Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
консультация (старшая группа)
На всех этапах развития педагогической науки цели, содержание и методы патриотического воспитания обсуждались под разными углами зрения и с разной глубиной. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли некоторые позитивные изменения. Появляется новая общеобразовательная программа, обновляется содержание обучения и воспитания детей. Здесь вопрос патриотического воспитания детей ставится с точки зрения фундаментального изменения общественного сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
Актуальность вопросов, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, неоспорима.
На всех этапах развития педагогической науки цели, содержание и методы патриотического воспитания обсуждались под разными углами зрения и с разной глубиной. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли некоторые позитивные изменения. Появляется новая общеобразовательная программа, обновляется содержание обучения и воспитания детей. Здесь вопрос патриотического воспитания детей ставится с точки зрения фундаментального изменения общественного сознания.
Духовный и созидательный патриотизм следует прививать с раннего детства. Но, как и любая другая эмоция, патриотизм обнаруживается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, если вы не патриот, то сам учитель не сможет пробудить в ребенке чувства любви к Родине. Патриотизм основан на духовном самоопределении, поэтому его нужно не навязывать, а пробуждать.
Особенно сегодня важность и необходимость формирования патриотических чувств у детей побудила меня заняться этим вопросом.
Патриотическое воспитание в детских садах - это процесс освоения и наследования традиционной культуры. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребенка семя любви к истории и культуре страны, созданной трудом его родной природы, родного дома и семьи, родных и близких людей, людей, называемых соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самые мягкие времена является наиболее естественным и, следовательно, наиболее действенным способом патриотического воспитания чувства любви к Родине... Отчизне... В основе этих слов лежит образ, близкий каждому: мать и отец, родители - люди, которые дают жизнь новому существу. Любовь к Родине начинается с любви и уважения к своей семье и близким. Мама и папа, бабушка и дедушка – с этими словами ребенок связывает все хорошее и незабываемое на долгие годы.
Решить проблему формирования патриотических чувств у детей можно через семейные традиции.
Важнейшей составляющей семейной культуры являются семейные традиции. Семейные традиции отличаются по многим характеристикам. Они охватывают духовную среду семейной жизни и формируют эмоциональную близость, единство всех ее членов. Именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения тех, кто является будущими предками семьи, поэтому приобщение детей к культуре семьи и ее традициям происходит в дошкольном возрасте. Ведь семья предназначена для ребенка, все ее члены связаны кровными узами, самым глубоким образом, непосредственно в постоянном семейном общении, традиционные ценности народа в ней передаются из поколения в поколение.
Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьезны, что полностью решить их без участия родителей невозможно. Чтобы понять важность семейных традиций в формировании личности ребенка, рекомендуется провести опрос родителей. Анализ результатов показывает, что в современных семьях сохраняются лишь элементы традиций прошлых веков. Большинство этих традиций связано с особыми торжествами (например, празднование дня рождения ребенка по приглашению друга, организация веселых игр, викторин, конкурсов, празднование Нового года в кругу семьи с обязательным приготовлением новогодних угощений и украшением всей квартиры). В одних семьях сохранилась традиция совместного вечернего чаепития и настольных семейных игр; для других - совместное чтение вслух; для отдельных семей характерны совместные поездки; посещение музеев и театров всей семьей с последующим обсуждением увиденного. Но в основном анализ показывает, что в большинстве современных семей дошкольников не знакомят с семейными традициями, несмотря на то, что родители понимают важность воспитания детей. Поэтому в детском саду необходимо объяснять родителям важность традиций в семейном воспитании. Провести встречу с родителями за круглым столом «а вот как это бывает в нашей семье». На этой встрече родители обсудят, какие семейные традиции доступны дошкольникам и как познакомить с семейными традициями своих детей. Мама и папа делятся семейными ритуалами, которые им больше всего запомнились с детства, воспоминаниями из своей семейной жизни. Уделите особое внимание традициям, которые следует возродить: домашние игры (лото, анаграмма, шашки, домино, шахматы), словесные игры без предметов, придумывание игр всей семьей, вами самими; совместное чтение любимых сказок, былин, рассказов на ночь. Нам нужно работать над поддержанием семейных традиций и убеждать родителей в важности объединения детей и взрослых.
Дошкольники любят рассматривать фотографии. Семейные фотографии - одно из важнейших наглядных пособий для нравственного воспитания детей. В группе устройте «семейный уголок», где висят фотографии родителей с детьми, чтобы они всегда могли мысленно пообщаться со своими родителями наедине на фото. При этом играйте и наблюдайте за всеми вместе. Со стороны. Предложить родителям украсить такой уголок дома, чтобы в доме висели семейные фотографии прабабушек и дедушек. Для детей важно, как родители относятся к своим родителям, к своим корням и своей семье.
Чтобы сформировать представления о семье, родстве и родословной, папы и мамы создают со своими детьми альбомы и странички в портфолио, предлагая детям поделиться самыми сокровенными секретами, отражающими их знания о себе, семье и друзьях.
Родители создают генеалогическое древо вместе со своими детьми, что способствует уважению к традициям и сохранению вертикальных семейных отношений. Это поможет детям и их родителям глубже понять: историю и традиции семьи, корни своего народа, прошлое республики и страны в целом.
Чтобы провести выставку на тему "Мой дом", дети с помощью родителей выставляют семейные реликвии каждой семьи, связанные с семейными увлечениями, традициями - рукоделием, коллекционированием, семейным театром. Просматривая выставку, дети с гордостью рассказывали об экспонатах, принадлежащих семье, хвалили поделки и вышивку.
Также рекомендуется провести выставку детских рисунков:
"Моя семья", "Мой папа", "Портрет мамы".
Фото - вернисаж: "Папа - русский солдат", "Наши дорогие мама и бабушка", "Волшебная рука мамы"
Беседы: "Генеалогическое древо", "Мое генеалогическое древо", "Моя семья", "Дом народов мира".
С раннего возраста, чтобы познакомиться с традициями и обычаями края, в котором вы живете, нужно прививать любовь к Родине.
Рассказы, высказывания детей и суждения родителей говорят о том, что предлагаемая работа не только знакомит дошкольников с сутью семейных традиций, их значением и многообразием, но и способствует воспитанию гордости за дом и семью, а также желанию продолжать семейные традиции.
Поработав над этим вопросом, вы увидите конкретные результаты:
Такая работа поможет установить более теплые и доброжелательные отношения в семье;
У детей появляется познавательный интерес к истории семьи, близким и дальним родственникам;
У детей правильно формируется важная социальная концепция семьи, которая является залогом успеха воспитания будущих граждан нашей Родины;
Дети стали более дружелюбными, заботливыми и гордятся своими родителями. Все это приводит к примирению детей и родителей, детей и их сверстников, и в хорошей, доброй и дружной семье растет настоящий гражданин и патриот своей родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции....
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
Обобщение инновационного педагогического опыта Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Обобщение инновационного педагогического опыта...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»
Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...
Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...