Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.
проект (младшая группа)
Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_bezopasnosti_v_mladshey_gruppy_moy.docx | 67.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности жизни
детей дошкольного возраста и их родителей
Актуальность:
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.
В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Таким образом, признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в ДОУ в данных исследованиях рассмотрен недостаточно.
На необходимость формирования основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, в котором подчеркивается значимость проведения работы в этом направлении.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в нашем детском саду особое внимание уделяется обучению детей правилам безопасного поведения. С 2012 года в ДОУ реализуется программа «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. В рамках реализации данной программы создана система по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени форсированности практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.
Работа по обучению детей навыкам безопасного поведения органично вписывается в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного цикла включаются и интегрированные занятия по ОБЖ при сохранении формы занимательной, увлекательной игры. С детьми проводятся: игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами; проводится обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи); используется художественная литература, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применяются видеоматериалы, экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Также в детском саду проводится комплекс мероприятий для педагогов. С педагогическим коллективом проводится работа по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
-семинары, консультации, мастер - классы
- вопросы безопасности рассматриваются на педсоветах
- создана соответствующая предметно - развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности.
Для эффективного решения задач по формированию основ безопасности и пополнения развивающей среды, детский сад принимал активное участие в грантовых проектах. В рамках грантовой деятельности приобретено игровое и наглядно-демонстрационное оборудование: игровые комплекты «Азбука пожарной безопасности», «Азбука здоровья», «Мобильный Авто городок», ростовые куклы, интерактивные игры «Безопасность ПДД». В результате победы областного конкурса на материально-техническое и учебно-методическое оснащение уголков безопасности для изучения основ безопасности жизнедеятельности, созданных на базе дошкольных образовательных учреждений в рамках партнерской программы при поддержке компании «Сахалин Энерджи» «Что делать в чрезвычайных ситуациях» был приобретен комплект учебно-методического оборудования для оснащения уголка безопасности: интерактивный комплекс «Безопасность ПДД», костюмы для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, дидактические пособия.
Приобретенное многофункциональное игровое оборудование для проведения сюжетно-ролевых игр и игр-тренингов с участием детей позволило создать оптимально насыщенную, целостную многофункциональную среду в ДОУ. Это оборудование способствует формированию у детей устойчивых навыков о правилах безопасного поведения в различных чрезвычайных жизненных ситуациях.
Но практика показала, что всё же главным учителем безопасного поведения ребенка является родитель. Детский сад только закрепляет те навыки, устойчивые привычки безопасного поведения, которые формируются в семье. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнение какого- либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Чтобы ребёнок не нарушал правила безопасности, он должен их не просто знать- у него должно войти в привычку их соблюдать. Пример родителя будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи», «не делай», «нельзя». Однако взрослые сознательно нарушая правила безопасности, закладывают отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения — основу возможной будущей трагедии. В сознании детей фиксируется модель неправильного поведения: «Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) — значит, так можно вообще; если ничего не случилось в данный момент, значит, ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа – значит, так надо делать всегда.
Отсюда следует, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей, работа по формированию навыков безопасного поведения вряд ли будет успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей младшего дошкольного возраста трудно переоценить. В связи с этим проект «Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей» был направлен на совместное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах обучения детей младшего дошкольного возраста основам безопасности. Срок реализации проекта с 01.10 2017 года по 31.05.2018 года.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности было проведено анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности”. Мониторинг с детьми второй младшей группы на начало учебного года показал, что у детей ещё не сформированы навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; элементарные представления о том, что хорошо и что плохо; не знают основ безопасного поведения в быту, в природе, на дороге. Результаты анкетирования помогли обозначить цель проекта - организовать системную работу с родителями, углубить их знания безопасного поведения в различных ситуациях, привлечь родителей к совместной деятельности, показать значимость взаимодействия с ребенком по закреплению правил безопасного поведения дома и на улице.
Задачи:
- Выявить начальный уровень представлений родителей по проблеме формирования культуры безопасности у дошкольников;
- Организовать разнообразные формы работы с родителями и детьми;
- Создать предметно-развивающую среду в группе;
- Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения в различных ситуациях;
- Разработать методические рекомендации по формированию культуры безопасности.
