Самообразование "Развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы через опытно-экспериментальную деятельность"
методическая разработка (подготовительная группа)
"Что я слышу-забываю
Что я вижу- помню
Что я делаю- понимаю" Конфуций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024_god.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема | Тема | Этапы | Содержание работы | Результаты |
1.Актуальность. Что я слышу - забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю. Конфуций. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности как экспериментирование, , импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи: - создавать условия для исследовательской активности детей; - поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность. В результате НОД и опытов-экспериментов: • ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ; • познакомились с явлениями природы; • получили представление о круговороте воды в природе; • уточнили знания о воде, о ее состояниях; • познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения; • дети получили представления о свойствах ткани, резины и т. д.; • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления; Ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы. С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Мини-лаборатория профессора Знайкина». Уголок представляет собой две полки, на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов– всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали. Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности. Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий: • проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии; • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты; • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ; • не оставлять вопрос без внимания; • радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам. Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Выводы: применение экспериментирования оказало влияние на:
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь». Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе. Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности. | «Развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы через опытно-экспериментальную деятельность» | Работу провела в 3 этапа
(подбор материала)
(изучение подобранного материала)
(внедрение изученного материала в педагогическом процессе) | Приступая к работе в начале учебного года , по данной теме, я начала с анализа изучения литературы. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Провела экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. презентации по экспериментированию. Изготовление стола для экспериментирования и его оснащение(работа с родителями) Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» С детьми проводились беседы на тему: "Необходимость интереса исследовательской деятельности» об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности. В течении учебного года мною проводилась НОД и опыты-эксперименты по блокам: «Растения», «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Магниты», «Свет», «Звук». В своей работе создавала образовательные ситуации: "Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять. "На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан. Посадка лука,(эксперементирование) «Какой он песок?» «Какие бывают камни?» «Воздух- невидимка» «Магнит» «Снег и лёд- это тоже вода» «Волшебница вода» «Как питаются растения» «Знакомство с лупой» Создана картотека «Экспериментирование для детей» Пополнение уголка в течении года «Юный исследователь» Акция «Как беречь воду» Приняла участие в вебинаре «Опыты и эксперименты с различными материалами как средство развитие познавательных процессов» С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Мини-лаборатория профессора Знайкина». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
В гостях у Архимеда конспект совместного развлечения родителей и детей подготовительной к школе группы по опытно-экспериментальной деятельности.
Цель: Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников.Задачи: • Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях; • Продолжать знакомить детей со свойствами ...
Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».
Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления»....
Программа саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2019-2020 уч.год/ по теме: «Развитие творческих способностей детей подготовительной к школе группы с ОВЗ через работу с пластилином»
в данной программе представлены цели,задачи,план работы с родителями и детьми подготовительной к школе группы по данной теме...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления».
Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. 2. Уточнить представления о п...
методическая разработка "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы, через экспериментирование"
Основной цельюопытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности. Детское экспериментирование это один из методов обучения и развития естественнонаучны...
Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»
В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА и плана работы с детьми и родителями...