ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «_ Играем вместе _»
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Социализация и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника посредством развивающих игр в специально организованной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma.docx | 63.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная организация
«Детский сад «Теремок»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13
Рассмотрено Утверждено
на педагогическом совете Заведующая МБДОУ
от____._____________2020г. «Детский сад «Теремок»
____________Н.А.Попова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально – педагогической направленности
«_ Играем вместе _»
Возраст обучающихся: от 4 до 6 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Макарова Наталья Семёновна
Учитель - логопед, 1 категория
с . Овгорт , 2020 год
Информационная карта образовательной программы
1.Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Играем вместе» |
2. Направленность программы | Социально - педагогическая |
3. Автор | Макарова Наталья Семёновна |
4. Год рождения | 1970 |
5. Место работы | МБДОУ «Детский сад «Теремок» |
6. Должность | Учитель - логопед |
7. Квалификационная категория | Первая квалификационная категория |
8. Нормативная база | Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ «Детский сад «Теремок» |
9. Объем и срок освоения программы | 1 год обучения (6 месяцев) с декабря месяца. Старшая группа – 24 часа, Средняя группа – 24 часа Общее - 48 часов |
10. Форма обучения | Очная |
11. Возраст обучающихся | Дошкольники 4-6 лет. 2 группы Средняя группа – 6 детей, старшая группа – 6 детей |
12 Характеристика программы по месту в образовательной модели | Для группы дошкольников разновозрастного состава |
13. Цель программы | Социализация и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника посредством развивающих игр в специально организованной среде |
14. Учебные дисциплины | Дидактические игры (настольно – печатные) Пальчиковые игры Подвижные игры |
15. Ведущие формы и методы образовательной деятельности | Игра, объяснение, показ упражнений, тренировочные упражнения, выполнение |
16. Формы мониторинга результативности | Стартовая диагностика: игровые задания, наблюдение; Промежуточная аттестация: игровые задания, наблюдение; Аттестация по итогам учебного года: контрольные игровые задания, наблюдение; анализ выполнения заданий детьми. |
17. Результативность реализации программы | рост показателей в формировании социальных компетенций детей; положительная динамика развития личностных свойств и способностей, |
18. Дата утверждения и последней корректировки | |
Пояснительная записка
Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития
…
Кроме того, игра — это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту
способ усвоения общественного опыта.
Д.В. Менджерицкая
Общая характеристика программы
Программа «Играем вместе» социально-педагогической направленности, разработана для детей дошкольного возраста. Срок реализации программы - 1 год.
Краткая характеристика целевой группы Целевая группа - дети 4-7 лет, посещающие ДОУ, осваивающие другие программы.
Программа подходит для реализации в разновозрастной группе.
Актуальность данной программы заключается в том, что в современной действительности игры в жизни дошкольника становится все меньше, часто, благодаря огромному выбору развивающих занятий, спортивных секций, расписание ребенка настолько «плотное», что времени на игру не остается, ребенок превращается в «маленького взрослого». Родитель хочет развивать ребенка посредством заполнения его жизни разнообразными дополнительными занятиями, а ребенку для развития нужна игра.
Игра занимает особое место в жизни дошкольника. С одной стороны, она является ведущей деятельностью в этом возрасте и имеет важное значение для развития ребенка. Именно в игре происходит творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка (Л.С. Выготский). С другой стороны, игра - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.
Данная программа разработана с учетом потребностей, интереса и возрастных особенностей детей-дошкольников, родительского запроса и трендов современного образования.
Образовательный заказ государства отражен в целевых ориентирах ФГОС ДО:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении и других; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; нравственные предпосылки, воображение, коммуникативные навыки, обхождение с чувствами и эмоциями, развитие эмоционально-волевой сферы. Не наигравшийся дошкольник будет иметь проблемы в поведении и обучении в школе.
