Консультации для педагогов
материал
Консультации для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические пятиминутки | 16.12 КБ |
Презентация артикуляционная и пальчиковая гимнастики | 2.07 МБ |
Особенности моторной функции | 19.14 КБ |
Особенности просодической стороны речи | 21.96 КБ |
Развитие фонематического слуха | 25.91 КБ |
Развитие мелкой моторики с помощью мячиков Су-Джок | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Выступление на педагогическом совете.
«Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»
Цель: привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда.
Задачи:
- познакомить воспитателей и родителей с играми, способствующими развитию у детей слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
- показать воспитателям и родителям способы расширения активного лексического запаса детей;
- показать приемы развития просодической стороны речи.
Всем давно известна пословица «Один в поле не воин». Эти слова, как нельзя лучше подходят к работе логопеда. Потому что без помощи родителей, воспитателей его работа сводится к нулю.
Большим подспорьем для логопеда станут логопедические пятиминутки, который воспитатель будет проводить в течение дня. Это могут быть игры на развитие слухового внимания и памяти. Такие игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, по и детям с нормой речевого развития.
Вот несколько примеров таких игр.
Игра «Запретное слово».
Правила игры: взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок может отвечать на вопросы как угодно, но одно слово выбирается запретным. Как правило, это либо слово «ДА», либо слово «НЕТ». Задавать вопросы необходимо в достаточно быстром темпе, для того, чтобы ребенок лучше сконцентрировался.
Еще один вариант игры на развитие слухового внимания – игра «Большой – маленький». Взрослый называет разные предметы. Если предмет маленького размера, ребенок должен сблизить ладони. Если объект большой – он должен развести руки в стороны. Во время выполнения этой игры одновременно работают слуховой и двигательный анализатор.
Игра «Самая длинная цепочка».
Хорошим методическим приемом для проведения этой игры будет введение элемента соревнования. Ну а непосредственно сама победа поощряется символическим призом.
Дети садятся в круг. Начинает игру взрослый, назвав любой предмет. Следующий игрок повторяет это слово и добавляет свое. И так действует каждый последующий игрок. В результате должна появиться длинная цепочка из слов. Выигрывает тот игрок, который безошибочно повторит цепочку.
В настоящее время в логопедической работе все чаще встречаются дети, у которых нарушена иннервация речевого аппарата, проще говоря, нарушены те пути, по которым нервные импульсы проходят от коры головного мозга к органам артикуляции. Таких детей с каждым годом становится все больше и больше. Это дети, у которых «каша во рту». У таких детей нарушено не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи – интонация, высота и сила голоса, тембр. Таким детям очень полезны игры на развитие просодики. Очень полезна была бы помощь воспитателей в разучивание скороговорок, которые дети могут рассказывать с разной интонацией – вопросительной, восклицательной, с разной силой голоса – громко и шёпотом. Также их можно рассказывать с разным настроением – грустно, весело, гневно, испуганно, подкрепляя рассказ мимикой.
Одним из главных моментов в работе логопеда является работа по развитию у детей фонематического слуха, без которого невозможно полностью откорректировать у ребенка звукопроизношение. Для развития фонематического слуха предлагаю воспитателям поиграть с детьми в игру «Испорченный телефон». Группу детей можно разделить на две команды. Участники команд стоят друг за другом. Последним игрокам каждой команды показывают по одной картинке с изображением предмета. Эти игроки по цепочке шепотом называют это слово соседнему игроку. Выиграет та команда, последний игрок которой правильно назовет слово. Проверить это можно, показав предложенную картинку. Полезно предлагать слова, которые отличаются друг от друга одним звуком. Например, коза – коса, мышка – мишка. Смех на финише гарантирован.
Второй вариант этой игры хорошо всем нам знаком с детства. Дети садятся или становятся в круг. Взрослый произносит слово. Следующий игрок должен назвать слово, которое заканчивается на последний звук предыдущего слова (нос – сок – коса и т.д.). В этой игре допустимо, если ребенок на звук [А] назовет слово «огурец». Ошибки в этом нет, т.к. ребенок не знает еще правил правописания словарных слов. Даже в школе, проводя фонетический разбор этого слова, первым звуком будет именно [А].
Полезной будет игры, в которой необходимо придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого таких фишек окажется больше.
Еще одна игра «Поймай слово с заданным звуком» также помогает формировать у ребенка фонематический слух. Взрослый называет слова, например со звуком [Р], чередуя их словами без этого звука. Дети, услышав в слове заданный звук, должны хлопнуть в ладоши. Примерный ряд слов: рука, парус, нога, миска, парашют, ракета, повар, окно и т.д.
Во время изучения лексических тем большинство воспитателей опускают очень важный момент - изучение грамматических категорий. Можно отработать уменьшительно-ласкательные формы существительных, множественное число существительных, образование прилагательных от существительных, образование притяжательных прилагательных.
Воспитателям полезно расширять активный словарный запас детей не только посредством существительных, но и прилагательными и глаголами.
Предлагаю следующий вариант игры. Дети садятся в круг. Взрослый называет предмет, а дети по порядку называют признаки (действия) этого предмета. Выигрывает тот, кто назовет больше всех слов, ни разу при этом не повторившись.
В заключении хочется сказать, если каждый воспитатель будет проводить хотя бы одну из этих игр ежедневно, -он принесет большую пользу детям.
Предложенные выше игры могут использовать и родители со своими детьми и их друзьями во время прогулки или как развлечение на детском празднике.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи»
Говоря о детях с тяжелыми нарушениями речи необходимо уточнить понятие «тяжелые нарушения речи» (ТНР). Нарушения речи определяются как отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Данное понятие объединяет различные речевые расстройства. Понятие «ТНР» используется для объединения ряда нарушений речи: прежде всего различных варианты общего нарушения речи, заикание, детская афазия, алалия, разные формы дизартрии
(осложненные общим недоразвитием речи), ринолалия (осложненная общим недоразвитием речи).[13, с.30]
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.[8, с.614]
III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.[8,с.620]
Моторика детей с общим недоразвитием речи данного возраста значительно ниже возрастной группы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
В анализе результатов исследований общей моторики у детей с отклонениями в речевом развитии Герасименко Ю.В[14,с.17-21] отмечает следующие особенности: сниженный интерес к выполнению движений, низкая степень самостоятельности при выполнении двигательных заданий, активное использование помощи взрослого, замедленный темп движений, быстрая утомляемость общая напряженность, скованность, недостаточная согласованность движений рук и ног и др. В качестве причин, обусловливающих трудности выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, бросание, ловля мяча) детьми с низким уровнем двигательного развития выделяют: нарушение зрительно-моторной координации, нарушение равновесия, низкий уровень выносливости, недостаточность регуляции тонуса мышц конечностей, недостаточность мышечной силы.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
1.3 Методологические подходы и средовые ресурсы коррекции нарушений моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи
Создание особых условий для развития моторной сферы детей с общим недоразвитием речи является обязательным условием полноценного развития личности и здоровья ребенка. Формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.
В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить нескоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения.
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией , имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости). Функциями образованной среды, определяемой как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, является стимулирование различных видов деятельности ребенка, обеспечение их результативности и благоприятного социального статуса ребёнка.
Рекомендуется, в рамках создания образовательной среды воспитанников в учреждениях образования, образовывать основные группы средовых ресурсов для детей с нарушениями речи, способствующие развитию и коррекции речевого недоразвития, и, которые одновременно могут выступать как условия к развитию и коррекции моторной функции: пространственные, предметные, организационные.[13]
К пространственным средовым ресурсам в учреждениях образования относят пространство кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий)
зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и другие упражнения, благодаря которым идет развитие артикуляционной моторики.
зона для групповых (до 6 учеников) занятий - образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа и т. п.Во время специально-организованной деятельности и в течение учебного процесса проводятся пальчиковые игры и упражнения, дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики мимической мускулатуры.
Особенно следует выделитьтакие зоны, как:
зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т. ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений);
зона, элементом которой является кушетка, - для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр.
Пространство организуется таким образом, чтобы дети могли в нем свободно перемещаться (в том числе - выполнять движения в различных направлениях при проведении психогимнастики и логоритмических упражнений). Важно предусмотреть пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально; предназначенные для общения и уединения. Если ребенок захочет, то он должен иметь условия для простстранственного отделения от других участников группы. Следует помнить о присущей детям с ТНР повышенной истощаемости, утомляемости и предусмотреть указанные подпространства.
К предметным средовым ресурсам, способствующим развитию и коррекции моторных функций относят уголки физкультуры с наполнением спортивным инвентарем, определенные медицинские аппараты для массажа, лечебной физкультуры, магнитофон, секундомер, Также в последнее время учителя-логопеды широко используют инновационные и нетрадиционные педагогические технологии, требующие своей пространственной ниши и определенной наполняемости (Монтессори - зона, сенсорный уголок и т.д).[33]
Организационные средовые ресурсы, способствующие развитию и коррекции моторных функций, состоят в строгом выполнении режимных моментов, соблюдения основ безопасности жизнедеятельности детей, учета возрастных показателей детей, сотрудничество с семьей, соблюдении режима в домашних условиях.
