Статья "Профилактическая работа в ДОУ с семьями СОП"
статья
Данная статья будет полезна социальному педагогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_rabota_v_dou_s_semyami_sop.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа в ДОУ с семьями, находящимися
в социально-опасном положении (СОП).
Нашу современность часто характеризуют как эпоху кризисов и социальных перемен, а они зачастую приводят к снижению материального уровня жизни многих семей, утрате ими семейных и нравственных устоев, что негативно отражается на положении детей, обуславливает их социально-педагогическую запущенность.
В соответствии с ФГОС ДО и Законом об образовании, детский сад призван помочь семьям в преодолении трудностей семейного воспитания. А семьи, находящиеся в социально-опасном положении (СОП) особенно нуждаются в помощи. Работа с неблагополучными семьями в нашем ДОУ ведет долгие годы, с открытия детского сада. В настоящее время на основе накопленного опыта разработана модель сопровождения семей СОП на основе сотрудничества всех специалистов ДОУ с родителями. Данная модель разработана с целью оптимизации условий психофизического развития детей из семей, находящихся в СОП в ДОУ № 45 «Добрая фея» и реализуется уже на протяжении нескольких лет.
Задачи модели:
Выявление детей, проживающих в семьях, оказавшихся в СОП.
Диагностика: изучение внутрисемейной обстановки, особенностей межличностных отношений, специфики личности детей и родителей, с их согласия;
Профилактика безнадзорности и девиантных форм поведения дошкольников на основе взаимодействия воспитателей, специалистов, мед. работников.
Организация правового и психологического просвещения родителей, пропаганды ЗОЖ и профилактика вредных привычек.
Организация образовательной, развивающей, досуговой деятельности воспитанников, создание благоприятных условий для развития детей.
В рамках данной модели усилия направляются на выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной (медико-психолого-педагогической ) помощи детям.
Процесс сопровождения включает 3 этапа:
Выявление детей и семей, нуждающихся в профилактической помощи.
Выделение групп семей с разной степенью выраженности детского неблагополучия.
Коррекционно-развивающая работа (оказание помощи в соответствии с выявленными проблемами педагогами ДОУ в сотрудничестве со специалистами социальных служб, медицинских учреждений и др.)
Анализ социальных паспортов семей, которые ведутся во всех возрастных группах, показал, что средний возраст мамы с нашем ДОУ – 29 лет, папы – 32 года.
Образование родителей: высшее составляет 20%, среднее-техническое – 26 %, средне е – специальное – 33%, среднее общее – 21%.
Количество полных семей составляет в среднем 82%, неполных – 18 %.
Анализ распада семей показал, что семьи не распадались лишь у 63% семей воспитанников, пережили развод (или одинокие родители) – 17%, повторный брак у матерей или отцов – 12%, а 8% родителей вообще отказались ответить на этот вопрос.
Следовательно, по результатам обследования, можно сделать вывод, что 37% семей составляют категорию «группы риска» по возникновению социально-опасной ситуации. Именно эти семьи требуют особого внимания, а дети, воспитывающиеся в этих семьях, составляют соответственно, «группу риска» по возникновению проблем во взаимоотношениях в семье либо проблем в воспитании детей. Именно из категории этих семей мы выявляем большинство детей, находящихся в СОП. Таких семей в среднем у нас выявлено 13-14 в год, что составляет порядка 6-7% от общей численности.
Функция выявления лежит на педагогах, психологе ДОУ и инспекторе по охране прав детства которые, непосредственно общаясь и наблюдая за детьми, замечают сложности и проблемы в развитии и поведении. При выявлении неблагополучия по необходимости ходатайствуют перед администрацией ДОУ о сотрудничестве в процессе воспитания и коррекции со специалистами ДОУ, а так же с компетентными органами (Отдел опеки, КДН, медицинские учреждения, в т.ч. туб. диспансер).
Отметим наиболее частые причины, по которым семьи попадают в СОП:
Наличие вредных привычек у членов семьи (алкоголизм, наркомания);
Потеря, смерть членов семьи.
Отсутствие работы и, как следствие – малообеспеченность семьи;
Хронические или неизлечимые заболевания, инвалидность;
Статус беженцев, вынужденных переселенцев, возможное отсутствие собственного жилья.
В таких семьях дети часто страдают от недостатка внимания, нарушаются взаимоотношения и от этого страдает воспитание и психическое развитие детей. Наиболее часто встречающиеся нарушения развития детей из семей СОП:
Отставание в познавательном и физическом развитии от возрастных норм.
Нарушение поведения и общения (агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность и т.д)
Нарушение детско-родительских отношений в семье, а следовательно отсутствие привязанности, нарушение эмоциональных связей.
Вопросы коррекции развития воспитанников рассматриваются на психолого-медико-педагогическом консилиуме. На основе результатов диагностики (с согласия родителей или законных представителей) составляются и корректируются программы индивидуального развития и сопровождения детей, принимается решение о прекращении или продолжении коррекционной деятельности.
Работа с семьями в СОП включает в себя три направления: с детьми, с родителями и педагогами.
