и способность «действовать в уме».
Объект
Процесс развития логического мышления дошкольников
Предмет
Новые инновационные технологии в работе с детьми, как средство развитие логического мышления дошкольников.
Цель
Развитие логического мышления у дошкольников через круги Эйлера
Задачи:
1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, сравнения, классификации, обобщения.
2. Развитие у детей :речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Новизна
Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.
Гипотеза
Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень
Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в работе по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
Практические упражнения.
1. Игра «Разложи, не спеши»
Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»
Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круг
2. Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.
3. Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.
4.Игра«Маленький большой»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.
5. Игра «Толстый - тонкий»
Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый – все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие красные фигуры.
6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »
Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.
7. Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.
8. Игра «Повтори!»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)
9. Игра «Два круга»
Цель: формирование умений разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».
Ход игры:
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
10. Игра «Три круга»
Цель: формирование умений разделяет фигуры на три группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».
Ход игры:
Раскладывается три круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все маленькие фигуры, внутри красного – все толстые, а внутри желтого – все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...