Такие авторы, как М.Ф. Фомичева, Н.Ю. Костылева, освещающие проблему развития артикуляционной моторики, отмечают, что именно артикуляционная гимнастика способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.[35] [24]
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи : М.Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева.[26] [32] [35]
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Т.В. Волосовец рекомендует проведение комплекса артикуляционной гимнастики в рамках подготовительного этапа в коррекции звукопроизношения.[10] Крупенчук О.И. и Воробьева Т.А.разработали комплексы артикуляционной гимнастики в игровой и стихотворной форме[22] Использование игровых приемов стимулирует интерес детей к проводимым занятиям, позволяет разнообразить коррекционную работу логопеда. Т.В. Буденная в методическом пособии рекомендует проводить артикуляционную гимнастику, начиная с раннего возраста.[7]
Поваляева М.А. предлагает проводить коррекционную работу по развитию органов артикуляции с использованием сказок.[31]
Коноваленко С.В. в соавторстве разработали приемы нетрадиционной артикуляционной гимнастики с использованием разных подручных предметов.[21]
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Е.И. Краузе, Е.Ф. Архипова предлагают включать обязательный массаж мимических мышц лица в сочетании с артикуляционной гимнастикой.[20][2]
Тесная взаимосвязь речи и движения находит свое отражение в работах Воробьевой Т.А., которая предлагает развитие общей и мелкой моторики с использованием специально разработанных игр с мячом.[11]Также используются различные дидактические игры (шнуровки, выкладывание букв из палочек, пазлы, штриховки и др., предложенные, к примеру, такими авторами как А.Е. Белой, О.Н. Громовой, которые сопровождаются речевыми играми.[4] [16]
Занятия по логопедической ритмике Г.А. Волковой способствуют развитию координации, выработки умения соединения слов с действием.[9]
Н.Ю. Костылева рекомендует фонематическую ритмику как один из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей.[24] Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.
Нейропсихологическая методика, разработанная В.А. Киселевой совместно с А.В.Семенович, направленная на коррекцию двигательной сферы является комплексом разнообразных упражнений.[18] Методика предполагает работу в рамках следующих разделов: развитие речевой моторики, развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.
Таким образом, произведя анализ литературы, ознакомившись с литературными источниками и исследованиями многих авторов в области изучения моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи, можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы, направленной на коррекцию и развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с речевым нарушением отличаются неловкостью, нескоординировастью движений. Особое внимание обращает развитие мелкой моторики рук, и, в силу специфических нарушений речи, недоразвитием и слабым функционированием органов артикуляции. Коррекционно - развивающая работа должна быть направлена на развитие артикуляционной, мелкой, крупной моторики и развитие мимической мускулатуры.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности просодической стороны речи у детей с ОНР»
Значимость развития просодической стороны речи
О значении данного аспекта речи говорили многие исследователи речевой функции. Так, например, В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.
Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной.
В литературе (Е,С,Алмазова, В,А,Артемов (2), Е.А.Брызгунов (7), Н.И.Жинкин (13), А.Р. Лурия, О.С., Орлова и др. (31) подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. Многие проблемы, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, связаны с трудностями интонационного оформления высказываний.
По классификации В.А.Лабанской (31), просодика является одним из видов невербальных средств общения. А.М.Антипова [31] считает, что невербальные средства являются мощным фактором, которые помогают коммуникации и выполняют все функции вербальных средств, выделяя следующие функции невербальных средств коммуникации:
Структурирования текста
Усиление значения вербального текста
Усиление ритма речи
Передача основных коммуникативных значений вопросительности, восклицательности, утвердительности.
Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Дикция - четкое, внятное выразительное произношение слов.
Пауза - знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени( в речи, музыке).
Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение.
Ударение - акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.
Мимика - (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица, это язык инстинкта и телодвижений, являющихся, отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.
Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты, тона при произнесении фразы.
Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым значением.
Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса - окраска, качество звука.
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и замедленным выдохом значительным увеличением дыхательного объема преимущественно ротовым типом дыхания максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией, слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Очень часто при работе с детьми с общим недоразвитием речи выявляются нарушения компонентов просодической стороны речи. Интонационно-выразительная окраска речи страдает у детей с дизартрией. Это выражается в мелодико-интонационных расстройствах , что в наибольшей степени влияет на разборчивость речи. Эти нарушения характеризуются расстройством дыхательной и голосовой функций, нарушением темпа, ритма, интонационного оформления речи, неправильным ударением, расстановкой пауз. В целом речь ребёнка с дизартрией монотонная, невнятная, смазанная, недостаточно интонированная, неэмоциональная, с изменённой ритмической структурой. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос во время произнесения тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных или других персонажей). Ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен.
Таким образом, ясна необходимость целенаправленного выявления и преодоления речевых расстройств, в том числе, просодических нарушений. Работу над этими компонентами речи необходимо осуществлять в дошкольном возрасте, для того, чтобы придя в школу, оказавшись в более трудных условиях , ребёнок не испытывал трудностей в общении с детским и взрослым коллективом и был уверен в правильности и чёткости своей речи.
Известно, что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Алмазова Е.С. отмечает: «Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Как известно, у ребёнка компенсаторные возможности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития , воспитания и обучения».
