роль игры в коррекционной работе логопнда
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Степанова Галина Вениаминовна

статья  о роли игры в коррекционной работе логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль игры в коррекционной работе логопеда.

В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития., условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребёнка. Организуя занятие (или его отдельные части), логопед в этой привычной и доступной  для ребёнка форме деятельности общается с ним «на равных», завоёвывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребёнка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребёнка, вызывает у него встречную активность, затрагивает его интересы, фантазию, воображение. Всё это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогает чередовать виды речевой деятельности.

Логопеду часто приходится наблюдать, что детям с речевыми проблемами свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Ребёнку предлагаются специальные расслабляющие упражнения, которые дают возможность снимать чрезмерное напряжение и успокаивают детей. Эти упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаются рифмованными фразами, доступными и интересными. Условно для детей они именуются «Волшебным сном».

Часто на занятиях логопеды  используют куклы, позволяющие придать занятию эмоциональную окрашенность, повысить активность детей.

Инсценировки, сюжетно-ролевые игры способствуют творческому перевоплощению детей для закрепления навыка правильной речи и приобретению свободы речевого высказывания. В инсценировках дети – «артисты» учатся непринуждённо говорить и действовать, используя выученные роли.

 В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т.д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность речевого общения. Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. Творческие игры обогащают социальный опыт детей с речевыми нарушениями, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения прежде всего в речевой деятельности.

 Игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, режиссёрские качества. Совершенствуются внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности.

Игры-драматизации стихотворений и прозы дают сюжеты для игр настольного, кукольного и пальчикового театров. Они готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую активность, способствуют возникновению на их основе творческих игр.

В коррекционной работе с речевыми детьми игры используются с учётом ряда принципов.

1)В первую очередь реализуется принцип деятельности.

2)Принципы систематичности, последовательности и учёта возраста.

3)Принцип учёта индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями.

4)Учёт структуры  дефекта.

5)Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом уровне работы я даю игровые упражнения, направле...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.

Творческие игры в коррекционнгой работе....

Роль творческой игры в коррекционной работе с дошкольниками.

В статье раскрыта роль и изначение творческой игры в логопедической работе с воспитанниками....

Роль игры в коррекционно-развивающей работе (деятельность педагога-психолога)

15-16 февраля 2020г в рамках Всероссийского практико-ориентированного семинара "Игра в дошкольном детсве: требование ФГОС" бл представлен доклад на тему: "Роль игры в коррекционно-...

Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра.

Игра является важнейшей частью жизни ребенка дошкольного возраста, незаменимым средством его психического развития и тем инструментом, который дает возможность оказать полноценную коррекционную помощь...