Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру
консультация по психологии

Сафронова Татьяна Петровна

В период дошкольного детства перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутреняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. 

В ведущей деятельности зарождаются психические новообразования определенного возраста. 

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Рассмотрим развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру Подготовила: Сафронова Т атьяна Петровна, старший воспитатель МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23

Слайд 2

Какая деятельность называется ведущей? Деятельность, в которой зарождаются психические новообразования определенного возраста

Слайд 3

Новообразования возраст Игровая деятельность Новообразования возраста 2-3 года Предметно- манипулятивная , игра «рядом» Возникновение речи, Наглядно-действенного мышления, Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления. Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. 3-4 года Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. 4-5 лет Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. Появление элементов сюжетно-ролевой игры

Слайд 4

Новообразования возраст Игровая деятельность Новообразования возраста 5-6 лет Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. Предвосхищение результата деятельности. Активная планирующая функция речи. Внеситуативно -деловая форма общения со сверстником. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). 6-7 лет Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью. Внутренний план действий. Произвольность всех психических процессов. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. Возникновение первой целостной картины мира. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

Слайд 5

Ведущая деятельность дошкольного возраста

Слайд 6

Что такое игра?

Слайд 7

Игра «Докажи очевидное» - пример из собственной практики Игра для ребенка - это радость и удовольствие . Игра – способ общения . Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности. Игра - окно в мир взрослой жизни . Игра способствует развитию речи . Игра имеет значение для познавательного развития ребёнка.

Слайд 8

Развитие игровой деятельности Ознакомительная (от2-3 мес. до 8 мес.- 1,5 г.) – действия манипуляции, неспецифические действия с предметами. Отобразительная (около 1 года) – выявление специфических свойств предмета на основе предметной деятельности. Сюжетно- отобразительная (около 2 лет) – использует предмет по назначению для выполнения условной цели. Сюжетно-ролевая игра (после 3 лет) – обобщенные действия, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры. Собственно-ролевая игра (с 4 лет) – самостоятельная. Игра-драматизация - изображение героев сказок, литературных произведений, мультфильмов.

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества.

Слайд 10

Игра – первая школа воли Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Слайд 11

Игра - развивает память Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого . Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Слайд 12

В игре формируются внимание восприятие мышление память речь воображение

Слайд 13

Какова роль педагога в развитии игровой деятельности?

Слайд 14

Условия успешного руководства игрой Умение наблюдать детей , понимать их игровые замыслы, их переживания, Доверие детей , контакт с ними, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Создание у детей представлений о явлениях и событиях жизни с оказанием положительного эмоционального воздействия. Вовремя поддержать интересную детскую идею. Уважительно относиться к замыслу детей – не быть равнодушным зрителем, а выражать сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия и т.д. Педагог – участник игры, действующее лицо. Исключить принуждение , никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру.

Слайд 15

Правильный путь влияния на игру Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею. Понимание игры Наблюдение за игрой

Слайд 16

С чего начинается руководство игрой? Диагностика уровня развития игровой деятельности. Выявление интересов детей.

Слайд 17

Приемы руководства игрой Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру ( внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры ). Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру ( ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др .) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Слайд 18

Руководство игрой младших дошкольников

Слайд 19

Демонстрация 1 приема Атрибуты : таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, утюг. Маша, возьми и постирай кукле платье. Как будем стирать? Сними его, натри мыльцем, постирай, повесь на верёвку сушить, а затем погладь. Ах , Машенька, какая ты умница! Какая теперь кукла чистая и нарядная !

Слайд 20

Демонстрация 2 приема Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, кубик – предмет-заместитель утюга. Машенька, посмотри на куклу. « Ах ты, девочка чумазая, где ты платье так измазала?» Как же помочь нашей кукле? Скорее помогай, а то скоро ужин! Мама придёт в садик, а она у нас грязная. Машенька, а что будет утюгом? Какая хорошая девочка!

Слайд 21

Демонстрация 3 приема Кукла плачет и не хочет идти в садик. Почему? Что случилось?

Слайд 22

Насколько эти приёмы эффективны и считаете ли вы их применимыми?

Слайд 23

В чем сила игры? Игра как бы создает « зону ближайшего развития ребенка». Л . С. Выготский писал : «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения ».

Слайд 24

Спасибо за плодотворную работу!



Предварительный просмотр:

Консультация

«Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте через сюжетно-ролевую игру»

Какая деятельность называется ведущей? (деятельность, в которой зарождаются психические новообразования определенного возраста).

