Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Мы вместе»
рабочая программа

Развитие детей с РАС представляет наиболее трудный вопрос в современной психолого-педагогической практике. Всепроникающие нарушения, характерные для данной нозологической группы препятствуют гормональному развитию ребенка, приводят к выраженным асинхрониям, затрудняют выбор методов коррекционной помощи.

Программа направлена на коррекцию нарушений в сфере коммуникации и социального взаимодействия, устранение социально- неприемлемых форм поведения у детей с РАС.

Программа является основой, позволяющей формировать начальные коммуникативные навыки, элементарные представления о себе, социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл documentsviewer.docx82.96 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3» города Смоленска

ПРИНЯТО

На педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № » Протокол №1 от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №3»

Е.И. Чепельникова Приказ № 25 от

Учтено мнение Совета родителей

Протокол №1 от

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности

«Мы вместе»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

социальный педагог

Василенко Ольга Васильевна

Смоленск 2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка 3

Направленность программы 4

Актуальность программы. 4

Адресат программы 6

Объем программы 9

Формы организации образовательного процесса 9

Виды занятий 9

Срок освоения программы 10

Режим занятий 10

Цель и задачи программы 10

Планируемые результаты 11

Условия реализации программы. 12

Формы аттестации/ контроля… 14

Оценочные материалы 14

  1. Учебный план 14
  2. Содержание учебного плана. 16
  3. Календарный учебный график 20
  4. Методическое обеспечение 28
  5. Список литературы 35
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие детей с РАС представляет наиболее трудный вопрос в современной психолого-педагогической практике. Всепроникающие нарушения, характерные для данной нозологической группы препятствуют гормональному развитию ребенка, приводят к выраженным асинхрониям, затрудняют выбор методов коррекционной помощи.

Программа направлена на коррекцию нарушений в сфере коммуникации и социального взаимодействия, устранение социально- неприемлемых форм поведения у детей с РАС.

Программа является основой, позволяющей формировать начальные коммуникативные навыки, элементарные представления о себе, социальном окружении.

Данные навыки способствуют более успешной социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

Сложность, содержание и объем материала зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка, состояния эмоционально- волевой сферы.

Нормативно-правовую основу для разработки данной Программы дополнительного образования детей составили:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

№ 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрирован № 59599);

  • Приказ Минпросвещения России от № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Редакция от );
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • СП от #1075;. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 3».

Направленность программы – социально-гуманитарная. Программа является модифицированной.

Уровень освоения – стартовый.

Актуальность:

Расстройства аутистического спектра являются достаточно- распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются дезадаптивные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей.

РАС выступают все более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных категорий детей.

Нарушения коммуникации являются системными и отражаются на всех уровнях и во всех аспектах развития ребенка.

Речевые и коммуникативные навыки нарушаются при аутизме в наибольшей степени. Неговорящие дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельностии, целенаправленности: они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

Необходимо отличать речевые навыки от коммуникативных. Часто для невербальных аутистов ставят задачу обучить их говорить, как самую важную. Но на самом деле, главной проблемой этих детей является именно нарушение коммуникативных навыков. Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния их интеллекта.

Поэтому в настоящее время данная проблема является очень актуальной.

Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей на развивающие программы социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Особенности и новизна программы:

-реализация Программы дает основу для адаптации и активного контакта ребенка с окружающим миром;

-использование альтернативной коммуникации помогает развивать социальные навыки и навыки совместного внимания, которые являются базой, фундаментом для развития общения;

-помогает уменьшить проблемное поведение;

-опирается на сильные стороны ребенка (навыки зрительного восприятия);

-ее можно использовать для обучения детей с другими социально-

коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие речи.

Адресат программы

Дети дошкольного возраста с РАС 5-7 лет. В связи с отсутствием возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, на обучение по программе дополнительного образования «Учимся общению» принимаются дети, проживающие в городе Смоленске.