План реализации проекта:
Тематические недели. Сроки реализации | Семейное воспитание Задачи: | Повышение родительской компетентности Задачи: | Формы работы с родителями | Организация образовательного процесса в ДОУ. Задачи: |
1.Безопасность на игровой площадке 1-20 октября | 1.Обеспечить безопасность ребёнка на основе представлений о его возрастных и индивидуальных особенностях, знаний о факторах потенциальной опасности на игровой площадке; 2.В ходе наблюдения за старшими детьми знакомить ребёнка с моделями безопасного поведения на игровой площадке; 3.Знакомить с базовыми правилами безопасного поведения, следить за их соблюдением. | 1.Актуализировать и дополнить представления родителей о развивающих возможностях оборудования детских игровых площадок, потенциальных источниках опасности; 2.Познакомить с правилами охраны жизни и здоровья детей младшего дошкольного возраста на игровых площадках; 3.Помочь родителям выбрать меры обеспечения безопасности детей, не ущемляющие потенциал развития дошкольников. | 1.Анкета: «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей». 2.Консультация: «Как обеспечить безопасность ребёнка на уличных детских площадках». 3.Просмотр презентации «Хорошие и разные». 4.Памятка «Безопасность на игровой площадке». 5.Домашний практикум «Безопасная игровая площадка». | •Знакомить детей с моделями безопасного поведения на игровой площадке, с приёмами безопасного использования игрового и трудового инвентаря; •Учить безопасно перемещаться по игровой площадке в ходе подвижных игр, наблюдений, прогулок, развивать основные виды движений, ловкость; •Знакомить с элементарными правилами поведения на игровой площадке. |
2.Безопасность в помещении. (21 октября – 10 ноября) | 1.Обеспечивать удовлетворение потребностей ребёнка в самостоятельном выполнении различных действий; 2.Демонстрировать образцы поведения, нацеленного на поддержание порядка, соблюдение правил безопасного поведения; 3.В совместной деятельности знакомить с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов, осуществления трудовых действий; 4.Следить за соблюдением требований безопасности. | 1.Оценить меры по обеспечению физической и психологической безопасности детей в ДОУ и в домашних условиях; 2.Сформулировать общие пожелания и конкретные идеи по повышению комфортности пребывания ребёнка в ДОУ и дома; 3.Разработать стратегию и составить план совместных действий педагогов, специалистов, руководителя ДОУ и родителей по решению поставленных задач. | 1.Папка – передвижка «Безопасность в Вашем доме». 2.Консультация: «Безопасные условия пребывания детей в детском саду» 3.Памятка для родителей: «Безопасность детей – наше общее дело!». 4.Памятка для родителей: «Список самых опасных для ребёнка предметов в доме». 5.Консультация : «Безопасность ребенка при открытых окнах». | •Знакомить детей с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов; •Учить правильно выполнять различные игровые, трудовые действия; •Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в игровой, двигательной, изобразительной деятельности, конструировании, самообслуживании. |
3. Природа поздней осенью и безопасность. 11 – 30 ноября | 1.В ходе прогулок знакомить детей с природными объектами и явлениями, демонстрировать образцы безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения; 2.Учить выбирать одежду по погоде, формировать начала ответственного отношения к своему здоровью и безопасности; 3.Обогащать представления о растениях, жизни животных и деятельности людей, воспитывать доброе отношение к ним, поддерживать познавательный интерес. | 1.Организовать обсуждение проблемы формирования культуры безопасности, связанные с обучением детей безопасному поведению на природе; 2.Организовать обмен мнениями о мерах обеспечения безопасности ребёнка на природе, о роли семьи в обучении детей; 3.Организовать обсуждение методов формирования у детей аспектов культуры безопасности, связанных с объектами и явлениями природы, обмен опытом семейного воспитания. | 1.Консультация: «Воспитание безопасного поведения детей в природе». 2.Памятка: «Бывая на природе, помните…» 3.Информационный стенд «Одежда вашего ребёнка в холодное время года». 4.Папка – передвижка: «Безопасность при общении с домашними животными». 5.Фото – выставка на тему: «Осенние прогулки». | •Знакомить детей с моделями безопасного поведения в различных погодных условиях; •Способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя и природы поведения; •Воспитывать гуманное отношение к объектам природы, формировать готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности. |
