Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности на тему: " День Российской науки "
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ларионова Людмила Петровна

НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад №30 комбинированного вида»

     Методическая разработка непрерывной основной             образовательной деятельности на тему: " День Российской науки "

                                                        Подготовила воспитатель высшей

                                                                 квалификационной категории

                                                                                         Ларионова Л.П.

                                                     2024 г.

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Материалы и оборудование:

- маршрутные листы;

- карточки со слогами «НА», «У», «КА»;

- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;

- конструктор ЛЕГО;

- лимонад, виноград;

- альбомные листы;

- молоко;

- ватные палочки;

- трубочки для сока.

- утюг (свеча);

- две банки с водой (в одной банке вода соленая, 2 яйца;

- краски гуашь;

- моющее средство для посуды.

Ход игры:

Организационная часть (5 мин).

Деятельность воспитателя: Здравствуйте, ребята! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные.

Сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

- Саши, Маши и Кириллы – покажись! (ручки выше)

- Леши, Ксюши и Дианы - улыбнись!

- Ники, Риты и Иваны – поклонись!

- Влады, Ани и Настёны – Ну-ка помяукайте!

- А Алины и Ульяны – Ну-ка все похрюкайте!

- Про кого я не сказала, и сегодня промолчала,

Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!

Деятельность детей: выполняют действия на задания.

Деятельность воспитателя: Теперь и я услышала все ваши имена. Сегодня я пригласила в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним. (звонит по телефону)

Деятельность воспитателя: Алло! Доброе утро, Королева Наука. Ты где? Заблудилась? Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем. (звонок заканчивается)

Деятельность воспитателя: Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Давайте отправимся на поиски Королевы Науки. Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: И внимательные?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

Деятельность воспитателя: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать.

(Воспитатель все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Деятельность воспитателя: Какие молодцы! Придется всех брать на поиски Королевы Науки. Путь нам предстоит неблизкий.

Деятельность воспитателя: Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Я дам вам план маршрута, по которому должна была идти Наука. Предлагаю и вам пройти по этому пути, может, встретите ее там.

II. Основная часть (30 мин).

Отдает маршрутный лист и дети отправляются по маршруту. Время посещения каждой остановки – 10 минут. После выполнения заданий на каждой остановке руководитель дает командам карточку со слогом.

1 остановка «Наука и техника»

Деятельность воспитателя: На первой остановке нас встречает Самоделкин. Он очень любит изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Он хочет проверить, умеете ли вы конструировать.

Задание: построить из лего-конструктора «Волшебный замок» для Королевы Науки.

Деятельность детей: выполняют задание

Деятельность воспитателя: Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь, и кое-что оставила для вас.

(ребята получают карточку со слогом НА

и переходят на следующую остановку)

2 остановка «Вкусная наука»

Деятельность воспитателя: На второй остановке нас встречает поваренок. Ему очень приятно, что мы заглянули на его кухню. А что делают на кухне, знаете?

Деятельность детей: Готовят вкусную еду.

Деятельность воспитателя: А вы помогаете мамам готовить?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Что именно?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: А вы знаете, что кулинария – это наука?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Сейчас я вам это докажу.

Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан лимонада, виноградина.

Деятельность воспитателя: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Хотите проверить?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.

(виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.

Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается, и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.

Деятельность воспитателя: Мы с вами так много уже прошли. Давайте немного отдохнем.

Физ. минутка

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встань

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Деятельность детей: выполняют движения.

Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

Деятельность воспитателя: Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Хотите узнать?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное стало невозможным. А теперь нужно прогладить лист утюгом. Буквы и рисунок проявятся на бумаге!

Вывод: под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются.

Опыт 3. Соленая вода.

Материал: 2 прозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Деятельность воспитателя: А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет.

Деятельность воспитателя: Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(ребята получают карточку со слогом У

и перемещаются на следующую остановку)

3 остановка «Чудеса на холсте»

Деятельность воспитателя: А на третьей оставке нас ждет Веселый Кандаш. Он приветствует нас в своей мастерской. Вы любите рисовать?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: А чем вы обычно рисуете?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

Опыт «Рисование на молоке».

Деятельность воспитателя: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Давайте проверим?

Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Деятельность воспитателя: Что вы видите на своих картинах?

Деятельность детей: Ответы детей.

Вывод: моющее средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

2 опыт «Кляксография».

Деятельность воспитателя: Ребята, а что вы знаете о воздухе?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Оказывается, с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк.

Задание: Дети должны смешать краски, получить новый цвет воды и придумать, где такую воду можно использовать.

Деятельность воспитателя: Молодцы. Королева Наука заглядывала и сюда, и оставила для нас вот эту карточку.

(ребята получают карточку со слогом КА)

II. Заключительная часть.

После прохождения маршрута дети собираются около воспитателя

Деятельность воспитателя: Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: А попробуйте собрать слово из карточек и прочитайте его, которые вам дали во время пути.

Деятельность детей: собирают и читают: НА-У-КА.

Деятельность воспитателя: Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки.

(звучит 1 куплет гимна науке)

Деятельность воспитателя: Я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны быть помощниками Королевы Науки.

Деятельность воспитателя: Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»

Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

Прилежно учиться

Много трудиться

Вести наблюдения

Делать открытия

Звучит гимн науке, воспитатель вручает детям удостоверения

Деятельность воспитателя: Дорогие ребята! Вот и стали вы помощниками и для вас открывается путь в волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться.

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад №30 комбинированного вида»

     Методическая разработка непрерывной основной             образовательной деятельности на тему: " День Российской науки "

                                                        Подготовила воспитатель высшей

                                                                 квалификационной категории

                                                                                         Ларионова Л.П.