Характеристика особенностей психического

и речевого развития ребенка с РАС дошкольного возраста

При расстройствах аутистического спектра нарушения коммуникации являются системными и отражаются на всех уровнях и во всех аспектах развития ребенка. Для детей с РАС характерно отсутствие или стереотипность вербального взаимодействия, а также нарушения при формировании социально принятых средств коммуникации. В большинстве случаев наблюдаются сложности в регуляции поведения, иерархии побуждений, нарушения в контроле и адекватности эмоциональных реакций, характерна болезненность в принятии тактильного взаимодействия.

Нарушения коммуникации у детей с РАС наблюдаются на ранних этапах развития:

- отсутствие антиципирующей позы, комплекса оживления, не происходит заражения улыбкой, ребенок не инициирует общения, не регулирует его длительность, часто находясь на руках у матери испытывает чувство дискомфорта.

На ранних этапах отмечается нарушение глазного контакта, нарушение дифференциации коммуникативного крика, снижение мимической активности, нарушение ритмичности, предпосылок подражания. В дальнейшем это препятствует развитию и формированию более сложных форм коммуникативного поведения, таких как мимика, пантомимика,

приводит к нарушениям пространственных стереотипов общения – дистанции, амплитуды и интенсивности жестового сопровождения.

Наиболее отчетливо нарушения коммуникативного характера можно наблюдать к трем годам.

Более трети детей с аутизмом мутичны, а у детей, которые владеют речью, отмечаются следующие особенности: наличие прямых и отсроченных эхолалий; трудности употребления личных местоимений, часто повторяющиеся стереотипные высказывания, которые употребляются без видимого значения. Если речь сформирована, то она часто не используется в диалоге спонтанно, а также в соответствии с ее функциональным значением.

Основной недостаток заключается в семантическом нарушении, в непонимании значения слов, и, следовательно, невозможности использовать их в соответствии с определенным намерением и ситуацией. Эти недостатки у детей с аутизмом возникают вследствие когнитивных нарушений, проявляющихся в невозможности декодирования и кодирования информации и использования символических, знаковых систем для передачи сообщения. Проблемы с коммуникацией, т.е. с пониманием речи и ее развитием, часто называют одной из основных причин тяжелых нарушений поведения у людей со сложными формами аутизма и умственной отсталостью.

Известно, что у аутичных детей выражена проблема понимания речи. Они не понимают сигнальное и символическое значения речевых единиц коммуникации, а также контекст, в котором используются речевые высказывания.

Речь аутичных детей часто носит некоммуникативный характер, особенно затруднено инициирование коммуникации, они не могут использовать речь для общения

Дети с аутистическими нарушениями предпочитают общению

монотонные стереотипные игры. Игра не трансформируется во времени, не происходит усложнения, в течение длительного времени сохраняется манипулятивный тип игры, ребенок самодостаточен, любое внедрение в деятельность воспринимается болезненно.

Взрослея, ребенок сохраняет привычную модель взаимодействия со средой. В зависимости от уровня развития, профиля когнитивных способностей он может обогащать общение, перенимая некоторые модели взаимодействия, предлагаемые матерью и педагогами. Чаще удается расширить прежние стереотипные модели, нежели сформировать новые. В дошкольном возрасте ребенок с РАС не владеет интересами сверстников. Его интересы часто очень своеобразны, искажены, сосредоточены в области не игровых форм.

На основе базового аффективного нарушения развивается грубая патология эмоциональной сферы. Отличительной чертой ребенка с расстройствами аутистического спектра являются искаженные, парадоксальные эмоциональные реакции, скупость эмоционального реагирования, а также нарушения в понимании состояний и чувств другого человека. Как правило, у детей с РАС развитие этой сферы не формируются в течение длительного периода. С возрастом ребенок научается принимать некоторые социальные нормы, но в полной мере адекватные эмоциональные реакции не формируются. В развитии детей с РАС отмечается отсутствие феномена совместного внимания, эмоционального обмена.

Когнитивное развитие при аутистических нарушениях варьирует от тяжелых форм интеллектуальной недостаточности до незначительных искажений. Сложности в речевом развитии, нарушение эмоционального обмена приводят к трудностям в понимании контекстов и ситуаций, происходящих вокруг ребенка, затруднена интерпретация поступков, действий или намерений другого человека.