Логопедическая работа о формированию интонационной выразительности речи строится следующим образом;
- От различения видов интонации в импрессивной речи к применению определенных типов интонации в экспрессивной речи.
- Начинается работа над интонацией на материале гласных.
- Различении и усвоение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.
- Поэтапность работы
- Подготовительный этап
- Работа на речевым дыханием
Диафрагмальное, фонационное, речевое
- Работа над голосом
Сила голоса, диапазон голоса
- Работа над ритмом
Восприятие ритма, воспроизведение ритмических структур
- Формирование темповой организации речи
Восприятие темпа, воспроизведение темпа.
- 1 этап. Формирование интонационной выразительности
- Знакомство с интонацией (вопрос, радость, удивление, угроза, просьба, приказ и т.д.)
- Повествовательная интонация
- Вопросительная интонация
- Восклицательная интонация
- Дифференциафия различных интонаций
- Работа над паузой
- Работа над логическим ударением
- 2 этап . Автоматизация всех направлений работы в играх, инценировках
Целенаправленная работа по предложенной выше схеме способствует развитию интонационной выразительности речи детей к концу периода обучения. Кроме того развивается внимание, память речевая активность ребят.
Работа на речевым дыханием
Особенности дыхания у детей с дизартрией состоят в том, что тип дыхания является верхне-грудной (поднимаются верхние отделы грудной клетки и плечи), в поверхностности, учащённости, укороченности фазы выдоха, в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Дыхательная гимнастика не только регулирует речевую функцию, но она регулирует и газообмен в организме, кровообращение, массирует внутренние органы. В работе над дыханием нельзя допускать поспешности. Необходимо соблюдать ряд правил:
- Дыхательные упражнения выполняются в свободной одежде, в проветренном помещении, до еды.
- Следует следить, чтоб ребёнок во время упражнений не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.
- Следить, чтобы движения проводились плавно, под счет, придерживаясь определённого ритма.
- Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.
- Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений, так как они повышают кислородный обмен, усиливают кровообращение и работу сердца. Чрезмерные дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Вансовская Л.И. рекомендует увеличивать их с 3-4 раз подряд в течение 5 минут до полной нагрузки постепенно.
Правильному дыханию вредит неправильная осанка. Осанка – это уравновешенное движение таза и плечевого пояса с активным участием мышц брюшного пресса, владение своим телом и позвоночником. Сутулость спины, плеч приводит к нарушению дыхания.
Для нормализации положения частей тела (нормализации осанки) можно использовать такой прием: «ВЕЛИКАНЫ»
Выпрямиться, поставить ноги шире, колени расслабить и постараться стать как можно выше, представив, что кто-то взял прядь волос на макушке и тянет вверх, увеличивая рост. При правильном положении тела постараться вызвать у ребёнка ощущение эластичности мышечного корсета.
В данном случае осуществляется совокупная работа многих мышц туловища.
ФОРМУЛА ОБЩЕГО ПОКОЯ.
Все умеют танцевать, Есть у нас игра такая –
Прыгать, бегать, рисовать, Очень лёгкая, простая:
Но не все пока умеют Замедляется движенье,
Расслабляться, отдыхать. Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно !
Упражнения для мышечной релаксации:
«Кулачки»,«Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблики», «Любопытная Варвара»
ПОСТАНОВКА НИЖНЕ-РЕБЕРНОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.
Нижне-реберное диафрагмальное дыхание не утомляет ребёнка, создаёт длительную, плотную и управляемую струю воздуха. Постановка осуществляется с помощью следующего упражнения.
Упражнение. «ШАРИК»
Л-д: Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.
Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я. Можно использовать комментарий в стихотворной форме: Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (желается вдох)
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.
Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие фонематического слуха»
Речь – одно из важнейших средств коммуникации, проявляющееся в дошкольном возрасте в диалогах, полилогах (коллективных разговорах), монологах.
По Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Одним из целевых ориентиров в них названа следующая характеристика развития ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- умеет выделять звуки в словах;
- у ребёнка сформированы предпосылки к грамотности.
Разнообразные дидактические и логопедические игры, речевые задания и упражнения, загадки-добавлялки, весёлые стихи способствуют развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, формированию фонематических представлений, знакомят дошкольников со звуковой стороной слова. Ценность игр заключается в том, что они помогают дошкольникам овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение на занятиях, физкультминутках, и в режимных моментах.
В формировании фонематических процессов и фонематического слуха можно выделить 6 этапов, для каждого из которых я сегодня представлю соответствующие игры, задания и упражнения.
Узнавание неречевых звуков
Цели:
- упражнять в определении на слух предметов;
- развивать фонематический слух;
- учить узнавать ритмический рисунок;
На этом этапе мы используем различные шумовые игрушки и предметы, записи пения птиц и звуков животных, музыкальные инструменты и проводим игры:
«Какой предмет звучит?» (логопед играет на музыкальном инструменте, или стучит предметом, а дети определяют что это за предмет) , «Слушай звуки» ( ребёнок реагирует на услышанный звук определённым движением: поднятием руки, хлопком, прыжком и т.п.), «Двигайся на звук»(по принципу музыкального стула), « Узнай по звуку» (дети узнают и запоминают сразу несколько звуков, услышанных «ночью», а «днём» рассказывают что слышали).
