Инновационная карта "Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста"
материал
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_kategoriya.docx | 49.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
воспитатель
Высшая квалификационная работа
Иванова Ильсияр Владиковна
1.Общие сведения: | |
Наименование педагогического опыта | «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» |
Автор - разработчик педагогического опыта | Воспитатель, с высшей квалификационной категорией Иванова Ильсияр Владиковна |
Стаж работы в должности | 21 год 4 месяца 18 дней (на 01.04. 2024 г.) |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста. Период реализации опыта 4 года. |
2.Содержательные параметры: | |
Актуальность педагогического опыта | Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию интеллектуального потенциала, познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности. ЗАДАЧИ: 1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития; 2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности; 3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе; 4. Разработать перспективный план работы с детьми; 5. Разработать проекты по познавательному развитию детей: «Формирование основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста», «Дорожная азбука», «Правила дорожного движения» 6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу. Предполагаемый результат: - владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность); - повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества; - развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания. - предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО. - родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций. |
Цель, преследуемая автором | Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими). Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев. У меня, как педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
|
Содержательная форма представления педагогического опыта | 1 этап 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе интеллектуального развития детей. 3. Составление плана работы с детьми и родителям. 4. Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по безопасности, картотека дидактических игр) 2 этап 1.Внедрение в работу подготовленного материала. - Практическое применение наработанных материалов с детьми дошкольного возраста. - Фотоотчеты о проделанных мероприятиях. - Конспекты НОД. - Промежуточная диагностика детей по данной теме. - Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. - Консультации для родителей по данной теме. - Папки передвижки. - Опыты и экспериментирование. 3 этап - Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. - Выступление на РМО с опытом работы. - Размещение информации по данной теме на сайте детского сада на личной странице https://nsportal.ru/ilsiyar-vladikovna-ivanova - Самоанализ педагогической деятельности. - Обобщение и распространение педагогического опыта. |
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использование проектных технологий, тематических акции совместно с информационно – компьютерными технологиями. Чтобы достигнуть определенного результата в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. |
Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. | «Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоту и величия». В. А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у детей интеллектуального потенциала. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к проектной деятельности пронизывающем все виды деятельности дошкольников начиная с младшего возраста. В проектной деятельности с детьми дошкольного возраста придерживаюсь важнейших педагогических принципов: • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт. • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала на различную тему. • Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, презентации, дидактические игры, фотографии и т. д. • Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе. • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. В работе по проектированию использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, наблюдения, объяснения, экскурсии, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Методы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:
|
| |
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. | Анализ результативности.
дело». (Сама участница 2 место) |
Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). | 1) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Домашние птицы» в младшей группе для студентов педагогического колледжа. (Отзыв от 10. 10..2019 г.) Цель: Формировать и расширять представления детей о домашних птицах. 2) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему: «Чудо дерево» (Отзыв от 29. 11. 2019 г.) Цель: Формирование элементарных математических представлений детей и создание условий для применения ранее полученных знаний на практике. 3) - Семинар медико – педагогического совещания «Как адаптировать ребенка к детскому саду: проводим семинар практикум с родителями. Адаптация во вторых младших группах. (Протокол от 15.10. 2019 г.) 4) - Выступление на районном методическом объединение воспитателей вторых младших групп. Опыт работы по проекту на тему: «В гости к природе» по экологическому воспитанию детей второй младшей группы. (Протокол № 2 от 10.12. 2019 г.) Обращения внимания педагогов, что самым приемлемым методом работы является проектная деятельность и как создать благоприятные условия для экологического воспитания детей дошкольного возраста. 5) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему: «Полотенца сушатся на веревке» в младшей группе. (Отзыв от 26.02. 2020 г.) Цель: Учить детей изображать предметы прямоугольной формой. 6) - Проект по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы» Цель: Формирование знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках. 7) - Выступление на районном методическом объединение воспитателей групп. Опыт работы по проекту во второй младшей группе: «Зимующие птицы» (Протокол № 3 от 03.03.2020 г.) 8) – Выступление на районном методическом объединении воспитателей старших групп. Опыт работы по проекту на тему: «Хлеб–всему голова» (Протокол № 1 от 17. 09. 2020 г.) Формирование у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное отношение к результату его деятельности. 9) - Открытый показ Квест – игры по здоровьесбережению на тему: «В поисках предметов гигиены» в средней группе детского сада (Отзыв от 27.11.2020 г.) Цель: Формировать у детей представления о здоровом образе посредством с помощью здоровьесберегающих технологий. 10) - Выступление на районном методическом объединение воспитателей средних групп. Показ видеоматериала Квест – игры в средней группе на тему: «В поисках предметов гигиены» (Протокол № 3 от 09. 