Важной характеристикой является сенсомоторное развитие ребенка с РАС. В этой области развития при аутистических нарушениях можно отметить сложности в выполнении произвольных точных действий под контролем зрения, нарушения в принятии позы, использовании экспрессивных жестов, при сохранении жестов, направленных на управление поведением другого человека (дай, достань и т д.).

Также одним из важнейших факторов при расстройствах аутистического спектра является нарушение мотивации. В коммуникативном развитии детей, данной категории, другой человек не становится мотивом для взаимодействия. Внутренняя мотивация не регулируется социальными и когнитивными формами поведения. Зачастую поведение детей с РАС регулируется только удовлетворением витальных потребностей.

Таким образом, можно говорить о нарушении коммуникативного развития ребенка с РАС уже на самых ранних этапах развития. Происходит искажение всех составляющих взаимодействия: общение не становится источником развития для ребенка. С возрастом у детей с РАС не происходит усложнения коммуникативного поведения, сохраняются стереотипные модели, обеспечивающие для ребенка состояния стабильности

Рассмотренные выше нарушения развития при расстройствах аутистического спектра носят системный характер, в результате чего формирования в сознании ребенка целостной картины мира не происходит, что препятствует принятию и присвоению общественного и социального опыта, а особенности восприятия, мышления и памяти мешают формированию гармоничного коммуникативного поведения.

Объем программы - 36 часов.

Формы организации образовательного процесса – очная.

Виды занятий: основной вид занятий – практический. При этом почти каждое практическое занятие включает и теоретическую часть. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение

нового, информация познавательного характера, непосредственно касающаяся темы занятия.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год.

Режим занятия: 1 раз в неделю не более 25 мин.

Цель и задачи программы:

Цель: создание условий для коррекции и формирования коммуникативных и речевых навыков с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с аутизмом; улучшение актуального статуса ребенка; повышение уровня социализации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формировать мотивацию к общению;

-формировать положительный эмоциональный фон;

-совершенствовать понимание речи;

-стимулировать речевую активность;

-формировать представление о себе и окружающем мире;

-формировать социоэмоциональные навыки;

-формировать общую культуру личности детей с РАС: ценности здорового образа жизни; социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность и самостоятельность;

-закреплять коммуникативные навыки в повседневных ситуациях;

Коррекционно-развивающие:

-развивать навык самостоятельно и понятно доносить информацию;

-развивать познавательную активность, психические процессы;

-развивать мелкую моторику рук, моторно-двигательную сферу;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • у ребенка сформировано представление о себе и нахождении своего тела в пространстве;
  • ребенок принимает способы сенсомоторного взаимодействия со взрослыми;
  • ребенок освоил способы и средства коммуникации;
  • сформированы навыки эмоционального контроля поведения;
  • сформированы социально-приемлемые модели поведения в определенных бытовых условиях;
  • расширены сферы вербальной и невербальной коммуникации.

Метапредметные:

  • анализирует предлагаемую информацию с учетом индивидуальных возможностей;
  • осуществляет самоконтроль простых практических действий;
  • проявляет заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей;
  • совершенствует свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт в ходе занятий.

Личностные:

  • Испытывает потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в речевой активности.
  • Частично сформирована культура речевого общения.
  • Проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели.

Условия реализации программы

В рамках реализации программы дополнительного образования «Мы вместе» созданы следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

  1. Направленность на целостное развитие (главные ориентиры развития - психомоторный, социальный и общий интеллект).
  2. Становление социальных качеств как приоритетное направление развития, которое должно стать стержнем во всех видах коррекционно-развивающей работы с ребенком.
  3. Организация коррекционно-развивающих занятий в условиях индивидуального обучения.
  4. Оценка эффективности образовательного процесса по показаниям индивидуального развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).
  5. Последовательная работа с семьей.

Создана материально-техническая и предметно-развивающая среда, соответствующие образовательным и коррекционным задачам.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к нему для реализации Программы; материалов, оборудования для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда полностью обеспечивает реализацию Программы:

-созданы необходимые условия для коррекционной работы;

-учитываются возрастные особенности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием в соответствии со спецификой Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивают:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей;

-возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов:

-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

-наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Вариативность среды:

-наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

-периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих разные виды деятельности детей.

