Консультация для воспитателей: "Эйдетика как эффективное средство развития познавательных психических процессов детей дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)
В материале содержится объяснение понятия "эйдетики", ее применение в работе не только со взрослыми, но и детьми дошкольного возраста, представлены различные игры, применяемые на практике, обоснованы используемые формы и средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_eydetika.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
143 033, Московская область, Одинцовский городской округ,
п. Горки – 2, д. 19
E-mail: det_sad_32@mail.ru, 8-495-598-10-07
________________________________________________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Успенская СОШ дошкольное отделение – детский сад №32
Консультация для воспитателей
Тема « Эйдетика как эффективное средство развития познавательных
психических процессов детей дошкольного возраста»
Составитель: Кирьянова Е.А.
п.Горки-2
2024 г.
Эйдетика как эффективное средство развития познавательных
психических процессов детей дошкольного возраста.
Формирование познавательных психических процессов - одна из важнейших задач дошкольного образования. От развития психических процессов — воображения, памяти, внимания, восприятия, мышления - зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Каждый из данных процессов отвечает за определенную сторону познавательного развития. Его полноценность и функциональность обусловлена их комплексным развитием и соотношением с обучением. Поэтому в основе дошкольного обучения лежит развитие познавательных психических процессов. Способность мыслить, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту. Эффективному развитию познавательных психических процессов детей дошкольного возраста способствует применение методики эйдетики.
Эйдетика — это методика развития психических процессов посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. Умственное развитие ребенка дошкольника является сложным взаимодействием различных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и логического). В свою очередь в развитии различных форм мышления большую роль играет воображение ребенка, благодаря которому формируются образы предметов. Воображение, по мнению специалистов, выполняет важнейшую функцию в познавательном развитии. Получение и переработку информации из внешнего мира обеспечивает восприятие. Живя в современном обществе необходимо запоминать большие объемы информации. Поэтому с раннего возраста важно развивать память. А внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считается одним из важнейших показателей развития личности. Полноценное владение языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного развития.
Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик». Первые подробные описания этой методики принадлежат сербскому ученому Виктору Урбанчичу. Он первым в 1907 году ввел термин «эйдетика», «эйдетизм». Его исследования позволили открыть феномен особой памяти через зрительные образы, что позволяет спустя время воссоздавать увиденное до мельчайших нюансов. Но говорить о том, что это новая методика, не совсем корректно, потому что еще в Древней Греции задумывались о том, как можно развить свою память. Простейшие упражнения были описаны даже в античных манускриптах, поэтому можно считать, что именно с этого периода пошло развитие эйдетики. После работ Виктора Урбанчича, этим направлением занялся Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. В нашей стране теорией и практикой занимались А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и другие ученые того времени.
Сегодня это направление тесно связано с деятельностью доктора педагогических наук, профессора Российской Академии наук Игоря Юрьевича Матюгина, который в своих трудах обосновал основные принципы этой методики, описал используемые инструменты и используемые техники.
Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. У детей наряду с основными познавательными процессами развиваются такие качества, как любознательность, сообразительность,смекалка,наблюдательность,самостоятельность. Развивается и формируется речь ребенка, так как он высказывается посредством слова, формируются умственные способности, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации.
Эта методика предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций, таких как: цветовые; ассоциации, связанные с геометрическими формами; тактильные; предметные; звуковые; вкусовые; обонятельные; графические ассоциации; свободные ассоциации, связанные с предметными образами.
Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования познавательной деятельности.
При использовании данной методике детям предлагаются различные дидактические игры. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и т.д. Задания ребенку предлагают в разных формах организации: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, устных инструкций. Программные задачи выполняются в порядке нарастания сложности игры, то есть от простого к сложному. Важно позволить детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью. Работа начинается с игр, основанных на свободных ассоциациях, связанных с предметными образами. В дальнейшем дети учатся составлять ассоциационные цепочки.
Цветовые ассоциации.
Детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов.
Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.
Можно изменить ход игры: наоборот, предложить ряд предметных изображений и спросить: «О каком цвете вы подумали? Почему?».
Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами.
Для этого вида работы используются картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.
Вопросы задаются аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»
Тактильные ассоциации.
Понадобиться набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.
Так же к коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.
Принцип работы остается таким же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).
Предметные ассоциации.
Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для этого приема используется набор разных предметов: ниточка, палочка, трубочка, бумажка, кусок ткани, шишка, каштан, камушек, ракушка, монетка, пуговица.
Воспитатель показывает, например, нитку и говорит: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или показывает монетку и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой).
Звуковые ассоциации.
В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.
В мешочки помещают предметы, издающие различные звуки. Например: в один мешочек кладется бумага, в другой-монеты, в третий – коробочка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Перед ребенком на наборном полотне выставляются предметных картинки (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка, например, с целлофановой бумагой предлагается выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» («Я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат».). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Так же, можно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предложить звук, например, звон монеток и спросить: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» . При этом не показывать источник звука.
Примеры дидактических игр.
Игра «Нарисуй что я скажу».
Цель игры: развитие слухового внимания.
Детям предлагаются карточки с изображением какой-либо фигуры. После 10 секунд того как ребенок посмотрел ему предлагается нарисовать то, что он запомнил.
Игра «Четыре стихии».
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Кто лучше слышит?»
Цель игры: развитие слухового внимания
Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети - в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение.
Игра «Будь внимателен».
Цель игры: развитие концентрации внимания, умения быстро реагировать на сигнал.
Дети шагают друг за другом. Затем на слова «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» - как бы ударять копытом об пол, «Раки» - пятиться, «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге, «Медведь» - показывать движения косолапого медведя.
Вариантом этой игры есть игра "Гав-мяу". Детям показываются картинки разных групп животных. Каждой группе животных соответствует свой жест и свои слова. Дети должны очень быстро показать жест и сказать нужное слово. Кто первый, забирает карточку. У кого наберется больше карточек.
Игра «Что там».
Цель игры: развитие концентрации внимания.
Детям предлагается послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем ведущий просит рассказать, что дети слышали. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. После этого каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
Игра «Слушай и выполняй».
Цель игры: развитие способности быстро переключать внимание.
Детям предлагается под музыку выполнить различные танцевальные движения. На первую остановку музыки - действуют соответственно первой команде, на вторую остановку - второй и т. д. Команда 1 - повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх. Команда 2 - поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Команда 3 - поднять правую ногу, опустить, поднять левую - опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах. Примечание: команды выполняются при выключенной музыке.
Игра «Чемодан».
Цель: развитие объема памяти.
Количество игроков: 3-12. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него...огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.
Игра «Цепочка слов».
Цель: увеличение объема памяти и развитие внимания.
У каждого из детей имеется карточка размером 25х10 см, на которой в ряд наклеены или нарисованы различные картинки - у всех разные. Например, на одной карточке нарисованы или наклеены пять разных овощей, на второй - пять разных фруктов, на третьей - пять разных геометрических форм, на четвертой - пять предметов одежды, на пятой - пять предметов мебели, на шестой - пять предметов посуды и т.д. Сколько участников игры, столько и карточек. У каждого из играющих есть еще и конвертики с точно такими же картинками, как те, что нарисованы. или наклеены на карточках. Детям предлагается внимательно посмотреть на свою карточку в течение 10 секунд. Затем карточки переворачиваются изображением вниз. Ребята достают из конвертиков картинки и выкладывают их по памяти в той же последовательности, как было на большой карточке. Выполнив свое задание, дети меняются карточками. Примечание: задание можно усложнить, если увеличить число предметов на карточке.
Игра «Путешествие».
Материалы: Любые предметы, находящиеся в помещении (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…).
Цель игры: развитие воображения, речи.
Ход игры: Преподаватель вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…). После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с преподавателем останавливаются около каждого выбранного предмета и представляют на нём предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы…).
Преподаватель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот – вот развалится».
После того, как все слова «нашли» своё место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нём видели.
Игра «Картинки» .
Цель игры: развитие воображения, восприятия, мышления.
Материал: любые картинки, открытки, репродукции картин. Начинать с 3 картинок, каждое занятие, увеличивая по 1-2.
Ход занятия: Воспитатель показывает картинки и называет слова, которые ребёнок должен представить. На каждой открытке одно слово.
Например, воспитатель, показывая открытку с нарисованной тарелкой:
«Представим яблоко. Увидели, как оно катится по тарелке?»
Показывает открытку с нарисованным зайцем:
«Бабочка. Представили, как бабочка села зайчику на ухо и он её сгоняет».
Игра «Ассоциации».
Цель игры: развитие мышления, воображения.
Материал: Готовая игра ассоциации или подобранные картинки — ассоциации (корзина – грибы, замок – ключ, ваза – цветы…)
Ход игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображенными на них предметами (корзина, замок, ваза…). Дети подбирают к ним парные карточки с ассоциациями (грибы, ключ, цветы…). После того как пары подобранны, заданные картинки переворачиваются (корзина, замок, ваза…), а по карточкам с ассоциациями дети рассказывает, что было изображено на перевёрнутых картинках.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель игры: развивать тактильно -двигательное восприятие.
