"Образовательный геокешинг - как современный средство познавательного развития ребенка"
консультация

Анна Леонидовна Сергиенко

Технология проведения квест -игр с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергиенко Анна Леонидовна

        «Образовательный геокешинг – как современное средство познавательного развития ребенка»

Сыктывкар, 2022

«Образовательный геокешинг – как современное средство познавательного развития ребенка»

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

                                                                Д.В.Менджерицкая

 Перед государством, школой, дошкольными учреждениями   и родителями стоит задача чрезвычайной важности: чтобы ребёнок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно! - любознательным, самостоятельным, способным на решение задач в любой жизненной ситуации.

    В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Научный поиск эффективных средств развития личностных качеств дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников является образовательный «геокэшинг».  Вы, удивитесь, а может даже «испугаетесь», что это?

   Спросите, что такое геокэшинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.

             Как и любая игра геокешинг имеет свою историю. История игры началась давно и дошла до наших детских садов. Но в работе с детьми дошкольного возраста мы пока не можем использовать настоящий навигатор. Мы нашли замену навигатору – это карта с заданным направлением. Сразу возникает вопрос. Вам это напоминает что-то? Правильно, квест – игры.

Как и любая игра, Геокешинг–имеет свои чёткие правила:

1.        Найти тайник по четко заданным ориентирам (использование зрительных ориентиров или подсказок)

2.        Забрать из тайника понравившийся предмет (забираем весь тайник или только понравившийся предмет)

3.        В тайник положить предмет, взамен взятого.

4.        Оставить в тайнике записку о своей находке.

      При организации геокешинга, составлении маршрута, подборки сюжета, проблемы и легенды, заданий можно обратиться за помощью ко всем известным квест – играм.

      В организации Геокешинга с детьми дошкольного возраста есть свои особенности.

       При подготовке к игре дети могут сами распределять между собой, кто будет прятать тайник  (так называемые - Навигаторы) и составлять карту поиска. А кто будет искать этот тайник (Геокеширы). Для этого используются карточки – символы (вопрос и сундук). Следует отметить, что Геокешинг может быть как индивидуальной игрой, так и подгрупповой. При распределении ролей могут возникать небольшие конфликты. Чтобы этого избежать, помочь детям в спорных решениях, мне помогает «Сундук споров» и разнообразные приемы: жеребьевки, считалки, вопросы. Так же можно использовать элементы социоигровой технологии (способы деления детей на команды: Навигаторы и Геокеширы).

    Чтобы помочь выбрать тему детям, и чтобы укорить процесс «составления» маршрута и сделать работу слаженно - Я использую «Волшебный круг» (показать) с тематикой игр (см. Рисунок 1)

Дети могут выбирать любую картинку, и по картинке выбирать тему. А сюжет может задать воспитатель. Сюжет может быть разным, воспитатель задает интригу в игре. Например: тема «В поисках осколков Снежной королевы». Какую проблемную ситуацию может ввести взрослый? Снежная Королева похитила волшебную картину изо льда  и необходимо собрать недостающие осколки.  «В поисках клада Джека Воробья» Проблемная ситуация: Капитан Барракуды рассыпал по острову сундук с сокровищами. «В поисках сокровищ Кощея Бессмертного» и т.д.

Дети могут самостоятельно выбирать место для игры (это группа, спортивная площадка, музыкальный зал, игровая площадка и все помещения детского сада), где будет проходить Геокешинг и место нахождения тайника (зарыт в земле, подвешен на дереве, спрятан и т.д.). Здесь также при затруднениях и спорах используем жеребьевку и «Сундук споров».

     Самый сложный этап в организации игры – это проложить маршрут на карте. Дети составляют самые простые карты (маршруты) так называемые линейные с использованием зрительных ориентиров по периметру (дети могут зарисовать картинки или приклеить разнообразные наклейки). C:\Users\Домашний\Desktop\IMG_20190216_161718.jpg

           По технологии проведения они схожи с квест -играми.  Рассмотрим на примере данного маршрута «В поисках подарка для мамочки» (см. Рисунок 2) Здесь ориентиры у нас «зашифрованное» место в группе. Отправная точка маршрута – это красный крестик.  Далее мы двигаемся к ориентиру «Поварешка» А где у нас хранятся поварешки в группе? Правильно – в моечной. Дальше двигаемся к ориентиру «Карандаши» Какой это уголок? Правильно - уголок рисования. Дальше у нас ориентир – конструктор (строительный уголок), далее кроватка – это спальня и последний, где у нас спрятан тайник – в библиотеке.

 С помощью взрослого создаем усложненные маршруты: это маршрут с четко заданным количеством шагов в заданном направлении (так называемый пошаговый маршрут) направление движения  нам указывают стрелочки с определенным количеством шагов, с разнообразными разворотами и поворотами (направо, налево, назад, вперед, по диагонали, кругом) и с разнообразием заданий (см. Рисунок 3)

       При составлении маршрута, дети самостоятельно с помощью «Волшебного круга» подбирают задания (см. Рисунок 4)

Задания могут быть разнообразные: отгадывание загадок, расшифровка ребусов, решение примеров и задачек, задания творческого характера. Одно из условий, которые дети должны соблюдать  - это соответствие заданий и темы игры Геокешинг.

Для реализации технологии Геокешинг в ДОУ выделены этапы:

  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Обеспечение безопасности в процессе поисковой деятельности.
  • Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей, а также ребенка со сверстниками.
  • Взаимодействие с родителями.

Использование технологии «образовательного геокешинга»  оказывает влияние на:

  • Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • Повышение уровня развития познавательных процессов;
  • Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • Знания детей о живой и неживой природе;
  • Повышение  компетентности родителей в организации работы по использованию технологии «образовательного геокешинга».

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.

Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в обобщении и систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию «образовательного геокешинга».

Библиографический список:

1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации",

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО" N 273-ФЗ от 29.12.2012

2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;

3. Костюкова С. П., Полякова Н. М. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте. Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 355-358.

4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Образовательный квест – современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Николаева Н.В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

Исследование как средство познавательного развития ребёнка-дошкольника.   Евдокимова Н.Е. воспитатель дошкольной группы МДОУ «Улыбка». Первая  категория.   Китайская пословица гл...

Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.

«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57       Современные...

Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников

   Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет ряд требований к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения, в том числе и к организации пред...

Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»

Консультации для родитетелей по экспериментально-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Лэпбук как современное средство познавательного развития дошкольников»

Вы создали новый педагогический проект или методическую разработку? Как сделать эту работу наглядной и доступной для дошкольников? Изготовьте вместе с детьми лэпбук - тематическую интерактивную папку,...

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка».

Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование пре...