Доступность среды:

-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

-исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды - соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Пространство должно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС, характеризоваться относительным постоянством расположения игровых материалов и предметов мебели, быть неперегруженным разнообразными игровыми объектами.

Доступность: программа дополнительного образования разработана для детей с интеллектуальной недостаточностью, а также для детей из малообеспеченных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках реализации программы дополнительного образования воспитанникам предоставляются необходимые материалы и инструменты и не требуются материальные затраты.

Формы аттестации/контроля: открытые занятия

Оценочные материалы:

  1. Диагностическая карта аутичного ребенка (по К.С. Лебединской, О.С. Никольской);
  2. Схема обследования аутичного ребенка (по Е.С. Иванову);
  3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
  1. Учебный план

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма аттестации и

контроля

1.

Формирование

первичных представлений о себе,

4

1

3

семинар - практикум

других людях, объектах

окружающего мира

2.

Формирование потребности к общению, развитие общения и

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

4

1

3

семинар - практикум

3.

Формирование

основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

4

1

3

семинар - практикум

4.

Становление самостоятельности

4

1

3

семинар - практикум

5.

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания

3

1

2

семинар - практикум

6.

Формирование позитивных

установок к

различным видам труда и творчества

3

1

2

семинар - практикум

7.

Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий

3

0

3

семинар - практикум

8.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

3

1

2

семинар - практикум

9.

Формирование способности к

4

1

3

семинар - практикум

спонтанному и произвольному

общению

10.

Развитие навыков самообслуживания, КГН

4

1

3

семинар - практикум

Итого

36

9

27

  1. Содержание учебного плана

Тема: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Теория:

Социальные истории по лексическим темам: «Семья», «Части теля и лица»

Практика:

- различение своих и чужих, членов семьи, знакомых взрослых; называние или показывание частей тела, лица;

-формирование умения фиксировать внимание на лице взрослого, другого ребенка, понимать эмоции радости и огорчения на их лицах.

Тема: Формирование потребности к общению, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Теория: социальные истории на лексические темы: «Детский сад», «Семья».

Практика:

-развитие эмоциональной сферы детей посредством стимуляции их ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

-обучение положительному социальному взаимодействию: получение радости и удовлетворения от поглаживания, прикосновения, игры, успокаивающих слов взрослого; употребления в речи «вежливых» слов;

-формирование умения привлекать внимание, отвечать на приветствие,

выражать просьбу, согласие, отказ; сообщать о своем самочувствии, эмоциях с помощью средств альтернативной коммуникации;

-формирование навыка соблюдения правил социального поведения (выражать вежливость, здороваться, прощаться, поделиться чем-либо с другим человеком, выражать чувство привязанности, оказывать помощь, когда попросят, утешить другого человека);

- формирование доброжелательного отношения к другим детям;

-формирование способности устанавливать и поддерживать контакт.

Тема: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:

Теория: введение правил безопасного поведения на основе отработки стереотипов, на основе эмоционального контакта со взрослыми;

Практика: осмысление отработанных стереотипов безопасного поведения по мере возможностей ребёнка.

Тема: Становление самостоятельности Теория: обучение использованию расписаний Практика:

  • постепенное расширение сферы применения расписаний, переход к более

абстрактным формам расписаний;

-постепенное замещение декларативных форм памяти процедурными: не механическое запоминание, а усвоение функциональной, логической связи событий;

  • переход к более общим формам расписаний, наработка гибкости в планировании и поведении.

Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания: Теория: социальные истории на темы: «Я и моя семья», «Я в детском

саду», «Я в магазине», «Я в парке», «Я в поликлинике», «Я в игровой

комнате», «Я в транспорте». Практика:

  • формирование чувства привязанности к близким, эмоционального контакта с близкими и с другими людьми;
  • формирование предпосылок осмысления собственных аффективных переживаний и эмоциональной жизни других людей;

-развитие способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Тема: Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Теория: расширение спектра мотивирующих факторов; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества на основе мотивации, адекватной уровню развития ребёнка и ситуации.

Практика:

-формирование позитивного отношения к своим действиям через эмоциональное заражение, по инструкции на основе эмоционального контакта или адекватных видов подкрепления.