4.Безопасность на улицах города. (1 – 15 декабря) | 1.Знакомить детей с устройством улиц, транспортными средствами, элементарными правилами безопасности на улице; 2.Демонстрировать модели безопасного поведения в качестве пешехода, пассажира, водителя; 3.Формировать у детей начальный опыт пешехода, пассажира. | 1.Актуализировать, систематизировать и дополнить представления родителей о правилах дорожного движения для пассажиров, пешеходов, водителей; 2.Предложить сопоставить свои представления с современными требованиями обеспечения безопасности ребёнка в личном и общественном транспорте; 3.Организовать проведение родителями в ходе наблюдений изнутри самодиагностики «Я –пассажир, я – пешеход». | 1.Консультация «Безопасность детей на дорогах». 2.Памятка: «Пример нашего поведения на дороге влияет на безопасность наших детей». 3.Презентация интерактивно – развивающего комплекса «Безопасность ПДД» 4.Выставка макетов дорог. | •Формировать у детей начальные представления об устройстве улиц, о транспорте; •Обеспечивать первичное накопление и осмысление опыта действий в качестве пешехода, пассажира; •Знакомить с элементарными правилами передвижения по тротуару. Правилами дорожного движения. |
5.Праздник и безопасность. (15 – 29 декабря). | 1.Знакомить ребёнка с элементарными правилами безопасности, которые нужно соблюдать в общественных местах, на праздничных мероприятиях, при общении с незнакомыми людьми; 2.Организовывать в форме игр отработку моделей безопасного поведения в различных ситуациях | 1.Помочь родителям систематизировать и дополнить представления о мерах обеспечения безопасности детей в праздничные дни; 2.Помочь определить родительские меры обеспечения безопасности, выбрать эффективные методы обучения детей. | 1.Консультация: «Безопасность в праздничные дни». 2.Папка – передвижка: • «Новогодние игры и развлечения». • «Новогодние подарки: польза и безопасность». 3. Буклет "Безопасный новый год" 4. Совместная деятельность «Не играй с огнем», «Огонь-друг, огонь – враг» выставка рисунков | •Обеспечение соблюдения мер безопасности, связанных с украшением помещений, проведением массовых мероприятий; •Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в общественных местах, в ходе массовых мероприятий, при создании и использовании новогодней атрибутики. |
6.Безопасность и погода зимой. Январь. | 1.Демонстрировать ребёнку модели безопасного поведения в различных погодных условиях, игровых ситуациях, в ходе занятий зимними видами спорта; 2.Способствовать становлению физической готовности и мотивации к безопасной жизнедеятельности; 3.Учить самостоятельно одеваться, выбирать одежду по погоде. | 1.Актуализировать и дополнить представления родителей об обеспечении безопасности детей в ходе зимней прогулки; 2.Организовать обмен опытом: «Безопасность зимнего игрового инвентаря». | 1.Консультация: • «Безопасность зимнего игрового инвентаря». • «Здоровье детей зимой» 2.Папка – передвижка: • «Собираем ребёнка на зимнюю прогулку» • «Правила безопасности для детей зимой». •Небезопасные зимние забавы» • «Зимние травмы» | •Знакомить детей с зимними явлениями природы и связанными с ними моделями безопасного поведения; •Учить соблюдать правила безопасного поведения на игровой площадке в зимний период, знакомить с приёмами безопасной транспортировки и использования трудового и спортивного инвентаря и оборудования; •Учить при помощи несложных экспериментов выявлять свойства веществ, природных объектов. |
7.Безопасность в помещении. Предметы быта. (1 – 28 февраля). | 1.Обеспечивать удовлетворение потребности ребёнка в самостоятельном выполнении различных действий, способствовать расширению спектра самостоятельно выполняемых бытовых операций и действий по самообслуживанию; 2.Демонстрировать образцы поведения, нацеленного на поддержание порядка, соблюдение правил безопасного поведения; 3.В совместной деятельности знакомить с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов, осуществления трудовых действий. | 1.Выявить отношение родителей к формированию самостоятельности и ответственности у младших дошкольников, выделить принципы обеспечения результативности данного направления воспитания; 2.Организовать анализ работы, проделанной родителями по данному направлению воспитания, помочь выявить результаты, создать перспективный план; 3.Учить анализировать используемые в семейном воспитании приёмы и методы обучения и воспитания, выбирать и применять наиболее эффективные способы формирования навыков выполнения бытовых операций и действий по самообслуживанию у детей четвёртого года жизни с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. | 1.Практикум «Самостоятельность в быту и безопасность ребёнка четвёртого года жизни» 2.Памятка для родителей «Безопасность ребенка в быту». 3.Консультация: «Безопасный дом для малышей». 4.Информационный материал для родителей. Папка-передвижка «Несчастные случаи». | •Знакомить детей с безопасными приёмами выполнения бытовых операций; •Организовать отработку практических навыков в ходе выполнения упражнений, трудовых поручений; •Поддерживать интерес к бытовым операциям в ходе сюжетно – ролевых игр, чтения произведений художественной литературы. |
8.Безопасность и погода ранней весной Март. | 1.В ходе прогулок знакомить детей с природными объектами и явлениями, демонстрировать образцы безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения; 2.Учить выбирать одежду по погоде, формировать начала ответственного отношения к своему здоровью и безопасности; 3.Обогащать представления о растениях, жизни животных и деятельности людей, воспитывать доброе отношение к ним, поддерживать познавательный интерес. | 1.Актуализировать и дополнить представления родителей о принципах выбора одежды для прогулок в марте; 2.Помочь проанализировать традиционные подходы к «снаряжению» детей, организовать обмен мнения и опытом. 3.Познакомить с современными гигиеническими требованиями и технологиями изготовления одежды, обеспечивающими безопасность ребёнка. | 1.Актуализировать и дополнить представления родителей о принципах выбора одежды для прогулок в марте; 2.Помочь проанализировать традиционные подходы к «снаряжению» детей, организовать обмен мнения и опытом. 3.Познакомить с современными гигиеническими требованиями и технологиями изготовления одежды, обеспечивающими безопасность ребёнка. 4. Совместная прогулка по территории детского сада. | •Знакомить детей с явлениями природы, характерными для начала весны, обращать внимание на объекты природы и явления, связанные с потенциальной опасностью; •Формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения; •Формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности. |
9.Безопасность в помещении: Дом. (1 – 15 апреля). | 1.Демонстрация старшими членами семьи образцов и моделей безопасного поведения. 2.Практические упражнения, беседы, контроль за соблюдением правил. 3. Чтение произведений художественной литературы и фольклора. 4.Просмотр мультфильмов и телепередач для младших дошкольников. | 1.Предложить родителям провести самодиагностику, выявить позитивные изменения и проблемы в обеспечении безопасности детей дома; 2.Познакомить с правилами выбора безопасных игрушек для младших дошкольников, учить оценивать игрушки с точки зрения их педагогической целесообразности, физической и психологической безопасности. | 1.Самодиагностика «безопасный дом» - анкета 5 2.Консультация «Выбор безопасной игрушки» 3. Родительское собрание Тема: «Безопасность детей в наших руках». 4. Выставка семейных творческих работ из природного и бросового материала на тему “В стране безопасных игрушек”. | •Знакомить детей с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов, выполнение бытовых операций, организовывать отработку практических навыков в ходе выполнения упражнений, трудовых поручений; •Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в игровой, двигательной, изобразительной деятельности, конструировании, самообслуживании; •Поддерживать интерес к бытовым операциям в ходе сюжетно – ролевых игр, чтения произведений художественной литературы; •Обеспечивать удовлетворение потребности ребёнка в самостоятельном выполнении различных действий, способствовать расширению спектра самостоятельно выполняемых бытовых операций и действий по самообслуживанию; •Демонстрировать образцы поведения, нацеленного на поддержание порядка, соблюдение правил безопасного поведения. |
10.Игровая площадкаОбщение ( 15 - 30 апреля). | 1.Демонстрировать позитивные образцы коммуникации, решительно пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим людям, выявлять и по возможности устранять причины подобных проявлений; 2.Обеспечивать защиту и психологический комфорт ребёнка при общении со взрослыми; 3.Знакомить с наиболее общими и понятными ребёнку правилами культурного и безопасного взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учить проявлять эмпатию. | 1.Показать родителям важность изучения ребёнка для выбора эффективных методов воспитания; 2.Помочь родителям в актуализации, систематизации и уточнения представлений об индивидуальных особенностях ребёнка; 3.Помочь выявить черты характера и поведенческие особенности, которые могут стать причиной попадания в опасные ситуации, выбрать оптимальные меры обеспечения безопасности ребёнка. | 1.Практикум: «Определение типа темперамента детей» 2.Памятка «характеристики представителей различных типов темперамента» 3.Консультация: «Индивидуальные особенности ребёнка и его безопасность на детской игровой площадке». | •Актуализировать, систематизировать и дополнять представления и опыт детей, связанные с правилами и нормами общения со сверстниками и старшими детьми; •Способствовать развитию двигательных навыков, физических качеств; •Обогащать коммуникативный опыт, знакомить с моделями культурного и безопасного поведения в различных ситуациях. |
11.Природа весной и безопасность. ( 1 - 20 мая). | 1. Демонстрировать детям образцы гуманного отношения к объектам природы; воспитывать эмпатию к растениям и животным; 2. Знкомить с правилами безопасного для себя и природы поведения; 3. Поддерживать любознательность, познавтельный интерес, рзвивать наблюдательность, чуткость | 1. Выделить задачи воспитания детей в мае и летний период; 2.Актуализировать и дополнить представления родителей о роли наблюдений в природе в общем развитии детей, в формировании элементов культуры безопасности; 3. Формировать практические навыки, связанные с организацией наблюдений. | 1. Консультации: • «Учите детей наблюдать» • «Как организовать наблюдение с детьми» 2. Папки – передвижки: • «Чем занять ребёнка на прогулке» • «Ребёнок и природа» • «Ядовитые растения» 3. Совместная деятельность: Мастерская добрых дел «Скворечники» | •Знакомить детей с объектами природы и явлениями, характерными для весны, правилами безопасного для себя и природы поведения; •Учить видеть последствия нарушения правил, делать выбор на основе гуманного отношения к растениям и животным; •Знакомить с моделями безопасного поведения у реки, на море, в лесу. |