С детьми организуются:
беседы по расширению знаний об окружающей действительности, обогащению знаний о семье, профессиях и увлечениях родителей , чтение художественных произведений, рассматривание картин и семейных альбомов и др. с целью осознания важности семьи для человека, развития и воспитания желания помочь близким, позаботиться о них;
деятельность по изготовлению сюрпризов, подарков для родителей, приглашений на праздники и мероприятия и т.д
подготовка музыкальных номеров для родителей, подбор репертуара музыкальных произведений для слушания и исполнения детьми совместно с родителями из семей СОП;
дополнительные сеансы с психологом по развитию познавательной и эмоциональной сферы для детей с отставанием в познавательном и эмоциональном развитии и проблемами в поведении;
сюжетно-ролевые, театрализованные и др. виды игр с целью возникновения совместных переживаний, желания порадовать своих близких, помочь им.
Для осуществления этой деятельности в ДОУ реализуются взросло-детские проекты по развитию творческих способностей «Малыши-карандаши», по подготовке к школе «Шаг в будущее», по приобщению к ЗОЖ «Веселая семейка», «Копилка семейного опыта», «Моя семья, физкультура и Я!», «Наша дружная семья, в ней расту счастливым я!», по сплочению семей и повышению качества взаимоотношений «Я и мое имя», «Семейный альбом», «Портрет семьи» и т.д.
С родителями проводятся:
занятия в школе «Психология-родителям» с психологом из ГБУ ЦППМСП «Доверие» по повышению психологической компетентности и развитию навыков общения с детьми, тематические анкетирования и опросы;
игротеки, мастер-классы, интегрированные совместные занятия с детьми;
выставки семейных поделок, презентации семейных увлечений, фотовыставки и съемки видеофильмов и т.д.
представления и концерты, театральные представления с участием членов семей СОП и т.д.
реализуются проекты для родителей по обогащению опыта семейного воспитания «Семейный сундучок», «Древо нашей семьи» и т.д.
Для родителей организованы и функционируют:
консультативный пункт специалистов ДОУ (социальны педагог, инструктор по физкультуре);
телефон доверия, «шкатулка вопросов»;
сайт ДОУ в интернете и блоги в социальных сетях, странички педагогов возрастных групп и т.д
социальные уголки в группах с наглядной информацией по актуальным темам.
Работас педагогами направлена на развитие таких важных качеств личности педагога как педагогический такт, владение навыками общения с родителями и детьми. По результатам самоанализа работы педагогов и анкетирования выявлены типичные затруднения педагогов в работе с родителями, организованы и проведены:
семинары – практикумы «Эффективное взаимодействие с родителями», «Родительское собрание как новая форма работы с родителями», тематические педсоветы, методические дискуссии;
деловые игры «Найди выход», «Самый «трудный родитель», самый «приятный» родитель»;
Тренинги «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции», «Активное слушание» и т.д.
Традиционные ежегодные «Рождественские посиделки» в клубе общения для профилактики эмоционального выгорания педагогов и многое другое.
Результаты нашей работы с семьями, находящимися в СОП не сиюминутны, они отсрочены во времени, их очень сложно измерить цифрами и процентами, тем не менее, по результатам наблюдений за детьми до и после проведения работы можно отметить:
сформированность у детей понятия «семья» (дети из семей СОП могут рассказать о своей семье, увлечениях, совместной деятельности);
дети способны распознавать эмоциональные проявления, проявлять свои чувства к близким;
появление желания самостоятельно сделать подарок, сюрприз для членов семьи и близких, пригласить на праздник, мероприятие;
появление и активное участие в сюжетно-ролевых играх, отображающих заботливые, добрые отношения между членами семьи.
В отношении родителей из семей СОП наблюдения и анализ показали, что:
у них появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей;
активизировалось общение с педагогами, обращение за советами и консультациями к специалистам;
улучшилась посещаемость мероприятий ДОУ для родителей и детей, члены таких семей стали активно участвовать в их организации и проведении;
анкетный опрос выявил удовлетворенность родителей качеством образования в нашем ДОУ 98,6%.
По результатам наблюдений до и после проведения просветительской работы с педагогами в последние три года наблюдается динамика фактического мастерства педагогов в работе с семьями, в том числе возросли такие показатели:
учет мнения родителей, потребностей семьи с 54 до 83%;
гибкость стиля общения, сопереживание родителям с 69 до 84%;
использование активных методов и форм работы с 65 до 93%.
Взаимодействие с семьями СОП не заканчивается с выпуском ребенка в школу. Нередко оно длится еще долгие годы. Родители и дети, уже посещая школу, нередко навещают любимых педагогов и специалистов, обращаются за советом и помощью к администрации, рассказывают о своих радостях и печалях. А спустя многие годы уже наши выпускники приводят к нам своих ребятишек в детский сад, ведь жизнь продолжается в детях….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....
Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"
В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по работе с семьей....
План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....
Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"
«Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов) ...
Из опыта работы.Взаимодействие ДОУ и семьи «Презентация работы семейного клуба «Солнышко» (2016 г.)
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи на сегодняшний день остается очень актуальной. И мы, педагоги, очень часто испытываем трудности в общении с родителями. На сегодняшний день существует немало форм в...
Планирование воспитательно-образовательной работы на наделю. Тема: "Семья - это важно, семья - это сложно."
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ, это условие целеустремлённости и организации труда воспи...
Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: "Семья" (Как результат работы над проектом «Моя семья»)
Данный конспект на тему: "Семья" помагает познакомить детей со своей семьей в интересной форме....