Тема: Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий:

Практика:

-формирование целенаправленности на основе особого интереса или адекватного подкрепления;

-обучение основам саморегуляции.

Тема: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

Теория: социальные истории на тему правил поведения дома, в саду и в общественных местах;

Практика:

-обучение формальному следованию правилам поведения соответствующим нормам и ценностям, принятым в обществе, на основе поведенческого стереотипа;

  • смысловое насыщение формально усвоенных правил поведения

Тема: Формирование способности к спонтанному и произвольному общению

Теория: создание условий для становления спонтанного общения: полное (или в значительной степени) преодоление проблем физической и психической самоидентификации; преодоление нежелательных реакций ребенка, предупреждение вспышек агрессии, снижение уровня тревожности; Практика:

-мотивация к общению;

  • возможность использовать средства коммуникации (не обязательно вербальные);

-возможность произвольной коммуникации (по просьбе других людей - родителей, специалистов, друзей и т.д.).

-формирование умения задавать вопросы о предмете, о другом человеке, о действиях, общие вопросы, требующие ответа да/нет.

Тема:

Развитие навыков самообслуживания, КГН (при необходимости с использованием визуального подкрепления последовательности действий).

Теория: социальные истории на тему личной гигиены и правил поведения в душе и туалете.

Практика:

-самостоятельное выполнение элементарных действий: при одевании, раздевании, приёме пищи, выполнении гигиенических процедур в туалете, в душе, чистке зубов, причесывании и т. д.

  1. Календарный учебный график

№ п/ п

Месяц

Число

Время провед ения заняти я

Форма занятия

Количес тво часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Групповое помещение

семинар - практикум

2.

Сентябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Групповое помещение

семинар - практикум

3.

Сентябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Групповое помещение

семинар - практикум

4.

Сентябрь

1 подгруппа

Социальные истории,

1

Формирование

первичных

Групповое

помещение

семинар -

практикум

2 подгруппа

практические упражнения

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

5.

Октябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование потребности к общению, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Групповое помещение

семинар - практикум

6.

Октябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование потребности к общению, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Групповое помещение

семинар - практикум

7.

Октябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование потребности к общению, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Групповое помещение

семинар - практикум

8.

Октябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории,

1

Формирование потребности к общению, развитие общения и

Групповое помещение

семинар - практикум

практические упражнения

взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

9.

Ноябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование

основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Групповое помещение

семинар - практикум

10.

Ноябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Становление самостоятельности

Групповое помещение

семинар - практикум

11.

Ноябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование

основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Групповое помещение

семинар - практикум

12.

Ноябрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Становление самостоятельности

Групповое помещение

семинар - практикум

13.

Ноябрь Декабрь

1 подгруппа

Социальные истории,

1

Становление самостоятельности

Групповое

помещение

семинар -

практикум

2 подгруппа

практические упражнения

14.

Декабрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Становление самостоятельности

Групповое помещение

семинар - практикум

15.

Декабрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Становление самостоятельности

Групповое помещение

семинар - практикум

16.

Декабрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Становление самостоятельности

Групповое помещение

семинар - практикум

17.

Декабрь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Групповое помещение

семинар - практикум

18

Январь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания

Групповое помещение

семинар - практикум

19.

Январь

1 подгруппа

Социальные истории,

1

Развитие эмоциональной

Групповое

помещение

семинар -

практикум

2 подгруппа

практические упражнения

отзывчивости, сопереживания

20.

Январь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Групповое помещение

семинар - практикум

21.

Январь

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Групповое помещение

семинар - практикум

22.

Февраль

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Групповое помещение

семинар - практикум

23.

Февраль

1 подгруппа

2 подгруппа

Практические упражнения

1

Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Групповое помещение

семинар - практикум

24.

Февраль

1 подгруппа

2 подгруппа

Практические упражнения

1

Развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Групповое помещение

семинар - практикум

25.

Февраль

1 подгруппа

Практические упражнения

1

Развитие целенаправленности и

Групповое

помещение

семинар -

практикум

2 подгруппа

саморегуляции собственных действий

26.

Март

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности

Групповое помещение

семинар - практикум

27.