02.2021 г.) Побуждение детей к здоровому образу жизни. Воспитание в детях дружелюбия, взаимопомощи друг другу. 11) - Проект по теме: «Формирование основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: Создание условий для формирования у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, навыков безопасного поведения посредством различных видов деятельности. 12) - Семинар «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе в соответствии с ФГОС ДО». Патриотическое воспитание из опыта работы. (Протокол от 13.10.2021 г.) Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. 13) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности «Азбука безопасности» в старшей группе детского сада. (Отзыв от 15.11. 2021г.) Цель: Формирование навыков безопасного поведения детей в природе. 14) - Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших групп. Опыт работы по проекту «Формирование основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста» (Протокол № 2 от 25.11. 2021 г.) В процессе реализации проекта формируются у воспитанников основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 15) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада «Сатка – город мой» (Отзыв от 10.02.2022г.) Цель: Расширять представления детей о родном городе Сатка. 16) - Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших групп. Творческая лаборатория «Флэшка» Все педагоги обменивались своим опытом работы по интерактивным дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста. (Протокол № 3 от 24.03.2022 г). 17) Семинар «Развитие речи речевого общения детей посредством произведений художественной литературы». Выступление по теме: «Художественная литература для развития речевого творчества в связной речи». (Протокол № 2 от 08.11.2022 г.) Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой. 18) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Выразительное чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием дидактической игры для студентов педагогического колледжа. (Отзыв от 13.02. 2023 г.) Цель: Приобщение детей к художественной литературе посредством выразительного чтения рассказа и дидактической игры. 19) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в Африку» (Виртуальная экскурсия) (Отзыв от 17.04.2023 г.) Цель: Познакомить с самим жарком континентом - Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями. 20) - Проект по познавательному развитию «С чего начинается Родина?» Цель проекта: Расширение знания детей о родном городе; приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине. 21) - Открытый показ непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Животный мир Крайнего Севера» для студентов педагогического колледжа: (Виртуальная экскурсия) (Отзыв от 06. 02. 2023 г.) Цель: Познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли. 22) - Выступление на районном методическом объединении воспитателей подготовительных групп. Опыт работы по проекту на тему: «С чего начинается Родина?» (Протокол № 4/1 от 19.04.2023г.) Продемонстрировала педагогам, как сформировать у детей уважительное отношение к своему городу.
23) Мастер – класс для педагогов и воспитателей: «Создание интерактивной дидактической игры по ФЭМП для старшего дошкольного возраста в программе PowerPoint». (Проготокол от 16.04.2020 г.) Продемонстрировать воспитателям, как создавать интерактивные игры по ФЭМП на компьютере в программе PowerPoint». 24) - Проект по теме: «Дорожная азбука» по познавательному развитию. Цель проекта: Создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. 25) - Открытый показ по патриотическому воспитанию. Семейная гостиная «Моя семья мой дом, мой детский сад» (Отзыв от 30.11. 2023 г.) Цель: Воспитание культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в необычной обстановке. 26) - Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Животный мир океанов и морей» (Отзыв от 19.02. 2024 г) Цель: Развитие естественно - научных представлений речи дошкольников. 27) - Проект «Уроки Светофоторика» Цель проекта: Углубить знания детей по правилам дорожного движения, закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть на дороге, учить находить выход из сложившейся опасной ситуации. |
Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. | - Консультации для родителей: «Секреты детских раскрасок», «Новый год - семейный праздник», «Как научить ребенка определять время», «Знакомим ребенка с космосом», «Как воспитать защитника», «15 января - День зимующих птиц!», «Будущая женщина или как правильно воспитать девочку», «Как воспитать защитника», «Рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики», «Фонематический слух - основа правильной речи», «Детское автокресло», «Дисциплина на улице - залог безопасности», «Дети на дорогах». Картотека дидактических игр, способствующих формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников - Картотека загадок о предметах гигиены - Задачки на логику. - Домашнее задание. Наш город. Моя улица. - Домашнее задание: «8 марта - Женские профессии» - История праздника 8 марта - Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности - Картотека загадок по правилам дорожного движения. - Картотека стихотворений по правилам дорожного движения. - Подвижные игры для детей по пожарной безопасности. -«Весна»- пальчиковые игры. - Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. - Картотека пальчиковых игр по теме по теме: «Зима и Новый год» - Речевые игры «Защитника Отчества» - «Снег идет!» - Веселые зимние считалки для детей! - Стихи на 23 февраля - Стихи на 8 марта - «Зима» - игры и упражнения для детей - «11 апреля - День русской березы» - Опыты для детей. - Интерактивная игра «Зимующие птицы» - Презентация «Кому нужны деревья в лесу» - Презентация «С кем дружит ель?» - Проект «Зимующие птицы» - Проект «С чего начитается Родина?» - Проект «Дорожная азбука» -Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей дошкольного старшего возраста» - Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в Африку» - Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Животный мир океанов и морей» - Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Сатка - город мой» -Конспект сюжетно – ролевой игры «Путешествие по городу» - Интерактивная игра «Подбери дорожный знак» - Квест – игра: «В поисках предметов гигиены» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.
Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...
Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Кустовое методическое объ...
Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.
Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей....
Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"
Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...