Новообразования по возрастам

Возраст

Игровая деятельность

Новообразования возраста

2-3 года

Предметно-манипулятивная,

игра «рядом»

Возникновение речи,

Наглядно-действенного мышления,

Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления.

Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

3-4 года

Партнерская со взрослыми;

индивидуальная с игрушками,

игровое действие.

Самопознание,

усвоение первичных нравственных норм.

4-5 лет

Коллективная со сверстниками,

ролевой диалог,

игровая ситуация.

Контролирующая функция речи:

речь способствует организации собственной деятельности.

Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

5-6 лет

Усложнение игровых замыслов;

длительные игровые объединения.

Предвосхищение результата деятельности.

Активная планирующая функция речи.

Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

6-7 лет

Длительные игровые объединения;

умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

Внутренний план действий.

Произвольность всех психических процессов.

Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.

Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

Как ведущая деятельность дошкольного возраста? (игровая)

Что такое игра?

Игра «Докажи очевидное» - пример из собственной практики

  • Игра для ребенка - это радость и удовольствие.
  • Игра – способ общения.
  • Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
  • Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
  • Игра - окно в мир взрослой жизни.
  • Игра способствует развитию речи.
  • Игра имеет значение для познавательного развития ребёнка.

Развитие игровой деятельности

  • Ознакомительная (от 2-3 мес. до 8 мес.- 1,5 г.) – действия манипуляции, неспецифические действия с предметами.
  • Отобразительная (около 1 года) – выявление специфических свойств предмета на основе предметной деятельности.
  • Сюжетно-отобразительная (около 2 лет) – использует предмет по назначению для выполнения условной цели.
  • Сюжетно-ролевая игра (после 3 лет) – обобщенные действия, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры.
  • Собственно-ролевая игра (с 4 лет) – самостоятельная.
  • Игра-драматизация - изображение героев сказок, литературных произведений, мультфильмов.

Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества.

Игра – первая школа воли

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.

Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Игра  - развивает память

Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В игре формируются – внимание, восприятие, мышление, память, речь, воображение.

Какова роль педагога в развитии игровой деятельности? (руководящая)

Условия  успешного руководства игрой:

  • Умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания,
  • Доверие детей, контакт с ними, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
  • Создание у детей представлений о явлениях и событиях жизни с оказанием положительного эмоционального воздействия.
  • Вовремя поддержать интересную детскую идею.
  • Уважительно относиться к замыслу детей – не быть равнодушным зрителем, а выражать сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия и т.д.
  • Педагог – участник игры, действующее лицо.
  • Исключить принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру.

Правильный путь влияния на игру – понимание игры и наблюдение за игрой. Мы изучаем игру, чтобы лучше руководить ею.

 С чего начинается руководство игрой?

  • С диагностики уровня развития игровой деятельности.
  • Выявления интересов детей.

Приемы руководства игрой

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры). 

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) .

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета,

помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием

Руководство игрой младших дошкольников

Демонстрация 1 приема

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, утюг.

Маша,  возьми и постирай кукле платье.

Как будем стирать?

Сними его, натри мыльцем, постирай, повесь на верёвку сушить, а затем погладь.

Ах, Машенька, какая ты умница!

Какая теперь кукла чистая и нарядная!

Рефлексия

Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, вы выполняли чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

Демонстрация 2 приема

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, кубик – предмет-заместитель утюга.

Машенька, посмотри на куклу.

«Ах ты,  девочка чумазая, где ты платье так измазала?»

Как же помочь нашей кукле?

Скорее помогай, а то скоро ужин!

Мама придёт в садик, а она у нас грязная.

Машенька, а что будет утюгом?

Какая хорошая девочка!

Рефлексия

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым я спровоцировала на действия ребёнка.

Демонстрация 3 приема

Кукла плачет и не хочет идти в садик. Почему?

Что случилось?

Рефлексия

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

Таким образом, это были приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой младшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций.

Хотела бы узнать ваше мнение, насколько эти приёмы эффективны и считаете ли вы их применимыми?

Насколько эти приёмы эффективны и считаете ли вы их применимыми?

В чем сила игры?

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». 

Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.

Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Подготовила: старший воспитатель Сафронова Т.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."

Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....

План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».

План по самообразованию «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру».Воспитатель – Тетюцкая Илюза ЛиеровнаОбразование: высшееТема са...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования  называет формирование познавательных интересов и познавательны...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования  называет формирование познавательных интересов и познавательных действий р...