                                                     2024 г.

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;

Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

Материалы и оборудование:

- маршрутные листы;

- карточки со слогами «НА», «У», «КА»;

- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;

- конструктор ЛЕГО;

- лимонад, виноград;

- альбомные листы;

- молоко;

- ватные палочки;

- трубочки для сока.

- утюг (свеча);

- две банки с водой (в одной банке вода соленая, 2 яйца;

- краски гуашь;

- моющее средство для посуды.

Ход игры:

Организационная часть (5 мин).

Деятельность воспитателя: Здравствуйте, ребята! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные.

Сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

- Саши, Маши и Кириллы – покажись! (ручки выше)

- Леши, Ксюши и Дианы - улыбнись!

- Ники, Риты и Иваны – поклонись!

- Влады, Ани и Настёны – Ну-ка помяукайте!

- А Алины и Ульяны – Ну-ка все похрюкайте!

- Про кого я не сказала, и сегодня промолчала,

Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!

Деятельность детей: выполняют действия на задания.

Деятельность воспитателя: Теперь и я услышала все ваши имена. Сегодня я пригласила в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним. (звонит по телефону)

Деятельность воспитателя: Алло! Доброе утро, Королева Наука. Ты где? Заблудилась? Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем. (звонок заканчивается)

Деятельность воспитателя: Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Давайте отправимся на поиски Королевы Науки. Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: И внимательные?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

Деятельность воспитателя: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать.

(Воспитатель все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Деятельность воспитателя: Какие молодцы! Придется всех брать на поиски Королевы Науки. Путь нам предстоит неблизкий.

Деятельность воспитателя: Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Я дам вам план маршрута, по которому должна была идти Наука. Предлагаю и вам пройти по этому пути, может, встретите ее там.

II. Основная часть (30 мин).

Отдает маршрутный лист и дети отправляются по маршруту. Время посещения каждой остановки – 10 минут. После выполнения заданий на каждой остановке руководитель дает командам карточку со слогом.

1 остановка «Наука и техника»

Деятельность воспитателя: На первой остановке нас встречает Самоделкин. Он очень любит изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Он хочет проверить, умеете ли вы конструировать.

Задание: построить из лего-конструктора «Волшебный замок» для Королевы Науки.

Деятельность детей: выполняют задание

Деятельность воспитателя: Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь, и кое-что оставила для вас.

(ребята получают карточку со слогом НА

и переходят на следующую остановку)

2 остановка «Вкусная наука»

Деятельность воспитателя: На второй остановке нас встречает поваренок. Ему очень приятно, что мы заглянули на его кухню. А что делают на кухне, знаете?

Деятельность детей: Готовят вкусную еду.

Деятельность воспитателя: А вы помогаете мамам готовить?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Что именно?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: А вы знаете, что кулинария – это наука?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Сейчас я вам это докажу.

Опыт 1. «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан лимонада, виноградина.

Деятельность воспитателя: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Хотите проверить?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.

(виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.

Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается, и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.

Деятельность воспитателя: Мы с вами так много уже прошли. Давайте немного отдохнем.

Физ. минутка

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встань

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Деятельность детей: выполняют движения.

Опыт 2. Секретное письмо.

Материал: Сок 1/2 лимона или молоко, лист белой бумаги, ватная палочка.

Деятельность воспитателя: Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Хотите узнать?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: В стаканах у вас налито молоко. Возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и напишите что-то или нарисуйте. Молоку нужно дать высохнуть. Теперь прочесть написанное стало невозможным. А теперь нужно прогладить лист утюгом. Буквы и рисунок проявятся на бумаге!

Вывод: под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются.

Опыт 3. Соленая вода.

Материал: 2 прозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Деятельность воспитателя: А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет.

Деятельность воспитателя: Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(ребята получают карточку со слогом У

и перемещаются на следующую остановку)

3 остановка «Чудеса на холсте»

Деятельность воспитателя: А на третьей оставке нас ждет Веселый Кандаш. Он приветствует нас в своей мастерской. Вы любите рисовать?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: А чем вы обычно рисуете?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Рисование – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

Опыт «Рисование на молоке».

Деятельность воспитателя: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Давайте проверим?

Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Деятельность воспитателя: Что вы видите на своих картинах?

Деятельность детей: Ответы детей.

Вывод: моющее средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

2 опыт «Кляксография».

Деятельность воспитателя: Ребята, а что вы знаете о воздухе?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: Оказывается, с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы феерверк.

Задание: Дети должны смешать краски, получить новый цвет воды и придумать, где такую воду можно использовать.

Деятельность воспитателя: Молодцы. Королева Наука заглядывала и сюда, и оставила для нас вот эту карточку.

(ребята получают карточку со слогом КА)

II. Заключительная часть.

После прохождения маршрута дети собираются около воспитателя

Деятельность воспитателя: Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет?

Деятельность детей: Ответы детей.

Деятельность воспитателя: А попробуйте собрать слово из карточек и прочитайте его, которые вам дали во время пути.

Деятельность детей: собирают и читают: НА-У-КА.

Деятельность воспитателя: Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки.

(звучит 1 куплет гимна науке)

Деятельность воспитателя: Я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны быть помощниками Королевы Науки.

Деятельность воспитателя: Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»

Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

Прилежно учиться

Много трудиться

Вести наблюдения

Делать открытия

Звучит гимн науке, воспитатель вручает детям удостоверения

Деятельность воспитателя: Дорогие ребята! Вот и стали вы помощниками и для вас открывается путь в волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты