Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
учебно-методический материал
Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Современные условия предусматривают развитие творческой личности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию и воображение. По своей природе творчество основано на желании сделать что-то новое, ценное, сделать по-своему. Творческое начало в человеке - это стремление вперед, к лучшему, к совершенству. Неразрывно с понятием творчества связано понятие творческая личность. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации.
Научные исследования Л. С. Выготского, В.А. Сухомлинского доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому, сегодня очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Формирование и развитие личности ребенка происходит в традиционных видах деятельности дошкольников, направленных на его целостное развитие, однако, именно театрализованная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Всем известна истина «Принуждение – враг творчества».
Работа по организации театрализованной деятельности начинается в младшем дошкольном возрасте. И начинается она с ознакомления малышей с первыми театрализованными действиями в процессе игр-забав, при прослушивании выразительного чтения стихотворений и сказок. Воспитатель предлагает детям изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, бежит лиса, шелестят листочки. Такие действия сопровождаются подходящими стихами и песенками. Выполняя действия с игрушками, дети с удовольствием перевоплощаются в различных персонажей, они не только учатся действовать с ними, но и сами исполняют некоторые роли. К 4 годам у детей формируется умение пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной игровой роли, объединяться со сверстниками в играх-имитациях, более активно проявляется воображение и творчество. В средней группе при проведении творческих имитационных игр формируется умение с помощью мимики, жестов, движений передавать различные эмоциональные состояния персонажей (зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, отвели домой, и все радуются.), физические особенности (летят большие птицы и маленькие птички; идут большой медведь и маленький медвежонок). Усложняются игровые сценарии, появляются инсценировки простых сказок. К 5 годам дошкольники овладевают умением взаимодействовать в подгруппе, инициировать новые идеи и новые роли. Дети проявляют творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета, отражают в играх содержание литературных произведений. В старшем возрасте работу необходимо ориентировать на совершенствование у дошкольников исполнительских навыков, стимулирование проявления инициативы и творчества в театральной деятельности, поощрение импровизации. Углубление театрально-игрового опыта происходит за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Детям становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, при этом происходит совершенствование функции саморегуляции: у дошкольников развивается умение контролировать свое поведение, движения и речь. Опыт режиссерской игры обогащается за счет использования марионеток, кукол «живой рукой», ростовых кукол. Усложняются тексты для постановок. Они имеют более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст. Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры. Игра-драматизация в этом возрасте становится спектаклем, в котором ребенок играет роль уже не для себя, а для зрителя.
Наблюдая за играми дошкольников, обратили внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Поэтому мы решили организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
При создании развивающей среды учитывала следующие принципы:
-Принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.
- Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно выбирать то, что ему по душе.
- Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.
- Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Развивающую среду мы пополняли исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитывали различные виды театров.
Дошкольники охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили - были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми я руководствуюсь:
● Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
● Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
● Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
● Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.
● Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
● Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.
● Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.
● Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
● Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
● Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении.
В результате работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появляется возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы, развивается связная речь, обогащение словаря, что способствовует формированию и развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, театрализованная деятельность – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость, становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного в необычном волшебном мире.
Список использованной литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
4. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
5. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...
Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
«Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством педагогического проекта с учётом требований ФГОС ДО».
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...
Перспективный план по самообразованию тема: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взр...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Представлен материал о содержании работы с детьми по театрализованной деятельности, о роли педагога в организации театрализованной деятельности....
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...