Конспекты мастер-класса для воспитателей и родительское собрание для родителей
методическая разработка (подготовительная группа)

Хлестова Кристина Андреевна

Данные конспекты помогут рассказать родителям и воспитателям о проблеме детской тревожности и страхов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx28.42 КБ
Файл master-klass.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж имени А.К.Савина»

Технологическая карта

мероприятия для родителей

в подготовительной к школе группе

Сатка,2024г.

Тема: «Что такое страх и как с ним справиться?».

Цель занятия: Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам профилактики и коррекции детских страхов в дошкольном возрасте; расширение контакта между педагогами и родителями.

Задачи: формировать представление о чувстве страха; развить умение справляться с чувством страха у детей; снизить уровень страха у детей; создать обстановку доверия; развить коммуникативные умения с детьми.

Зрительный ряд: ИКТ оборудование (иллюстрация чувства страха, иллюстрации страшных персонажей, презентация о страхах с текстом и картинка в сопровождении).

Форма проведения: беседа – диалог воспитателя с родителями.

Участники: воспитатель, родители.

Материалы и оборудование: ИКТ, листы для рисунков, распечатки сказки «Маленькая Луна», буклет «Игры на преодоления страха».

План проведения:

  1. Организационный момент
  2. Беседа
  3. Упражнение «Нарисуй свой страх»
  4. «Как избавиться от чувства страха?
  5. Игра «Покажи страшилку»
  6. Игра «А вот и не страшно»
  7. Подведение итогов

Ход работы:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность

Педагога

Методы,

формы, приемы

Предполагаемая

деятельность родителей

Планируемые результаты

1

Организационно –

мотивационный

этап

Переключить внимание родителей на предстоящую беседу.

Здравствуйте уважаемые родители, присаживайтесь пожалуйста. Уважаемые родители, меня зовут Хлестова Кристина Андреевна, сегодняшняя тема нашего родительского собрания «Что такое страх и как с ним справиться?». Для начала я хотела бы с вами познакомиться. У меня в руках мячик, сейчас мы будем передавать его друг другу и тот, у кого в руках мячик называет свое имя и фамилию, так мне будет удобнее узнать чьи вы родители и говорите какой продуктивной деятельность любите заниматься.

Как здорово, вот мы с вами узнали друг друга получше.

А теперь я попрошу вас посмотреть на экран и ознакомимся с сегодняшним планом.

- Сегодня я вам расскажу о том как преодолеть страхи детей.

- Проведу несколько игр на преодоление страха.

- Ну и подведем с вами итоги.

Беседа.

Родители присаживаются.

Слушают воспитателя.

Предают мяч и называют свое имя и фамилию, чем любят заниматься.

Эмоциональная готовность

2

Основной этап

Этап

постановки

проблемы

Ввести в проблемную ситуацию

Ну а мы начинаем. У многих деток есть страхи. Да что там у деток, даже у взрослых людей есть свои страхи. Сегодня мы с Вами попытаемся понять, а что же такое страх. Узнаем, как можно преодолеть свои страхи, а главное страхи наших детей. На ИКТ оборудование показываю фотографию испуганного ребенка

-Посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок?

- Да, верно. Как же вы поняли, что ребёнку на фотографии страшно?

- Верно. Смотрите внимательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то.

- Что, по-вашему могло так напугать этого ребенка?

- А испытывали ли вы когда-нибудь чувство страха?

- Итак, чувство страха - это неприятное чувство беспокойства, тревоги, которое возникает у человека, когда ему угрожает опасность , настоящая или воображаемая.

- Все же страх бывает полезен.

(Показываю картинки из презентации на ИКТ оборудовании, в сопровождении с своим рассказом)

- Он защищает, охраняет. Человек боится высоты, а значит, никогда не станет прыгать с высоты, ведь он может погибнуть. Человек боится подходить к незнакомым людям и не зря, но также вреден: тормозит деятельность, от него долго отходим, не даёт что-либо сделать (реализовать возможности).

Наглядный метод: наблюдение,

Беседа

Родители слушают воспитателя, смотрят на экран.

-Чувство страха.

- По его выражению лица

Родители высказывают свои предположения.