Материалы: тряпичный мешочек, различные предметы (кубик, заколка, камень…).
Ход игры:
1).Перед игрой дети «ощупывают» предметы, после чего помещают в мешочек, а затем, по очереди, не заглядывая в мешочек, вынимают заданный преподавателем предмет.
2). Когда воспитатель бросает предметы в мешочек, например (кубик, заколка, камень…), дети сами, или с помощью взрослого составляют историю, которую они представляют, проговаривают (к кубику прицепили заколку для красоты, а заколка украшена разноцветными камнями…). После этого на ощупь вынимают предметы в той же последовательности как было предложено воспитателем.
Игра «Кто лучше слышит».
Цель игры: развитие слухового внимания, мышления.
Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети — в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение.
Игра «О чем подумали?».
Цель игры: развивать мышление, речь.
«У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?» Ответы детей очень разнообразны. (Например: «Я подумал про подсолнух, потому что цыплята любят кушать семечки». «Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята». «Я подумал о том, что это мягкое пушистое покрывало»). На этом этапе занятий главная цель: обосновать свой ассоциативный выбор.
Игра «Придумай символы».
Цель игры: развитие памяти, воображения, речи.
Воспитатель называет слова, а дети обозначают их символами. Например: мяч, корзина, конфета, лебедь, балерина, поезд, мороженое.
В основе этой игры лежит игра «Графические пиктограммы».
Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
В игре «Пиктограммы», читаются короткие предложения или четверостишия, хорошо понятные детям, а дети составляли пиктограмму по небольшому стихотворению или прозе, где нужно в каждом квадрате нарисовать изображение.
Например:
1. «На полянке колобок,
2. Нитки сматывал в клубок.
- Ниток желтых, алых
- Намотал немало,
- И пошел домой устало».
Пример пиктограммы.
Игра «Запомни слова».
Цель игры: увеличение объема памяти, развитие воображения.
Правила. «Слов будет много, но их легче будет запомнить, если рисовать слова-подсказки на этих листочках. Давайте все вместе подумаем над первым заданием. Нужно будет запомнить слова «большое животное» (рисунки: слон, верблюд, жираф, кит). Правильно. Но, когда я вас попрошу вспомнить слова, вы должны будете назвать не этих животных, а сказать «большое животное».
Примеры заданий.
I.
- Веселый праздник.
- Холодный день.
- Вкусный ужин.
- Тяжелая работа.
- Интересная игра.
- Дружба.
- Добрая воспитательница.
- Победа.
- Темная ночь.
II.
- Большое животное.
- Фрукты.
- Маленький сюрприз.
- Печаль.
- Больной ребенок.
- Снегопад.
- Смелый поступок.
- Красивая женщина.
- Новогоднее веселье.
Игра «Цифры».
Цель игры: развитие воображения, мышления, памяти.
1 вар. В игре предлагаются детям листы, на которых написаны цифры. Они должны нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих
на данную у них цифру, или предмет с каким ее можно сравнить.
2 вар. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т.д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя. Таких примеров очень много, поэтому дети достаточно быстро втягиваются в такую игру. В дальнейшем они будут мысленно вспоминать этот образ и называть то, что требует преподаватель.
Игра «Друдлы».
Цель игры: развитие мышления, воображения, памяти, речи.
Друдлы -это загадки – головоломки; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое.
- Игра «Превращение». Дети превращают солнышко в цветочек, яблоко в очки. Друдлы помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т. д.
- Игра «Представь, что это может быть?».
Детям показывают друдл, поворачивают его под разными углами, чтобы они увидели, как можно больше ракурсов этого изображения и
использовали больше резервов выбранного друдла. Стоит отметить, что
друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Использование друдлов способствует развитию мышления, памяти, учит находить нестандартные
подходы к разнообразным задачам, развивает логическое мышление.
- Эйдетика, как специальная методика, ориентирована на развитие основных психических процессов дошкольников.
- Ее активное применение помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, воображение, побуждает к речевой и творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9839422","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"418"}}]]В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая ...
Консультация для родителей «Книга- как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Книга является неотъемлемой частью в воспитании и обучении детей. С ее помощью ребенок может найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазиро...
План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...
Консультация для родителей «LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28001371","attributes":{"alt":"","class":"med...
Консультация для родителей «LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»
laquo;LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»...
Выступление на педсовете. "Эйдетика как эффективное средство развития познавательных психических процессов дошкольников"
В статье представлена актуальность применения методики эйдетики для развития психических процессов дошкольников и ее значение для их обучения....
Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру
В период дошкольного детства перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя п...