Можно включать элементы узнавания неречевых звуков в подвижные игры, когда детям предлагается не сказать, а изобразить узнаваемые звуки: поющие птички летают, мышки скребутся, деревья качаются на ветру, волны шумят, медведь пробирается сквозь заросли в лесу и т.п.
Детей младшего дошкольного возраста мы учим различать простые хорошо знакомые звуки, используя погремушки, резиновые игрушки, звуки животных. В старшем дошкольном возрасте узнаваемые звуки усложняются, например, «Шумовые баночки», где детям предлагается определить вид крупы, или «Полянка», где дети должны догадаться по стуку кто пришёл.
(Проведение игры с педагогами «Полянка»)
В младших группах мы обязательно демонстрируем предметы, прежде чем предлагаем узнать, а старшим детям можно предложить узнать предмет по звуку из-за ширмы.
(игра «Угадай по звуку»)
Различение высоты, силы, тембра голоса
Цели:
- учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к
тихому;
- учить говорить в быстром и медленном темпе;
- согласовывать движения со словами стихотворения;
- реагировать на словесный сигнал;
- воспитывать умение менять высоту голоса;
- совершенствовать фразовую речь;
- развивать тембр голоса.
На этом этапе проводятся следующие игры и упражнения: «Близко-далеко» (где мы увеличиваем или уменьшаем громкость звучания аудиозаписи голосов животных или птиц), «Вьюга» (по сигналу «Вьюга начинается!» дети тихо произносят «Уууу...», «Сильная вьюга!»-дети говорят громко, «Вьюга кончается!»-говорят тише, «Вьюга кончилась!»-замолкают, «Большие и маленькие» (дети изображают взрослых, зовущих своих детёнышей животных и тихо отзывающихся детёнышей), «Тихо, звонко, громко?» (дети старших групп определяют звучание слов:
Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка, малыши.
Звонко: зонт, коза, звезда, знамя, заноза.
Громко: барабан, рыба, трамвай, тигр, труба.
Такие игры помогут научить детей различать и изменять силу голоса.
С малышами мы можем тихо успокаивать громко плачущую куклу, а со старшими детьми тихим эхом отзываться громко зовущим заблудившимся.
(проведение игры «Эхо»)
В быстром и медленном темпе дети научатся говорить в таких играх как: «Карусель» (подвижная игра, в которой дети, держась за верёвку в виде кольца, или за руки, двигаются в разном темпе произнося слова:
Еле-еле-еле-еле завертелись карусели.
А потом кругом, кругом – всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!
«Дождик» (дети по команде изображают начинающийся дождь, произнося медленно «кап…кап…», усиливающийся дождь умеренно «кап-кап-кап» и сильный ливень произнося быстро «кап-кап-кап»; позже детям предлагается определить на слух какой идёт дождь?), аналогично проводится игра «Топ-топ-топ», где дети изображают маленькие и большие ножки.
(игра «Поезда»)
Согласовывать движения со словами стихотворений, реагировать на словесный сигнал, менять высоту голоса мы учим детей в процессе подвижных, хороводных и музыкальных и театрализованных игр, например: «Зайка серенький», «У медведя во бору» в младших группах, «Зайцы и волк», «Шёл козёл по лесу» - с детьми старших групп.
С малышами можно поиграть в игру «Выполни задание»: педагог читает стихотворение, а дети выполняют действия, о которых в нём говорится:
Мы топаем ногами, Мы руки поднимаем,
Мы хлопаем руками, Мы руки опускаем,
Киваем головой. Мы руки подаём и бегаем кругом!
Конечно, самыми полезными будут игры, при проведении которых мы будем решать несколько задач одновременно, например игра «Идут животные», где топанье слонов, оленей, ёжиков и мышей изображается при помощи изменения силы и высоты голоса, а также темпо - ритмического рисунка. В процессе игры «Кот и мыши» мы учим согласовывать движения со словами стихотворения, и менять силу голоса: мышки говорят тихо, приближаясь к коту:
Тише, мыши, тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!
Кот громко мяукает и ловит мышей.
Особенно хочется выделить игры-театрализации, пользу которых для речевого развития дошкольников переоценить невозможно. Так в игре «Теремок» дети учатся изменять высоту и силу голоса, темп речи, согласовывать движения со словами.
(предлагаю педагогам изобразить стук и монологи героев, а остальным узнать персонажа)
Различение слов, близких по звуковому составу
Цели:
- развивать фонематический слух;
- учить подбирать рифму;
- находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;
- различать слова-паронимы.
Хочется отметить важность развития фонематического слуха у детей. Нарушение звукопроизношения у дошкольников само по себе не вызывает трудностей при обучении грамоте, проблемы могут возникнуть именно при на рушении фонематического слуха, как следствия длительного нарушения произношения звуков. Поэтому решению этой задачи нужно уделять особое внимание.
Речь детей младших групп отличается дефектами мягкости и твёрдости, поэтому игры должны привлекать внимание детей к различиям таких парных фонем: п-пь, б-бь, д-дь и т.д. необходимо проводить такие игры, как : «Большие и маленькие машины» («Бып-бып»- «Бип-бип»), «Звенят колокольчики» («Дин, дин, дин»-«Динь, динь, динь», или «Дынь,дынь,дынь»-«Динь,динь,динь»), «Молоточки» («Тук-тук-тук»-«Тюк-тюк-тюк»).
В средних группах проводим игры также на различение твёрдых и мягких звуков, но усложняем ритмический рисунок слов обозначителей: игра «Барабаны» (Там-там-татам» - «Тям-тям-тятям»), используем произношение изолированных парных звуков: игра «Пчёлы и мухи»(« Ззззз»-«Зьзьзьзь») и более сложных фонем в слогах,
например, сонор: «Балалайки» («Лу-лу-лу»-«Лю-лю-лю»), «Самолёты» («Др-др-дрррр» и «Дрь-дрь-дрьрьрь»). Также с детьми средних групп мы уже используем парные звонкие-глухие звуки и проводим такие игры как: «Конькобежцы и лыжники» («Жих,жих» и «Ши-их, ши-их»), «Птички» (летают высоко и низко «Вьют-вьют-вьют» и «Фьют-фьют-фьют»), «Синички» («Зинь-зинь-зинь» и «Синь-синь-синь»),
«Пляшут наши ножки» (прыжки на одной ноге поочерёдно с проговариванием слогов «Та-та-та» и «Да-да-да» со сменой гласных).
Дети старших групп должны уже хорошо различать твёрдые и мягкие звуки, поэтому с этого возраста необходимо проводить игры «Назови братца», где дети учатся называть сначала мягкие звуки («младших братцев»), затем твёрдые («старших»), можно поиграть в «Колокольчики», где по условному сигналу большие и маленькие колокольчики звенят «Дззззынь-дзззынь»- «Дззззинь-дзззинь».
Также проводим игры на различение звонких и глухих звуков-товарищей, где предварительно можно рассказать детям интересную историю, например, о том, как мальчик просил кукушку петь громче и она вместо «ку-ку» спела «гу-гу», или как изменилась песенка сломавшейся погремушки «зззз-сссс». После истории про заболевшего жука можно предложить детям изобразить звонко жужжащего «Жжжж» и потерявшего голос жука «Шшшш». Очень понравится ребятам история про котёнка, который учился петь как ягнёнок, но вместо «бе-бе-бе», у него получалось только «пе-пе-пе». В подобных историях мы учим детей анализировать звуки не только изолированно, но и на фоне слов, например можно рассказать рассказ как забывшей полить фикус девочке Вале, во сне обессиливший цветок сказал «Фаля, Фалечка, Фалюшка, полей меня фодичкой». Дети должны определить, какой звук не мог сказать фикус, и тут же мы обращаем внимание на то, чем похожи и чем отличаются звуки-товарищи.
На этом этапе мы учим детей называть выделяемый педагогом звук в слове, называть первые и последние звуки в словах.
В подготовительной группе задания усложняются, детям предлагается не только назвать первый или выделяемый звук в слове, но и подобрать к нему братца, или разложить картинки парами по первым звукам-товарищам (волк-флаг, гусь-кошка). Учим детей считать звуки в слогах и коротких словах, анализировать их. Знакомим детей с ударением, и всё это проводится в форме игр: «Чья песенка длиннее?» (мышонка «пи», или цыплёнка «пик»?), «Куда ударил молоточек?».
Также на этом этапе учим детей называть общий звук и слог в словах, придумывать слова на заданный звук, слог. Именно в таких играх дети усвоят понятия «звук», «слог», «слово».
Учить детей подбирать рифму мы начинаем со старших групп, но с малышами мы проводим игры на договаривание слов из знакомых стихотворений, выделяя рифмующиеся слова:
«Закончи стишок»
Тише, Танечка, не плачь, Я рубашку сшила мишке,
Не утонет в речке …..(мяч) Я сошью ему ……(штанишки).
Не послушал зайка папу, Надо к ним карман пришить
Отдавили зайке …..(лапу). И конфетку ……(положить).
В старших группах: Мы по узенькой дощечке Наша старшая сестра
Побежим купаться к ….(речке). Вяжет с самого ….(утра).
Среди жирных голубей Я сегодня утром рано
Прыгал тощий…(воробей). Умываюсь из-под…(крана).
Можно использовать подобные игры с рифмой при работе над очередной лексической темой, например: «Овощи»
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай. Что собрали, отгадай:
Где весною было пусто, летом выросла ….(капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную…(картошку).
От дождя земля намокла. Вылезай, толстушка…(свёкла).
Из земли за чуб, плутовку, тянем сочную …(морковку).
Надо поклонится низко, чтобы вытащить …(редиску).
Помогает деду внук, собирает с грядок …(лук).
Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий …(кабачок).
И красавец-великан – тёмно-синий …(баклажан).
С детьми старшего возраста проводятся игры «Подбери картинку», где нужно найти слова-друзья, похожие по звучанию (мышка-шишка, маски-краски, трава-дрова,
ворона-корона, топор-забор), или просто «Подбери слово», где дети сами придумывают похожее слово.
Игра «Исправь ошибки»:
А) Под берёзками, где тень Любопытные мартышки
Притаился старый ДЕНЬ (пень). Собирают с ёлок ФИШКИ (шишки).
Жил в лесу один чудак, Стужа. Снег. Метут метели.
Разводил в саду он ЛАК(мак). Тёмной ночью бродят ДВЕРИ(звери).
Здесь хорошее местечко- Мышка спряталась под горку
Протекает мимо ПЕЧКА(речка). И грызёт тихонько НОРКУ (корку).
Б) Зазеленели в парке … ДЕТКИ, В лесу летают летом… КОШКИ,
И на прогулку вышли…ВЕТКИ! Охотятся на мышек …МОШКИ.
Находить ошибки, связанные со звуковым составом слова можно в таких играх как: «Назови лишний звук»:
Говорит Володя Коле: «стройку (тройку) получил я в школе».
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (кошки).
Вадик спит и видит слон (сон), что летит в ракете он.
«Какой звук пропущен?»:
Подарили нам игрушки: Землю роет старый к.от (крот),
Целый день стреляли ..ушки (пушки). Под землёю он живёт.
В зоопарке живёт с.он (слон), Серый вол.(волк), голодный, злой
Словно дом, огромен он. Бродит по лесу зимой.
Дифференциация слогов
Цели:
- учить четко произносить слоговые ряды в отражённой речи;
- произносить трёхсложные слова при закреплении обобщающих понятий;
- подбирать рифму;
- упражнять в определении количества слов;
- формировать навыки анализа и синтеза слов;
- развивать слуховое внимание и память.
В младших и средних группах при работе со слоговыми рядами используются слоги с не сложными звуками, произношение которых не вызывает затруднений у детей: П-Б, Д-Т, Г-К, З-С, М-МЬ, Н-НЬ, Л-ЛЬ.
В старших и подготовительных группах используем слоги со звуками: С-Ш, З-Ж, Л-Р, Ч-ТЬ, Р-РЬ, Й-ЛЬ, Щ-СЬ.
Игры и упражнения заключаются в отражённом проговаривании слоговых рядов, либо в пропевании, что детям нравится больше:
ТА-ТА-ТА – ДА-ДА-ДА СА-ША-СА-ША
ТА-ДА-ТА-ДА СА-ША-СА-ША
ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА СА-СА-ША, СА-ША-ША
ДА-ДА-ТА, ДА-ТА-ТА ША-ША-СА, ША-СА-СА
ТА-ДА-ТА СА-ША-СА
ДА-ТА-ДА ША-СА-ША
Аналогично используем слоги с другими гласными: О,У,Ы,Э.
В старших группах используем также обратные слоги: АС-АШ и т.п.
В проговаривании трёхсложных слов малышей мы упражняем во время работы над очередной лексической темой. С детьми старшего возраста такую работу мы включаем в игры и упражнения типа: «Слушай и называй», где педагог называет обобщающее понятие и ряд слов, а ребёнок выбирает подходящее:
Ягоды: помидор, малина, яблоко.
Мебель: квартира, комнаты, диваны.
Цветы: ромашка, рябина, клубника.
Или, «Что не подходит?»: Фрукты: лимоны, персики, капуста.
Посуда: кастрюля, тумбочка, тарелка.
Транспорт: колесо, машина, автобус.
Полезными будут игры такие как «Найди лишнее слово»:
Канава – канава – какао – канава.
Минута – монета – минута – минута.
Калина – малина – малина – малина.
Панама – панама – панама – помада.
Также на этом этапе проводятся игры типа: «Узнай слово», где дети отгадывают слово по первому слогу и находят нужную картинку.
В старших и подготовительных группах активно используем игры на определение количества слогов в словах: «Паровозик» дети раскладывают картинки в вагончики по количеству слогов. В игре «Имена» детям, в чьих именах три слога предлагается встать за теми детьми, имена которых состоят из двух слогов; можно усложнить задание и предложить изменить имя так, чтобы слогов стало больше, т. е. назвать полное имя; аналогично изменяем слова, используя уменьшительно-ласкательные формы.
При подсчитывании слов в предложении, детям подготовительных к школе групп можно усложнить задание, предложив посчитать, сколько раз встречался определённый слог в словах.
Последующие два этапа формирования фонематических процессов касаются только старших и подготовительных групп, так как идёт уже непосредственная подготовка к обучению грамоте.
Дифференциация фонем по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости
Цели:
- дать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки;
- продолжать учить различать эти звуки на слух;
- учить выделять мягкий и твёрдый звук из слов;
- развивать фонематический слух, внимание и память.
На этом этапе также проводятся игры, где детям предлагается не только подобрать подходящее слово, но и назвать звук, который изменился, охарактеризовать его.
Игра «Договори строчку»
Распустились утром розы. На столе лежала сайка,
На цветах сверкают …(росы). А по лесу бегал …(зайка).
Щиплет травушку коза, Лиза пробовала суп,
Косит травушку …(коса). Заболел у Лизы …(зуб).
В игре «Тим и Том» детям предлагается подобрать картинки мальчикам по первому звуку, Тиму те, которые начинаются с мягкого звука, а Тому с твёрдого.
В подготовительной группе аналогично проводятся игры на различение звонких и глухих звуков в начале слов.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Цели:
- учить различать гласные и согласные звуки, согласные по твёрдости-мягкости и соотносить их с определённым цветом;
- учить выделять в слове ударный звук;
- упражнять в определении местоположения звука в слове: начало, середина, конец;
- формировать умение производить звуковой анализ слов;
- учить выделять первые звуки из слов-картинок и составлять из них новые слова;
В подготовительной группе дети должны уже уметь различать на слух гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные.
В игре «Фонарики», дети поднимают соответственно услышанному звуку, цветной кружок: гласный - красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный.
Аналогично «расселяются» картинки в цветные домики по первому звуку.
(аист и ослик будут жить в красном домике, кот и заяц в синем, а лиса и белка в зелёном)
Сложными для детей, но очень полезными являются игры на составление новых слов по первым звукам слов-картинок, или произносимых педагогом слов:
Игра «Отгадай словечко»
Морковь, астра, кот (МАК)
Шиповник, аист, рыба (ШАР)
Тыква, ослик, рыба, туфли (ТОРТ)
Сыр, лук, осень, носок (СЛОН)
Топор, ракета, улей, барабан, аист (ТРУБА)
Лист, ива, мышка, осы, носорог (ЛИМОН)
Эскимо, крот, рама, арфа, нос (ЭКРАН)
Подбирая материал для подобных игр нужно быть внимательными со словами, в которых есть йотированные звуки, т. е. слова с двузвучными буквами.
Напомню, что двузвучными являются буквы Я, Е, Ё, Ю. Два звука слышится, если такая буква стоит в начале слова, после гласной, после мягкого или твёрдого знака, а после согласной слышится один гласный звук.
При обучении детей определению местоположении звука в слове, используем карточки-схемы, а также пособия, состоящие из трёх частей, например: «Паровоз» с тремя вагонами, в первом из которых будут картинки, где нужный звук стоит в начале, во втором – в середине, а в третьем - в конце слова. В таких играх помним о том, что в конце слова звонкие звуки оглушаются, поэтому мы не используем для определения местоположения парные звонкие звуки.
Важно научить детей хорошо различать понятия «звук» и «буква», строго следить за речью не сложно, потому, что вы работаете только со звуками.
Чтобы в игровой форме научить детей различать эти понятия, можно использовать пособие, на котором изображены основные признаки звуков, которые мы слышим и произносим и букв, которые мы видим и пишем.
Трудности чаще всего вызывает различение гласных букв и звуков:
букв 10: А О У Ы Э Я Ё Ю И Е
Звуков 6: |А О У Ы Э И|.
Нет звуков: Я Ё Ю Е, это гласные буквы у которых 2 звука: согласный мягки |Й| и гласный |А О У Э|
Игры, представленные здесь, направлены на развитие речевых функций и подготовку детей к обучению грамоте, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Данные игры и упражнения способствуют выработке правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов «слово» и «звук», выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова.
Весь речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:
«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.
Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Данная технология – достижение восточной медицины. Разработана она южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно образовательной деятельности.
В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Приемы работы Су – Джок массажером:
1. Массаж специальным шариком.
2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.
Формы работы с детьми:
1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Массировать следует не только кончики пальцев, но и всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
2.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
3. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Педагог: «Я прокатываю вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
4.Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.
Выполнение инструкций:
- Наденьте колечко на мизинец правой руки.
- Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.
- Закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. (На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;
- Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)
- Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.
6.Использование шариков для слогового анализа слов.
Упражнение «Раздели слова на слоги»:
Ребенок проговаривает слова по слогам и на каждый слог берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...