Самообразование "Развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы через опытно-экспериментальную деятельность"
методическая разработка (подготовительная группа)

Шельшакова Ольга Александровна

"Что я слышу-забываю

Что я вижу- помню

Что я делаю- понимаю" Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024_god.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема

Тема

Этапы

Содержание работы

Результаты

1.Актуальность.

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

 В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности как экспериментирование, , импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

В результате НОД и опытов-экспериментов:

• ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

• познакомились с явлениями природы;

• получили представление о круговороте воды в природе;

• уточнили знания о воде, о ее состояниях;

• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

• дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д.;

• познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

      С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Мини-лаборатория профессора Знайкина». Уголок представляет собой две полки, на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов– всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали.

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

• не оставлять вопрос без внимания;

• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Выводы: применение экспериментирования оказало влияние на:

  •  Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
  • Знания детей о неживой природе.

  В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».

     Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

       Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности.

«Развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы через опытно-экспериментальную деятельность»

Работу провела в 3 этапа

  1. Подготовительный

(подбор материала)

  1. Основной

(изучение подобранного материала)

  1. Итоговый

(внедрение изученного материала в педагогическом процессе)

Приступая к работе в начале учебного года , по данной теме, я начала с анализа изучения литературы.

  
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.

  Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

  Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

  Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

  Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

  Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

  Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Провела экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

презентации по экспериментированию.

Изготовление стола для экспериментирования  и его оснащение(работа с родителями)

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

  С детьми проводились беседы на тему: "Необходимость интереса исследовательской деятельности» об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

В течении учебного года мною проводилась НОД и опыты-эксперименты по блокам: «Растения», «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Магниты», «Свет», «Звук».               

В своей работе создавала образовательные ситуации:

"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.

"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

Посадка лука,(эксперементирование)

«Какой он песок?»

«Какие бывают камни?»

«Воздух- невидимка»

«Магнит»

«Снег и лёд- это тоже вода»

«Волшебница вода»

«Как питаются растения»

«Знакомство с лупой»

Создана картотека

«Экспериментирование для детей»

Пополнение уголка в течении года «Юный исследователь»

 Акция «Как беречь воду»

Приняла участие в вебинаре «Опыты и эксперименты с различными материалами как средство развитие познавательных процессов»

      С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Мини-лаборатория профессора Знайкина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Архимеда конспект совместного развлечения родителей и детей подготовительной к школе группы по опытно-экспериментальной деятельности.

Цель: Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников.Задачи: • Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях; • Продолжать знакомить детей со свойствами ...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления»....

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».

Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. 2. Уточнить представления о п...

методическая разработка "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы, через экспериментирование"

Основной цельюопытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности. Детское экспериментирование это один из методов обучения и развития естественнонаучны...

Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»

В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА  и плана работы с детьми и родителями...