Консультация для воспитателей: "Эйдетика как эффективное средство развития познавательных психических процессов детей дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

В материале содержится объяснение понятия "эйдетики", ее применение в работе не только со взрослыми, но и детьми дошкольного возраста, представлены различные игры, применяемые на практике, обоснованы используемые формы и средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_eydetika.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

143 033, Московская область, Одинцовский городской округ,

п. Горки – 2, д. 19

E-mail: det_sad_32@mail.ru, 8-495-598-10-07

________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Успенская СОШ дошкольное отделение – детский сад №32

Консультация для воспитателей

Тема « Эйдетика как эффективное средство развития познавательных    

                    психических процессов детей дошкольного возраста»              

    Составитель: Кирьянова Е.А.

п.Горки-2

2024 г.

           

          Эйдетика как эффективное средство развития познавательных    

                     психических процессов детей дошкольного возраста.        

                                                 

 Формирование познавательных психических процессов - одна из важнейших  задач дошкольного образования. От развития психических  процессов  — воображения, памяти, внимания, восприятия, мышления -  зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Каждый из данных процессов отвечает за определенную сторону познавательного развития. Его полноценность и функциональность обусловлена их комплексным развитием и соотношением с обучением. Поэтому в основе дошкольного обучения лежит развитие познавательных психических процессов. Способность мыслить, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.  Эффективному развитию познавательных психических процессов детей дошкольного возраста способствует применение методики эйдетики.

 Эйдетика — это методика развития психических процессов  посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. Умственное развитие ребенка дошкольника является сложным взаимодействием различных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и логического). В свою очередь в развитии различных форм мышления большую роль играет воображение ребенка, благодаря которому формируются образы предметов. Воображение, по мнению специалистов, выполняет важнейшую функцию в познавательном развитии. Получение и переработку информации из внешнего мира обеспечивает восприятие. Живя в современном обществе необходимо запоминать большие объемы информации. Поэтому с раннего возраста важно развивать память. А внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считается одним из важнейших показателей развития личности. Полноценное владение языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного развития.

 Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик». Первые подробные описания этой методики принадлежат сербскому ученому Виктору Урбанчичу. Он первым в 1907 году ввел    термин «эйдетика», «эйдетизм». Его исследования позволили открыть феномен особой памяти через зрительные образы, что позволяет спустя время воссоздавать увиденное до мельчайших нюансов. Но говорить о том, что это новая методика, не совсем корректно, потому что еще в Древней Греции задумывались о том, как можно развить свою память. Простейшие упражнения были описаны даже в античных манускриптах, поэтому можно считать, что именно с этого периода пошло развитие эйдетики. После работ Виктора Урбанчича, этим направлением занялся Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. В нашей стране теорией и практикой занимались А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и другие ученые того времени.

 Сегодня это направление тесно связано с деятельностью доктора педагогических наук, профессора Российской Академии наук Игоря Юрьевича Матюгина, который в своих трудах обосновал основные принципы этой методики, описал используемые инструменты и используемые техники.

 Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. У детей наряду с основными познавательными процессами развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность,смекалка,наблюдательность,самостоятельность. Развивается и формируется речь ребенка, так как он высказывается посредством слова, формируются умственные способности, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации.

 Эта методика предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций, таких как: цветовые; ассоциации, связанные с геометрическими формами; тактильные; предметные; звуковые; вкусовые; обонятельные; графические ассоциации; свободные ассоциации, связанные с предметными образами.

   Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования познавательной деятельности.

 При использовании данной методике детям предлагаются различные дидактические игры. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и т.д. Задания ребенку предлагают в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций. Программные задачи выполняются в порядке нарастания сложности игры, то есть от простого к сложному. Важно позволить детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью. Работа начинается с игр, основанных на свободных ассоциациях, связанных с предметными образами. В дальнейшем дети учатся  составлять ассоциационные цепочки.

Цветовые ассоциации.

Детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Можно изменить ход игры: наоборот, предложить ряд предметных изображений и спросить: «О каком цвете вы подумали? Почему?».

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами.

Для этого вида работы используются картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задаются аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

Тактильные ассоциации.

Понадобиться набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.

Так же к коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принцип работы остается таким же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

 Предметные ассоциации.

Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для этого приема используется набор разных предметов: ниточка, палочка, трубочка, бумажка, кусок ткани, шишка, каштан, камушек, ракушка, монетка, пуговица.

Воспитатель показывает, например, нитку и говорит: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или показывает монетку и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?»  (банка, ее закрывают крышкой).

Звуковые ассоциации.

В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

 В мешочки помещают предметы, издающие различные звуки. Например: в один мешочек кладется бумага, в другой-монеты, в третий – коробочка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное.  Перед ребенком на наборном полотне выставляются предметных картинки (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка, например, с целлофановой бумагой предлагается выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» («Я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат».). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Так же, можно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предложить звук, например, звон монеток и спросить: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» . При этом не показывать источник звука. 

 Примеры дидактических игр.

Игра «Нарисуй что я скажу».

Цель игры: развитие слухового внимания.

Детям предлагаются карточки с изображением какой-либо фигуры. После 10 секунд того как ребенок посмотрел ему предлагается нарисовать то, что он запомнил.

Игра «Четыре стихии».

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Кто лучше слышит?»

Цель игры: развитие слухового внимания

Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети - в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение.

Игра «Будь внимателен».

Цель игры: развитие концентрации внимания, умения быстро  реагировать на сигнал.

Дети шагают друг за другом. Затем на слова «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «Раки» - пятиться, «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге, «Медведь» - показывать движения косолапого медведя.

Вариантом этой игры есть игра "Гав-мяу". Детям показываются картинки разных групп животных. Каждой группе животных соответствует свой жест и свои слова. Дети должны очень быстро показать жест и сказать нужное слово. Кто первый, забирает карточку. У кого наберется больше карточек.

Игра «Что там».

Цель игры: развитие концентрации внимания.

Детям предлагается послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем ведущий просит рассказать, что дети слышали. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. После этого каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

Игра «Слушай и выполняй».

Цель игры: развитие  способности быстро переключать внимание.

Детям предлагается под музыку выполнить различные танцевальные движения. На первую остановку музыки - действуют соответственно первой команде, на вторую остановку - второй и т. д. Команда 1 - повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх. Команда 2 - поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Команда 3 - поднять правую ногу, опустить, поднять левую - опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах. Примечание: команды выполняются при выключенной музыке.

Игра «Чемодан».

Цель: развитие объема памяти.

Количество игроков: 3-12. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

Игра «Цепочка слов».

Цель: увеличение объема памяти и развитие внимания.

У каждого из детей имеется карточка размером 25х10 см, на которой в ряд наклеены или нарисованы различные картинки - у всех разные. Например, на одной карточке нарисованы или наклеены пять разных овощей, на второй - пять разных фруктов, на третьей - пять разных геометрических форм, на четвертой - пять предметов одежды, на пятой - пять предметов мебели, на шестой - пять предметов посуды и т.д. Сколько участников игры, столько и карточек. У каждого из играющих есть еще и конвертики с точно такими же картинками, как те, что нарисованы. или наклеены на карточках. Детям предлагается внимательно посмотреть на свою карточку в течение 10 секунд. Затем карточки переворачиваются изображением вниз. Ребята достают из конвертиков картинки и выкладывают их по памяти в той же последовательности, как было на большой карточке. Выполнив свое задание, дети меняются карточками. Примечание: задание можно усложнить, если увеличить число предметов на карточке.

Игра «Путешествие».

Материалы: Любые предметы, находящиеся в помещении (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…).

Цель игры: развитие воображения, речи.

Ход игры: Преподаватель вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…). После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с преподавателем останавливаются около каждого выбранного предмета и представляют на нём предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы…).

Преподаватель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот – вот развалится».

После того, как все слова «нашли» своё место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нём видели.

Игра «Картинки» .

Цель игры: развитие воображения, восприятия, мышления.

Материал: любые картинки, открытки, репродукции картин. Начинать с 3 картинок, каждое занятие, увеличивая по 1-2.

Ход занятия: Воспитатель показывает картинки и называет слова, которые ребёнок должен представить. На каждой открытке одно слово.

Например, воспитатель, показывая открытку с нарисованной тарелкой:

«Представим яблоко. Увидели, как оно катится по тарелке?»

Показывает открытку с нарисованным зайцем:

«Бабочка. Представили, как бабочка села зайчику на ухо и он её сгоняет».

Игра «Ассоциации».

Цель игры: развитие мышления, воображения.

Материал: Готовая игра ассоциации или подобранные картинки — ассоциации (корзина – грибы, замок – ключ, ваза – цветы…)

Ход игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображенными на них предметами (корзина, замок, ваза…). Дети подбирают к ним парные карточки с ассоциациями (грибы, ключ, цветы…). После того как пары подобранны, заданные картинки переворачиваются (корзина, замок, ваза…), а по карточкам с ассоциациями  дети рассказывает, что было изображено на перевёрнутых картинках.

Игра «Волшебный мешочек».

Цель игры: развивать тактильно -двигательное восприятие.

Материалы: тряпичный мешочек, различные предметы (кубик, заколка, камень…).

Ход игры:

1).Перед игрой дети «ощупывают» предметы, после чего помещают в мешочек, а затем, по очереди, не заглядывая в мешочек, вынимают заданный преподавателем предмет.

2). Когда воспитатель бросает предметы в мешочек, например (кубик, заколка, камень…), дети сами, или с помощью взрослого составляют историю, которую они представляют, проговаривают (к кубику прицепили заколку для красоты, а заколка украшена разноцветными камнями…). После этого на ощупь вынимают предметы в той же последовательности как было предложено воспитателем.

Игра «Кто лучше слышит».

Цель игры: развитие слухового внимания, мышления.

Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети — в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение.

Игра «О чем подумали?». 

Цель игры: развивать мышление, речь.

«У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?» Ответы детей очень разнообразны. (Например: «Я подумал про подсолнух, потому что цыплята любят кушать семечки». «Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята». «Я подумал о том, что это мягкое пушистое покрывало»). На этом этапе занятий главная цель: обосновать свой ассоциативный выбор.

Игра «Придумай символы».

Цель игры: развитие памяти, воображения, речи.

 Воспитатель называет слова, а дети обозначают их символами. Например: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, поезд, мороженое.

В основе этой игры лежит  игра «Графические пиктограммы».

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

В игре «Пиктограммы»,  читаются короткие предложения или четверостишия, хорошо понятные детям, а дети составляли пиктограмму по небольшому стихотворению или прозе, где нужно в каждом квадрате нарисовать изображение.

Например:

     1. «На полянке колобок,

     2. Нитки сматывал в клубок.

  1. Ниток желтых, алых
  2. Намотал немало,
  3. И пошел домой устало».

Пример пиктограммы.

Игра «Запомни слова».

Цель игры: увеличение объема памяти, развитие воображения.

Правила. «Слов будет много, но их легче будет запомнить, если рисовать слова-подсказки на этих листочках. Давайте все вместе подумаем над первым заданием. Нужно будет запомнить слова «большое животное» (рисунки: слон, верблюд, жираф, кит). Правильно. Но, когда я вас попрошу вспомнить слова, вы должны будете назвать не  этих животных, а сказать «большое животное».

Примеры заданий.

I.

  1. Веселый праздник.
  2. Холодный день.
  3. Вкусный ужин.
  4. Тяжелая работа.
  5. Интересная игра.
  6. Дружба.
  7. Добрая воспитательница.
  8. Победа.
  9. Темная ночь.

II.

  1. Большое животное.
  2. Фрукты.
  3. Маленький сюрприз.
  4. Печаль.
  5. Больной ребенок.
  6. Снегопад.
  7. Смелый поступок.
  8. Красивая женщина.
  9. Новогоднее веселье.

Игра «Цифры».

Цель игры: развитие воображения, мышления, памяти.

 1 вар. В игре предлагаются детям листы, на которых написаны цифры. Они должны нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих

на данную у них цифру, или предмет с каким ее можно сравнить.

  2 вар. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т.д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя. Таких примеров очень много, поэтому дети достаточно быстро втягиваются в такую игру. В дальнейшем они будут мысленно вспоминать этот образ и называть то, что требует преподаватель.

 Игра «Друдлы».

Цель игры: развитие мышления, воображения, памяти, речи.

Друдлы -это загадки – головоломки; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое.

  1. Игра «Превращение». Дети превращают солнышко в цветочек, яблоко в очки. Друдлы помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т. д.
  2. Игра «Представь, что это может быть?».

Детям  показывают друдл, поворачивают его под разными углами, чтобы  они увидели, как можно больше ракурсов этого изображения и

использовали больше резервов выбранного друдла. Стоит отметить, что

друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Использование друдлов способствует развитию мышления, памяти, учит находить нестандартные

подходы к разнообразным задачам, развивает логическое мышление.

  1.        Эйдетика, как специальная методика, ориентирована на развитие основных психических процессов дошкольников.
  2.    Ее активное применение помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, воображение, побуждает к речевой и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9839422","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"418"}}]]В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая ...

Консультация для родителей «Книга- как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Книга является неотъемлемой частью в воспитании и обучении детей. С ее помощью ребенок может найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазиро...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

Консультация для родителей «LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»...

Выступление на педсовете. "Эйдетика как эффективное средство развития познавательных психических процессов дошкольников"

В статье представлена актуальность применения методики эйдетики для развития психических процессов дошкольников и ее значение для их обучения....

Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру

В период дошкольного детства перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя п...