-Конечно

Родители дают несколько ответов.

Проявили интерес к теме

Этап ознакомления

с материалом

Закрепить знания

Есть несколько вариантов, позволяющих классифицировать детские страхи. Простейшей и наиболее распространенной классификацией называют разделение детских страхов на два типа – социальные и природные. Сначала возникают природные страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения. Они проявляются уже с раннего возраста. Пример: страх смерти (себя и родителей), высоты, темноты, чудовищ, замкнутого пространства, внезапных звуков и так далее.

Социальные страхи появляются позже. Речь идет о страхе ситуаций социального характера. Пример: страх одиночества, наказания, опоздания, осуждения со стороны сверстников, некоторых людей и так далее.

Детские страхи также делимы на три группы.

Бредовые страхи

Причина этих страхов обычно неочевидна. Пример: ребенок боится принимать какой-то вид пищи, надевать куртку, ходить на горшок, купаться, завязывать шнурки, подходить к столу и так далее. Бредовые детские страхи могут быть проявлением отклонений психики или началом развития аутизма. Для выяснения причины обратитесь в специализированное медицинское учреждение.

Сверхценные страхи

Детские страхи, имеющие отношение к некоторым идеям. Первое время соответствуют некому реальному происшествию, но потом становятся настолько значимыми, что завладевают всеми мыслями ребенка.

Примеры: социальные страхи в виде заикания или боязни выходить к доске. Сверхценные страхи наиболее распространены – в 85-90% именно с ними приходится иметь дело психологам. Страхи приобретают хроническую форму и справиться с ними сложно. Обычно идут с раннего детства, проявляясь на последующем опыте и оказывая влияние на становление личности. Родители должны быть внимательны к детским переживаниям.

Навязчивые страхи

Детский страх, испытуемый при определенных обстоятельствах, вызывающих у ребенка панику. Это может быть страх неких животных, высоты, мест огромного скопления людей, открытых или закрытых пространств и так далее.

Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Как бы вы отреагировали хотелось бы выслушать? Хорошо, сейчас я вам покажу несколько упражнений и игр по преодолению страхов вместе с ребенком.

Словесный метод беседа, рассказ педагога

Родители слушают воспитателя.

Родители рассказывают, как бы они отреагировали

Узнают о предстоящей деятельности

Этап практического

решения проблемы

Формировать умения играть в игры вместе с детьми, показать как играть в игры.

(Раздаю буклеты "Игры на преодоления страха"). Уважаемые родители, здесь вы можете увидеть игры на преодоление страхов, сейчас мы с вами проведем некоторые из них.

Хотелось бы с начала вам показать упражнение

«Нарисуй свой страх»

- У каждого из вас на столе лист бумаги и цветные карандаши. Я засекаю 5 минут. Ваша задача за это время нарисовать свой страх.

-Посмотрите пожалуйста и скажите сами себе что в нём хорошего? А также, почему он стал страшилкой?

Я предлагаю теперь убрать их в сторону, ребенку будет лучше справиться со своими страхами и выбрать их.

- Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»? (наглядность)

- Иногда то, что нам кажется страшным, на самом деле вовсе не страшное.

Я вам сейчас раздам Сказку «Маленькая Луна»

Читать мы ее с вами не будем, но если коротко, то в этой сказке маленькая Луна поборола свое чувство страха.

Эту сказку желательно прочитать своим детям и детям станет понятно, что темнота не так уж и страшна. Поможет побороть свой страх темноты. Также с детьми ее желательно обсудить, вопросы есть внизу сказки.

Следующая Игра

«Покажи страшилку»

- Я показываю вам на экране изображения известных вам страшных персонажей (Бабы-Яги, Кощея, Змея Горыныча, скелета). Кто-нибудь из вас должен подойти, внимательно рассмотреть одного из этих персонажей и изобразить его как можно точнее, не произнося при этом ни слова. Остальные должны будут отгадать, какую страшилку им показали.

Следующая игра

«А вот и не страшно»

-Сейчас каждый из вас должен взять свой рисунок и дорисовать его как можно интереснее, смешнее, чтобы то, что изображено, не могло больше вас пугать.