Март

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и

нравственные ценности

Групповое помещение

семинар - практикум

28.

Март

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности

Групповое помещение

семинар - практикум

29.

Март

1 подгруппа

2 подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование способности к

спонтанному и

Групповое помещение

семинар - практикум

произвольному общению

30.

Март Апрель

  1. подгруппа

  1. подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование способности к

спонтанному и

произвольному общению

Групповое помещение

семинар - практикум

31.

Апрель

  1. подгруппа

  1. подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование способности к

спонтанному и произвольному общению

Групповое помещение

семинар - практикум

32.

Апрель

  1. подгруппа

  1. подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Формирование способности к

спонтанному и произвольному общению

Групповое помещение

семинар - практикум

33.

Апрель

  1. подгруппа

  1. подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Развитие навыков самообслуживания, КГН

Групповое помещение

семинар - практикум

34.

Апрель Май

  1. подгруппа

  1. подгруппа

Социальные истории,

1

Развитие навыков самообслуживания, КГН

Групповое помещение

семинар - практикум

практические упражнения

35.

Май

  1. подгруппа

  1. подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Развитие навыков самообслуживания, КГН

Групповое помещение

семинар - практикум

36.

Май

  1. подгруппа

  1. подгруппа

Социальные истории, практические упражнения

1

Развитие навыков самообслуживания, КГН

Групповое помещение

семинар - практикум

  1. Методическое обеспечение программы Программно-методическое обеспечение.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала Программы используются следующие средства.

Учебно-методическое обеспечение:

-книга PECS;

-карточки с изображением жестов и символов;

-наборы букв,

-визуальное расписание «Режим дня»;

-схемы последовательности для формирования КГН и навыков самообслуживания;

-карточки-подсказки с правилами и нормами поведения;

-коммуникативный альбом с фотографиями на темы: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мои любимые игрушки, занятия, продукты питания»;

-дидактический материал по лексическим темам;

-наборы букв, коммуникативные таблицы;

-карточки с изображением людей, действий, предметов, объектов, эмоций (фотографии, пиктограммы, символы) с напечатанными словами;

-сюжетные картинки по развитию речи;

-картотека сенсорных игр;

-картотека коммуникативных игр;

-развивающие настольно-печатные и дидактические игры.

Методическое обеспечение реализации программы:

  1. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методическая разработка – Изд. 3-е. – М.: Теревинф, 2007.
  2. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей. Под общей редакцией В.Н. Касаткина. – М.: 2006 – 108 с.
  3. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н.,

Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение

обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016 125с.

  1. Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие

/ Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН, 2007 – 35 с.

  1. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. М.: ЦПМССДиП, 2010 84 с.

РППС группы включает в себя разные Центры развития детей: познавательный, сенсорики, речи, математики и логики, книги, детского творчества, конструирования, сюжетно-ролевой игры, дидактических игр, экспериментальной деятельности, театра, музыки, эмоций, двигательной активности, релаксации и уединения.

Спецификой создания, развивающей предметно-пространственной образовательной среды, является ее визуализация и структурирование согласно потребностям детей с РАС.

Рекомендуется использовать:

- режим дня, наглядное расписание, иллюстрирующее последовательность выполняемых заданий, игры и дидактические материалы;

-информационные таблички (пиктограммы) около Центров развития, на дверях кабинетов и т.д.;

-иллюстрированные правила поведения;

-схемы-подсказки, символы, таблицы;

-алгоритмы выполнения бытовых навыков (умывания, раздевания и одевания, и т.д.);

-пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет).

Обязательной составляющей развивающей предметно-пространственной среды для детей с РАС является оборудование уголка уединения (зоны отдыха ребенка).

Он включает в себя: шатер, палатку, мягкие модули, подушки, балдахин. В зоне отдыха находятся любимые игрушки ребенка, книги, фотографии, приятное для ребенка сенсорное оборудование, два кресла.

Имеется оборудование, позволяющее обеспечить сенсорную разгрузку ребенка: безопасные качели, горка, батут и др.

