Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра.
статья

Цеева Светлана Владимировна

Игра является важнейшей частью жизни ребенка дошкольного возраста, незаменимым средством его психического развития и тем инструментом, который дает возможность оказать полноценную коррекционную помощь при различных вариантах дизонтогенеза, в том числе – при детском аутизме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра.

Игра является важнейшей частью жизни ребенка дошкольного возраста, незаменимым средством его психического развития и тем инструментом, который дает возможность оказать полноценную коррекционную помощь при различных вариантах дизонтогенеза, в том числе – при детском аутизме.

Использование игры как целостной деятельности в коррекционной работе с аутичными детьми принципиально отличается от «отработки игровых навыков», которой занимаются оперантные тренеры, работающие в рамках поведенческого подхода к коррекции РАС. Таким образом с аутичным ребенком можно отработать несколько простых игр (например, научить его играть в прятки, перебрасываться мячом), чтобы он умел в них играть «как все дети».

Совершенно иначе выглядят цели и содержание игровых занятий с точки эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма. Важно подчеркнуть, что в русле данного подхода игра понимается не как сумма отработанных игровых навыков, а традиционным для отечественной психологии образом - как целостная деятельность, ведущая в дошкольном возрасте. Именно внутри игры как ведущей деятельности появляются принципиальные для детского развития «новообразования», о которых писал Л.С. Выготский, подразумевая широкий спектр явлений от психических процессов (например, наглядно-действенного мышления в раннем детстве) до отдельных свойств личности. Поэтому игра с аутичным дошкольником, независимо от степени выраженности и варианта РАС, является базовой формой коррекционной работы, первичной по отношению ко всем иным занятиям.

Центральным понятием, определяющим суть игровых занятий с аутичным ребенком с позиций эмоционально-смыслового подхода, представляется понятие. Способность к разделенному переживанию, которая в раннем онтогенезе проявляется возможностью эмоционального заражения, а позже вырастает в возможность сочувствия, возможность поделиться своим переживанием, выразить собственное эмоциональное отношение к чему-либо, исходно страдает при аутистическом развитии в силу особой ранимости, сензитивности аутичного ребенка. Поэтому вместо эмоционального контакта, взаимодействия с близкими взрослыми аутичный ребенок формирует особые защитные формы поведения, различающиеся в зависимости от варианта РАС, которые принято называть аутостимуляцией. По мере взросления ребенка аутизм проявляется и в нарушении развития аффективной сферы, и в связанном с ним искажении когнитивного развития: отсутствии целостной картины мира, невозможности распознавать эмоции, намерения и чувства других людей и выстраивать в соответствии с ними свое поведение.

Однако, способность к совместно-разделенному переживанию возможно тренировать, формировать, постепенно выращивать, и наилучшим способом и, одновременно, необходимым условием такой работы является совместная с ребенком игра. Несмотря на высокую ранимость аутичного ребенка и его приверженность к некоторым стереотипным ощущениям мы можем, следуя определенной логике, формировать его способность к разделенному переживанию и, таким образом, постоянно расширять возможности в коммуникации, содействовать нормализации психического развития.

В общем виде логика игровых коррекционных занятий с аутичным ребенком может быть определена как постоянное движение от аутостимуляции к разделенному переживанию. Для более точного определения последовательности работы и ее методов возможно использование классификации детских игр, которая базируется на логике соотнесения каждого их вида с определенным детским возрастом и с определенными функциями, которые они выполняют в развитии ребенка.

Так, наиболее характерными для раннего возраста (до трех лет) являются игры с сенсорными ощущениями, которые ребенок получает, исследуя свойства предметов и собственного тела. В такой игре ребенок чаще манипулирует не игрушками, а неигровыми предметами – кухонной утварью, пакетами, веревочками, водой, песком, камушками и пр. – получая приятные и интересные тактильные, слуховые, зрительные ощущения.

В норме практически одновременно развивается и другой вид игры, которая основана на эмоциональном заражении от взрослого, от близкого человека, и в обыденной речи именуется «потешками». Эти веселые простые игры со взрослым – «ладушки», «поехали за орехами», «сорока-ворона» - активируют малыша, вызывают его внимание и интерес к выражению лица, к эмоциям близкого человека, провоцируют на подражание.

При аутистическом развитии доминируют игры, основанные на сенсорных ощущениях; более того, в такой инфантильной игре ребенок надолго «застревает», она становится привычным способом аутостимуляции, превращаясь в традиционный «симптомом аутизма». При этом игры, основанные на эмоциональном заражении, либо совсем невозможны, либо крайне редки и непродолжительны. Стереотипный набор ощущений, который ребенок стремится воспроизводить день за днем, отгораживает и защищает его от слишком сильных и разнообразных внешних впечатлений, в том числе и от эмоциональных проявлений близких людей, затрудняя развитие взаимодействия с ними, а значит и развитие эмоциональной и познавательной сфер.

После трех лет при нормальном онтогенезе постепенно развивается сюжетная игра, основанная на имитации, позволяющая ребенку проигрывать, переживать и осмыслять то, что происходит в его собственной жизни. Некоторые дети с аутизмом могут стереотипно проигрывать отдельные события (или некоторые аффективно насыщенные детали событий), которые когда-то произвели на них сильное впечатление. Но развернутая сюжетная игра, предполагающая последовательность событий, их развитие и изменение, не говоря уже о проигрывании определенных ролей, аутичному ребенку недоступна без специальной коррекционной работы.

Последовательность игровой коррекционной работы, ориентируясь на логику нормального онтогенеза, различается в зависимости от тяжести аутистического расстройства. Так, коррекционная работа с детьми с наиболее тяжелым вариантом аутизма (первая группа по классификации О.С. Никольской), независимо от возраста дошкольника требует обращения к ранним формам игрового взаимодействия, к тем самым «потешкам», вовлечение в которые дает возможность добиваться эмоционального заражения (наиболее ранней формы разделенного переживания), и на его основе – внимания к лицу взрослого, подражания его мимике, жестам, возгласам, что необходимо для развития коммуникации и речи у этих чаще всего безречевых детей. Такие необходимые ребенку занятия становятся частью лечебного режима его домашнего воспитания, и осуществляются в рамках игровой холдинг терапии.

Детям с другими вариантами аутистического расстройства (так же, как и детям с первой группой аутизма на более поздних этапах работы) в большей степени необходимо постепенное прорабатывание и осмысление ежедневных впечатлений в русле совместной со взрослым сюжетной игры. Такая игра часто начинается с подключения взрослого к аутостимуляции ребенка, с ее обыгрывания, придания ей определенного игрового смысла. Конечно, далеко не каждый вид аутостимуляции стоит обыгрывать, но всегда можно использовать стереотипные пристрастия ребенка, чтобы наладить с ним эмоциональный контакт. С помощью эмоционально-смыслового комментария в игровом взаимодействии обозначаются и закрепляются приятные ребенку впечатления, которые становятся эпизодами сюжетной игры. Формирование в игре простого сюжета развивает представления аутичного ребенка о последовательности событий, прежде всего, его собственной жизни, а наполнение сюжета деталями (прежде всего, позитивными) помогает преодолевать стереотипность и развивать способность к осмысленному выбору. Внесение в игру элемента неожиданности, «приключения» позволяет постепенно отрабатывать способность ребенка с РАС преодолевать препятствия, возможность справиться со страхом.

Таким образом, ценность сюжетной игры в коррекционной работе при аутизме определяется теми уникальными возможностями, которые она предоставляет в преодолении центральных для аутистического расстройства проблем. Это, с одной стороны, возможность тренировать и развивать способность ребенка с РАС к совместно-разделенному переживанию, что продвигает его в эмоциональном и социальном развитии. С другой стороны, сюжетная игра развивает интерес аутичного ребенка к сюжетам его собственной жизни, и формирует понимание житейских событий. Именно поэтому игровые занятия с позиций эмоционально-смыслового подхода являются наиболее важной, базовой частью системы коррекции детского аутизма и РАС у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль игры в коррекционной работе логопнда

статья  о роли игры в коррекционной работе логопеда...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАРазвитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведуще...

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра...

Сообщение на методическом объединении «Коммуникативные игры при адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра к детскому саду».

Материал содержит примеры игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с растройствами аутистического спектра при адаптации к детскому саду....

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....