-Что интересного и смешного в рисунке?

-Что необычного?

-Изменилось ли чувство к вашим страхам?

- Итак, теперь попробуйте сформулировать определение: Что такое чувство страха?

Как его можно побороть?

Словесный метод: прием беседа, рассказ педагога

Практический метод: рисование Прием упражнение

Родители берут буклеты "Игры на преодоления страха".

Рисуют свои страхи.

Родители высказывают свои предположения.

Родители забирают сказки про Маленькую Луну.

Родители играют в игру «Покажи страшилку»

Родители играют в игру «А вот и не страшно»

Родители дорисовывают, отвечают на вопросы воспитателя смотря на свои рисунки.

Родители самостоятельно формулируют определение, высказывают его.

Отвечают на вопрос:

Родители приступили к играм и упражнениям

3

Заключительный

этап

Подводить итоги процесса и результатов деятельности

Из всего выше сказанного какой мы можем сделать вывод? Страхи характерны для всех. О них, как и обо всем прочем, нужно спокойно и доброжелательно разговаривать с ребенком.

Главная задача родителей в преодолении детских страхов – находиться рядом с ним. Всегда будьте готовы выслушать, успокоить его, помочь. Если вы полагаете, что детский страх приобрел хроническую форму, не игнорируйте ситуацию. Уважаемые родители, спасибо за внимание, не забудьте свои сказки, буклеты. Такое занятие вы можете провести со своими детьми, конечно в другой форме. Они получат удовольствие и возможно по-другому смогут посмотреть на свой страх. До свидания.

Словесный метод: беседа.

Родители делают вывод и высказывают.

Забирают буклеты и сказки.

Уходят домой.

Рефлексия: подведение итогов



Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж имени А.К.Савина»

КОНСПЕКТ

проведения мастер-класса

для воспитателей

Сатка,2024г.

Структура плана-конспекта мастер-класса:

Тема: "Коррекция уровня тревожности с помощью методов игровой терапии"

Цель мастер-класса: повышение психологической компетентности участников мастер-класса по вопросам профилактики и коррекции детской тревожности в дошкольном возрасте.

Задачи мастер-класса:

- познакомить участникам мастер-класса с технологиями, методами и приемами, используемые в работе с тревожными детьми;

- отработать на практике приемы снятия тревожности, через методику игровой терапии;

- научить определять тревожного ребенка;

- оптимизировать детско-воспитательные отношения.

Ожидаемые результаты: освоение участниками мастер-класса методики игровой терапии на коррекцию тревожности дошкольников.

Методы и приемы: демонстрация, объяснение, упражнение.

Дидактические материалы/оборудование: технические средства (ноутбук, проектор), презентация; картотека игр для педагогов направленных на снятие тревожности детей дошкольного возраста; цветок; макет телевизора; повязки на глаза; зеркало, клубочек; цветная бумага.

Список литературы:

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
  2. Бавина, Т.В. Детские страхи: решение проблем в условиях детского сада / Т.В. Бавина. – М.: АРКТИ, 2019. – 160 с.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002г. – 70 стр.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». – СПб.: Издательство «Речь», 2005г

Ход мастер-класса:

Добрый день уважаемые коллеги, очень рада вас здесь видеть!

Сегодня своё выступление я хочу начать с упражнения – приветствия.

Упражнение-приветствие «На что похоже мое настроение»

Для начала я предлагаю познакомиться, в этом нам поможет, наш волшебный цветок, мы будем передавать его по кругу, когда цветок попадает вам в руки: нужно назвать свое имя и сказать, на что сегодня похоже ваше настроение это может быть, например, погодное явление или может быть какое-то животное и т.д.

Обратите внимание на экран.

Тема данного мастер класса сегодня это - "Коррекция уровня тревожности с помощью методов игровой терапии"

А кто же такие тревожные дети?

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность».

Так А. М. Прихожан указывает, что «тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Таким образом понятием “тревожность” психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску

Выделяют два основных вида тревожности.

Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

По каким признакам мы можем определить, что ребенок тревожный?

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Работа с тревожным ребенком

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Проводить работу с тревожными детьми следует в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Какие - технологии, методы и приемы, мы можем использовать в работе с тревожными детьми?

