Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
статья (подготовительная группа) на тему

Чигина Екатерина Сергеевна

В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Чигина Екатерина Сергеевна,

музыкальный руководитель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 133, г. Иркутск

klaustrofobiya13@mail.ru

Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Аннотация: В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.  

Ключевые слова: творческие способности, театрализованная деятельность, музыка, ритмика, пластика, упражнения.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!

В. Сухомлинский.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу.

В своей работе по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  я использую ритмопластические упражнения, позволяющие ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела. Пластические образы создаются на музыкальном материале, подобранном О.П.Радыновой к авторской программе «Музыкальные шедевры». Кроме того использую известные музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов, а также записи с музыкой для релаксации и медитации.

В ходе работы с детьми по организации театрализованной деятельности проводятся следующие мероприятия: сочиняются истории, проводятся игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрываются мини-этюды, пантомимы, развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, развивающие  у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей). Также на наших занятиях мы знакомимся с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто,  и др.

Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Представлен материал о содержании  работы с детьми по театрализованной деятельности, о роли педагога в организации театрализованной деятельности....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Ребенок всегда стремится проявить творчество, поэтому педагогу очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить их фантазию и реализовать способности....

Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»

laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...

Методическая разработка по теме "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...