Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности на тему: "Что мы знаем о тканях."
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ларионова Людмила Петровна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larionova_l.p.nod_chto_my_znaem_o_tkanyah.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад №30 комбинированного вида»

     Методическая разработка непрерывной основной             образовательной деятельности на тему: "Что мы знаем о тканях."

                                                        Подготовила воспитатель высшей

                                                                 квалификационной категории

                                                                                         Ларионова Л.П.

                                                     2024 г.

Цель: Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей.

Задачи:

1. Дать детям представления о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду;

2. Расширить знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть);

3. Формировать представления о качестве и свойствах ткани. Показать способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять)., способе ее изготовления, показать связь ее качества с назначением вещи;

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей;

5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.

Материал: Картинки с одеждой, одежда из разных тканей, образцы ткани (хлопка, шерсти, шелка, нитки, кусочки ваты, бинт-марля, емкости с водой, ножницы, магниты, лупа.)

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка»,

К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Сказка «Сарафан в гостях у рубахи» Ларисы Сергеевой, «Сказка про то, как одежда обиделась» Ирины Гуриной.

Дидактические игры«Доскажи словечко»«Одень куклу»«Постирай бельё по цвету»«Кто что носит».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин «Одежда»«Ателье».

Словарная работа: хлопок, шелк.

                                                 Ход занятия:

Создание мотивации к занятию

Дети заходят в группу. На столе сундучок с тканями и нитками.

- Что это? Давайте посмотрим.

Постановка проблемной ситуации

- Ребята, вы знаете что это(Ткань и нитки)

- А что такое ткань(Полотно из нитей, сделанное на ткацком станке.)

- Из чего она состоит? (Состоит из ниток, которые переплетаются друг с другом.)

-Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ткани)

- А как нам убедиться в том, что ткань состоит из ниток(дети через лупу рассматривают)

- Вы видите сколько много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее волшебство.

- Кто же их переплел?

- Ткацкий станок – вот кто! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

- Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?

- Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)

В определенное время их стригут, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи. Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти?

– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок.

- Хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой будто – кусочек ваты! Пускают на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и на солнце сушать и увозят на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.

(Показ иллюстраций)

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, рубашки, платья, халат, футболки.

- А вот шелковую нить людям прясть не надо – ее прядет гусеница- бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает себя «с головы до ног». Получается шелковый кокон. А люди разматывают кокон (да не один, а много, перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику. (Показ иллюстраций).

- Найдите у себя на столе шелковую ткань, возьмите ее в руки, какая она? (гладкая, мягкая, приятная)

Физкультминутка «Одежда»

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда.

Мы ее не берегли.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили.

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится.

Мы попрыгаем, покружимся.

-А какие свойства имеет ткань?

Экспериментальная деятельность :

Опыт №1

Ткань и магнит. Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет.

Выводткань не магнитится.

Опыт №2

Согнуть ткань пополам и сравнить, затем разгладить.

Выводткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить.

Опыт №3

Ткань и вода. Намочить ткань.

Выводткань намокает, но не расползается.

Попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия. Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.

Выводткань тяжело рвется

Опыт №4

Ткань и ножницы. Дети предлагают два куска ткани сшить и приклеить.

Вывод: свойства ткани- она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.

Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, на сколько легко работать ножницами.

Выводткань легко режется

Опыт №5

Ткань и огонь. Поджечь ткань и определить свойство горения.

Выводткань хорошо горит.

- Вот видите, как много свойств ткани мы сегодня узнали!

Опыт №6

Опыт 2

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух

проходит хорошо, а через какие плохо?

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани? Сразу догадались, что

работать придется опять с водой.

Ткань и воздух. Продуйте через каждый лоскуток ткани на султанчик. Определите через какую ткань воздух проходит хорошо, а через какую нет плохо

5. Итог

Что мы сегодня делали?

Что нового узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Чем похожи и чем отличаются эти ткани?

Из какой ткани лучше шить летнюю одежду?

Из какой ткани шьют теплые вещи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты