"Образовательный геокешинг - как современный средство познавательного развития ребенка"
консультация
Технология проведения квест -игр с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_geokeshing_-_kak_sovremennoe_sredstvo_poznavatelnogo_razvitiya_rebenka.docx | 492.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергиенко Анна Леонидовна
«Образовательный геокешинг – как современное средство познавательного развития ребенка»
Сыктывкар, 2022
«Образовательный геокешинг – как современное средство познавательного развития ребенка»
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая
Перед государством, школой, дошкольными учреждениями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно! - любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.
В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Научный поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников является образовательный «геокэшинг». Вы, удивитесь, а может даже «испугаетесь», что это?
Спросите, что такое геокэшинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
Как и любая игра геокешинг имеет свою историю. История игры началась давно и дошла до наших детских садов. Но в работе с детьми дошкольного возраста мы пока не можем использовать настоящий навигатор. Мы нашли замену навигатору – это карта с заданным направлением. Сразу возникает вопрос. Вам это напоминает что-то? Правильно, квест – игры.
Как и любая игра, Геокешинг–имеет свои чёткие правила:
1. Найти тайник по четко заданным ориентирам (использование зрительных ориентиров или подсказок)
2. Забрать из тайника понравившийся предмет (забираем весь тайник или только понравившийся предмет)
3. В тайник положить предмет, взамен взятого.
4. Оставить в тайнике записку о своей находке.
При организации геокешинга, составлении маршрута, подборки сюжета, проблемы и легенды, заданий можно обратиться за помощью ко всем известным квест – играм.
В организации Геокешинга с детьми дошкольного возраста есть свои особенности.
При подготовке к игре дети могут сами распределять между собой, кто будет прятать тайник (так называемые - Навигаторы) и составлять карту поиска. А кто будет искать этот тайник (Геокеширы). Для этого используются карточки – символы (вопрос и сундук). Следует отметить, что Геокешинг может быть как индивидуальной игрой, так и подгрупповой. При распределении ролей могут возникать небольшие конфликты. Чтобы этого избежать, помочь детям в спорных решениях, мне помогает «Сундук споров» и разнообразные приемы: жеребьевки, считалки, вопросы. Так же можно использовать элементы социоигровой технологии (способы деления детей на команды: Навигаторы и Геокеширы).
Чтобы помочь выбрать тему детям, и чтобы укорить процесс «составления» маршрута и сделать работу слаженно - Я использую «Волшебный круг» (показать) с тематикой игр (см. Рисунок 1)
Дети могут выбирать любую картинку, и по картинке выбирать тему. А сюжет может задать воспитатель. Сюжет может быть разным, воспитатель задает интригу в игре. Например: тема «В поисках осколков Снежной королевы». Какую проблемную ситуацию может ввести взрослый? Снежная Королева похитила волшебную картину изо льда и необходимо собрать недостающие осколки. «В поисках клада Джека Воробья» Проблемная ситуация: Капитан Барракуды рассыпал по острову сундук с сокровищами. «В поисках сокровищ Кощея Бессмертного» и т.д.
Дети могут самостоятельно выбирать место для игры (это группа, спортивная площадка, музыкальный зал, игровая площадка и все помещения детского сада), где будет проходить Геокешинг и место нахождения тайника (зарыт в земле, подвешен на дереве, спрятан и т.д.). Здесь также при затруднениях и спорах используем жеребьевку и «Сундук споров».
Самый сложный этап в организации игры – это проложить маршрут на карте. Дети составляют самые простые карты (маршруты) так называемые линейные с использованием зрительных ориентиров по периметру (дети могут зарисовать картинки или приклеить разнообразные наклейки).
По технологии проведения они схожи с квест -играми. Рассмотрим на примере данного маршрута «В поисках подарка для мамочки» (см. Рисунок 2) Здесь ориентиры у нас «зашифрованное» место в группе. Отправная точка маршрута – это красный крестик. Далее мы двигаемся к ориентиру «Поварешка» А где у нас хранятся поварешки в группе? Правильно – в моечной. Дальше двигаемся к ориентиру «Карандаши» Какой это уголок? Правильно - уголок рисования. Дальше у нас ориентир – конструктор (строительный уголок), далее кроватка – это спальня и последний, где у нас спрятан тайник – в библиотеке.
С помощью взрослого создаем усложненные маршруты: это маршрут с четко заданным количеством шагов в заданном направлении (так называемый пошаговый маршрут) направление движения нам указывают стрелочки с определенным количеством шагов, с разнообразными разворотами и поворотами (направо, налево, назад, вперед, по диагонали, кругом) и с разнообразием заданий (см. Рисунок 3)
При составлении маршрута, дети самостоятельно с помощью «Волшебного круга» подбирают задания (см. Рисунок 4)
Задания могут быть разнообразные: отгадывание загадок, расшифровка ребусов, решение примеров и задачек, задания творческого характера. Одно из условий, которые дети должны соблюдать - это соответствие заданий и темы игры Геокешинг.
Для реализации технологии Геокешинг в ДОУ выделены этапы:
- Обогащение предметно-развивающей среды.
- Обеспечение безопасности в процессе поисковой деятельности.
- Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей, а также ребенка со сверстниками.
- Взаимодействие с родителями.
Использование технологии «образовательного геокешинга» оказывает влияние на:
- Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- Повышение уровня развития познавательных процессов;
- Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- Знания детей о живой и неживой природе;
- Повышение компетентности родителей в организации работы по использованию технологии «образовательного геокешинга».
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в обобщении и систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию «образовательного геокешинга».
Библиографический список:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации",
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО" N 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
3. Костюкова С. П., Полякова Н. М. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте. Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 355-358.
4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Образовательный квест – современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Николаева Н.В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование как средство познавательного развития ребенка-дошкольника
Исследование как средство познавательного развития ребёнка-дошкольника. Евдокимова Н.Е. воспитатель дошкольной группы МДОУ «Улыбка». Первая категория. Китайская пословица гл...
Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.
«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57 Современные...
Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет ряд требований к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения, в том числе и к организации пред...
Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»
Консультации для родитетелей по экспериментально-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: «Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников»
Вы создали новый педагогический проект или методическую разработку? Как сделать эту работу наглядной и доступной для дошкольников? Изготовьте вместе с детьми лэпбук - тематическую интерактивную папку,...
Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект
Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....
Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка».
Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование пре...