Для реализации Программы используется разнообразное техническое, спортивное оборудование:

-магнитная доска (размещение пособий);

-музыкальный центр (прослушивание аудиозаписей, улучшение эмоционального фона);

-водопад со световым и звуковым эффектами (восполнение сенсорного опыта, релаксация);

-уголок уединения «Шатер» (релаксация);

-«Домики Совы» (ощущение своего тела, улучшение координации,

усиление тактильной и мышечной чувствительности, снятие эмоционального напряжения);

-палатка «Гриб» (снятие эмоционального напряжения, релаксация);

-утяжеленное одеяло (ощущение своего тела, снятие эмоционального дискомфорта, развитие тактильных ощущений);

-утяжеленный жилет (ощущение своего тела, «глубокого давления», развитие тактильной чувствительности, снятие эмоционального напряжения);

-тактильная дорожка (развитие сенсомоторных навыков, тактильной системы)

Краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями воспитанников

Расстройства аутистического спектра часто сочетаются с другими нарушениями. Значительная часть детей с РАС имеют сопутствующие интеллектуальные нарушения, задержку психического развития, расстройства моторики и координации, нарушения сна и др. Для детей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. Поэтому, для детей с тяжелыми нарушениями развития содержание образования формируется индивидуально на основе углубленной психолого-педагогической диагностики, рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума.

При наполнении содержания Программы учитываются такие трудности ребенка с РАС как: особенности понимания речевых инструкций, наличие аффективных вспышек, агрессивные и аутоагрессивные проявления, сложности в организации собственной продуктивной деятельности, особенности организации деятельности в быту и самообслуживания (переодевание, туалет, поведение на прогулке, в раздевалке, во время дневного сна и т.п.).

Используемые в реализации Программы формы, способы, методы и средства:

  • помогают ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, в помещении, в процессе образовательной деятельности;
  • побуждают ребенка с РАС к самостоятельной деятельности;
  • способствуют переносу знаний в жизненные ситуации;
  • содействуют коммуникации ребенка с РАС с другими детьми и со взрослыми. Программа реализуется в различных формах: индивидуальное занятие, малая подгруппа, отработка навыка в повседневной деятельности, в режимных моментах, формирование навыков в рамках непосредственно- образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, в

совместной деятельности, в играх с другими детьми и т.д.

Для детей с РАС предусмотрен гибкий (индивидуальный) режим посещения ДОУ. Гибкий и постепенный характер включения ребенка с РАС в

образовательный процесс обеспечивается последовательностью следующих этапов: подготовительный (адаптационный), частичное включение, полное включение.

Технологии обучения

Технология

Формы работы

Цель и содержание

Игровые

Игры с природными материалами

Дидактические игры

Обогащение сенсорного опыта

Обогащение сенсорного опыта

Динамические паузы

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Здоровьесберегающие

(физкультурные

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной

минутки)

гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Релаксация

Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Гимнастика

Индивидуально.

пальчиковая

Гимнастика для глаз

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ

педагога

Коммуникативные

Сюжетная игра

В занятия входят игры с сюжетными игрушками с одновременным

включением народных песенок, потешек и коротких стихотворений

Коррекционные

Технологии музыкального воздействия

Артерапия

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.

Дистанционные

Использование дистанционных форм обучения возможно при возникновении неблагоприятной эпидемиологической обстановки и введении ограничительных мероприятий по распространению COVID-19 на территории Смоленской области

Список литературы

  1. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. // Сборник статей Международной научно-практической

конференции 18. – 20 сентября 2014 г. – СПб, 2014. – 240 с.

  1. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройством аутистического спектра. Изд.2-е./ Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен.-М.: Теревинф, 2017.
  2. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
  3. Мастюкова Е. М. Семья аутичного ребенка / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина // Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: Хрестоматия; под ред. И. В. Добряков, О. В. Защирская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
  4. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Теревинф, 1997. 336 с.
  5. Ригина Н. Ф., Танцюра С. Ю. Организация работы с ребенком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. (Библиотека логопеда). (8)
  6. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек(PECS): Руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
  7. Хаустов А. В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом// Практическая психология и логопедия. – 2005. – №5-6 (16,17). – с. 9- 15. 9.

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд. 8-е – М.: Теревинф, 2017. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «_ Играем вместе _»

Социализация и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника посредством развивающих игр в специально организованной среде....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...