- Сказкотерапия.

- Игротерапия.

- Танцевально-двигательная терапия.

- Арт-терапия.

- Психогимнастика

- Релаксация.

- Концентрация.

- Функциональная музыка.

Все верно! Все что сейчас перечислено помогает в борьбе с тревожностью детей.

А скажите уважаемые коллеги, а испытываете ли вы страхи, тревоги, переживания?

Давайте попытаемся, избавимся от наших страхов, с помощью специальных упражнений:

Упражнение «Клубочек».

Цель: повышение уверенности в себе.

Для детей можно сказать, что сейчас они будут знакомимся друг с другом поближе. А поможет нам в этом волшебный клубочек и зеркало. Мы будем передавать его по кругу, смотреть на себя в зеркало и говорить свое имя, а еще положительную черту своего характера.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко, всегда веселее, когда есть друзья.

Упражнение «Выключенный звук».

Цель: повышение самооценки.

Для этой игры можно использовать большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Ведущий предлагает (по очереди) сесть на стульчик «в телевизоре» и рассказать историю, например, о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут даем команду – ребенок замолкает и продолжает «рассказывать» историю невербальными средствами ( у телевизора исчез звук). Ведущий предлагает догадаться (понять), о чем рассказывает телевизор. Мы должны «озвучивать» рассказ. Если его поняли неправильно, необходимо повторить еще раз.

Можно после «выключения звука» встать рядом с макетом.

Упражнение «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного и эмоционального напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить взрослых попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом меняются ролями. По мере избавления от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Упражнение «Повышаем доверие».

Цель: сплочение коллектива, развитие доверия друг к другу.

Команда делиться на несколько группа по 5- 6 человек. Каждый игрок по очереди отворачивается от совей команды и падает назад, чтобы они его поймали. Поймать игрока – обязательное условие. В результате упражнения коллеги будут больше доверять друг другу. По окончании игры можно сообща обсудить поведение всех участников.

Упражнение «Голосовая разрядка».

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов – издать резкий звук, например: «Ух!».

Техника «Отрезать, отбросить».

Этот прием пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, – немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Упражнение «Разрывание бумаги»

Цель: высвобождение негативных эмоций

Предлагаю вспомнить свои личные ситуации из жизни, когда вас что-то или кто-то обижал, огорчал, когда испытывали чувство тревоги, злости, раздражения и перенесите эти негативные эмоции на бумагу. Её можно смять или разорвать на мелкие кусочки

Подведение итогов. Рефлексия.

Прошу вас поделиться своими чувствами, что Вы испытали во время мастер-класса. Давайте поаплодируем друг другу. Спасибо Вам!

А сейчас я хочу раздать вам картотека игр на снижение тревожности, формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

Спасибо за внимание! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер - класса по тестопластике "Тесто - это просто" для родителей (на родительском собрании) на тему: «Игрушки в жизни малыша». Подкова.

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого тест...

Конспект мастер - класса к родительскому собранию по теме: «Веселые игры для развития красивой речи».

Конспект мастер - класса к родительскому собранию по теме: «Веселые игры для развития красивой речи». ...

конспект мастер класс на конкурс "Воспитатель года"

Предоставляю вашему вниманию конспект мастер класса для педагогов: "Сказкотерапия - живопись из шприца". Свой мастер класс я начала с приветствия гостей, загадывание загадки для участниц мас...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Родительское собрание: играем в театр дома».

Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Родительское собрание: играем в театр дома»....

Конспект мастер- класса с детьми старшей группы «Ромашки» и их родителями «Рисуем вместе»

Занятие направленное на совместное творчество родителей и их детей. Участие в таких работах способствует сплочению семьи, развитию новых увлечений и интересов, благоприятно влияет на взаимоотношение...

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...

«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» (мастер-класс в рамках проведения общего родительского собрания в образовательном объединении «Школа эстетического воспитания»)

В статье  рассказывается  о истории развития ментальной арифметики. Какие способности развивает ментальная арифметика. В каких сферах жизни  они помогают ребенку, а также их родителям. ...