В ходе реализации проекта в группе были созданы условия для взаимодействия с родителями: оформлены фотовыставки, памятки, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; проводились совместные экскурсии, семинары – практикумы, беседы, анкетирование, оформлен информационный стенд по безопасности, разработаны методические рекомендации по формированию культуры безопасности. Родители стали активно участвовать в праздниках и развлечениях, проектной деятельности, связанной с воспитанием культуры безопасности детей. Повысилась компетентность родителей по данному вопросу.
Опрос родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, помогли детям научиться предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и создавать модель поведения в опасной ситуации.
У дошкольников сформированы представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знают правила поведения в природе. Познакомились с правилами дорожного движения. Умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, понимают значение сигналов светофора. Сформированы первичные представления о безопасном поведении на дороге; знакомы с работой водителя. Имеют представления об источниках опасности дома; сформированы навыки безопасного передвижения в помещении; соблюдают правила в играх с мелкими предметами; обращаются за помощью к взрослым; научились безопасному поведению в играх с песком, водой, снегом.
На итоговом родительском собрании родители выразили желание о необходимости продолжить работу в данном направлении в средней группе и готовы в дальнейшем активно сотрудничать.
Библиографический список
- Л.Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
- 1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2..Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Приложение 2
Анкета для родителей
по вопросам обучения детей правилам дорожного движения
Уважаемые родители!
С целью эффективной организации обучения детей правилам дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении и дома, а также профилактики детского дорожно-транспортного травматизма просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
1. Что такое дорожное движение? __________________________________________________________________
2. Зачем нужны правила дорожного движения? __________________________________________________________________
3. Кто является участником дорожного движения? __________________________________________________________________
4. Что помогает соблюдать правила дорожного движения? __________________________________________________________________
5. Обучаете ли Вы своего ребенка правилам дорожного движения? __________________________________________________________________
6. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают? __________________________________________________________________
8. Случалось ли Вам нарушать правила дорожного движения? По какой причине? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Допускаете ли Вы нарушения правила дорожного движения, когда ребенок находится с Вами? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как Вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Замечает ли Ваш ребенок сам ситуации нарушения правил дорожного движения на улице? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Как Вы добираетесь с ребенком из дома до детского сада и обратно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Ведя ребенка в дошкольное образовательное учреждение, Вы разрешаете ему самостоятельно переходить дорогу? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Какие знаки дорожного движения вам встречаются по дороге в дошкольное образовательное учреждение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию у педагогов дошкольного образовательного учреждения по воспитанию у ребенка культуры поведения в общественных местах и на улице? __________________________________________________________________
17. Как Вы оцениваете работу педагогов по обучению детей правилам дорожного движения, организованную в дошкольном образовательном учреждении? __________________________________________________________________
18. Считаете ли Вы, что данная работа должна осуществляться педагогами во взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников? __________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для родителей по вопросам безопасности жизни и здоровья детей
Уважаемые родители!
Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности жизни и здоровья детей и целесообразность проведения специально организованной образовательной деятельности по данной теме в дошкольном образовательном учреждении, просим вас ответить на следующие вопросы.
1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе? _______________________________________________________________________
2. Как вы думаете, смог бы ребенок избежать опасности, если бы знал о последствиях своего поведения? _______________________________________________________________________
3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? _______________________________________________________________________
4. Проводите ли вы с ребенком беседы о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Приведите пример) _______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Знает ли ваш ребенок правила дорожного движения? (Укажите какие) _________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Формируя навыки безопасного поведения у ребенка, вы действуете:
• путем прямых запретов: "Не трогай", "Отойди", "Нельзя";
• пытаетесь подробно объяснить ту или иную опасную ситуацию;
• ваш вариант ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким образом? _______________________________________________________________________
8. Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения?
• всегда;
• часто;
• иногда;
• редко;
• никогда.
9. Целесообразно ли проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении? _______________________________________________________________________
10. Какие темы образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности вы считаете наиболее актуальными?
• "Ребенок и незнакомые люди";
• "Ребенок дома";
• "Ребенок и природа";
• "Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка";
• "Ребенок и дорога";
• "Ребенок и огонь";
• "Ребенок и бродячие животные".
11. Готовы ли вы принимать участие в обсуждении вопросов безопасности жизни и здоровья детей, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения у детей вне дошкольного образовательного учреждения? ______________________________________________________________________
12. Ваши пожелания по организации мероприятий по данной теме в дошкольном образовательном учреждении ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Родители как образец безопасного поведения.
Являетесь ли вы образцом безопасного поведения для своего ребёнка?
1. открываете ли вы дверь, не спрашивая :»Кто там?», и, не глядя в глазок, впускаете ли в дом незнакомых людей?
- Всегда делаю именно так;
- Никогда;
- Делаю так, если все взрослые дома;
- Иногда делаю так в случаях, в которых не вижу угрозы.
2. Как вы относитесь к соблюдению ПДД?
- Действую как мне удобно;
- Всегда соблюдаю;
- Стараюсь соблюдать, но соблюдаю далеко не всегда;
- Нарушаю правила в исключительных обстоятельствах.
3. Как вы передвигаетесь с ребёнком по улице?
- Придерживаясь левой стороны, двигаясь перед ребёнком по внутренней части тротуара;
- Придерживаясь правой стороны, держа ребёнка за руку, взрослый идёт со стороны проезжей части;
- Не задумываясь, по какой стороне и какой части тротуара передвигаться, ребёнок идёт, где ему хочется;
- Держа ребёнка за руку, выбирая маршрут по обстоятельствам.
4. Как вы ведёте себя при посадке в общественный транспорт и при высадке из него?
- Часто бежите вместе с ребёнком за транспортными срредствами, вбегаете на ходу, разрешаете ребёнку выходить первым;
- Подходите для посадки только после полной остановки транспортного средства, никогда не садитесь в последний момент, входите в среднюю или последнюю дверь, выходите первым;
- Не задумываетесь о правилах входа и выхода из общественного транспорта;
- Знаете правила посадки и высадки из транспортных средств, но иногда нарушаете их.
Анализ результатов. Чем больше ответов «b» , те в большей степени родитель является образцом безопасного поведения. Преобладание ответов «а» и «с» свидетельствует о том, что взрослый сознательно нарушает правила или не задумывается о них. Ответы «d» показывают, что родитель знает и старается соблюдать правила, но позволяет себе нарушать их по «уважительной» причине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через технологию проектирования
В статье представлен опыт работы по формированию основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Через технологию проектирования отражена работа по ознакомлению детей с малой родиной: городом...
Технологическая карта открытого занятия в подготовительной группе "Формирование основ безопасного поведения, используя алгоритм матрицы"
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область "Социально-коммуникативное развитие"Открытое занятиев подготовительной группе №3Тема: «Формиров...
Формирования у детей младшей группы ДОО навыков безопасного поведения.
Основные аспекты из личного опыта педагога...
Современные технологии формирования у детей младшей группы ДОО навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
Безопасное поведение в младшей группе...
Конспект открытой совместной деятельности по ОО «Социально – коммуникативное развитие» модуль «Формирование основ безопасности» в дошкольной группе 4-5 лет на тему: «Зимние приключения»
Цель: закрепление знания правил техники безопасности на улице в зимнее время года.Задачи:Закрепить представления детей о зиме, как времени года.Развивать внимание, речь, мышление при решении проблемны...
Рабочая программа разновозрастной группы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе»
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях...
Консультация для педагогов "Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через проектирование, квест, интерактивные технологии»
Материал может быть полезен для педагогов :повысить компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством использовании инновационных технологий....