Для ребенка-дошкольника игра — это фундамент его будущих социальных отношений, его успешности в мире других людей. Именно в игре он обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли. Программа «Играем вместе» даёт возможность восполнить дефицит образной сферы ребенка, проявить себя творчески, эмоционально, получить в игре новый опыт социального взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Подбор игр обусловлен педагогическими задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.
Через дидактические игры ( настольно – печатные) способствуют развитию психических функций ребенка (память, мышление, воображение и т.д.) и усовершенствованию различных навыков.
В выполнении пальчиковых игр дети учатся действовать в коллективе, сознательное выполнение правил в игре формирует самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.
Место программы в культурном и социальном пространстве
Целью является: Комплексное развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста, становление начального этапа творческой, саморазвивающейся личности ребенка.
В основу программы «Играем вместе» положен системный, деятельностный, личностно-ориентированный подход.
Новизна, своеобразие программы «Играем вместе» заключается в её:
- Комплексности (соединение разных видов игр, через единую тему)
- Дидактические игры (карточки «Лето в деревне», «Назови одним словом»)
- Подвижные игры («Мишка», « Пугало»)
- Пальчиковые игры ( «Питер», «Аист длинноногий»)
Разноуровневости (программа составлена таким образом, что дети в группе разновозрастного состава могут осваивать ее вместе, при этом учитываются возрастные и личностные особенности детей при подборке игрового материала к занятиям).
Разноуровневость программы проявляется также и в формах организации материала, дифференцируются следующие уровни сложности:
«Стартовый уровень». Предполагается использование и реализация однообразных и с минимальной сложностью по содержанию игр, подходящих для освоения содержания программы.
«Базовый уровень». Предполагается использование разнообразного игрового материала, в играх используются предметы-заместители, создаются игровые образы, помогающие детям получать общую и целостную картину в рамках содержательно-тематического направления программы.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование игр с разными сюжетами, правилами, словами, более сложными, чем на базовом уровне, в рамках содержательно - тематического направления программы.
Программа соответствует требованиям, отраженным в «Методических рекомендациях по разработке разноуровневых программ дополнительного образования».
Игра — самоценная форма активности ребенка-дошкольника, игра может быть организованной или свободной, роль педагога соответственно тоже разной, понимать, когда «помогать», а когда «не мешать», это важная задача педагога.
Срок реализации программы 1 год, очная форма освоения программы детьми.
В течение учебного года дети обучаются 24 недели в двух разных группах.
Занятия проводятся один раз в неделю в двух группах, старшая и средняя.
Цель и задачи программы
Цель программы «Играем вместе» – социализация и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника, посредством развивающих игр в специально организованной среде.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
- развивать интерес детей к различным видам игр;
- развивать познавательную, двигательную и творческую активность детей;
-совершенствовать умение общаться у детей;
-формировать умение самостоятельно организовывать игры;
-воспитать способность справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих;
- обучить детей правилам и нормам поведения в совместной игре.
Основные задачи по разделам программы и возрасту обучающихся
Возраст детей | Общие задачи | Дидактические игры |
4 года | Развивать интерес детей к различным видам игр. Помогать детям объединяться в маленькие группы при игре. Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу. Обучать элементарным правилам поведения во время игры. Развивать у детей в процессе игры наблюдательность, интерес к окружающему миру, стремление узнавать свойства предметов, сравнивать, анализировать. Развивать у детей в процессе игры речь, обогащать и активизировать словарь и т.д. | Обучать совместным дидактическим играм с постепенно усложняющимися правилами (н-р, одновременно прекращать действие по сигналу педагога, действовать поочередно). |
5 лет | Развивать познавательную, двигательную и творческую активности. Расширять словарный запас и активное его использование в процессе общения. Обогатить содержания детских игр, развивать самостоятельность в выборе игр. Формировать доброжелательные отношения между детьми. Воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение придерживаться правил игры | Обучать детей дидактическим играм (настольно – печатным) Развивать внимание, наблюдательность. |
6 лет | Воспитывать способность справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих. Обогащать содержание игр. Обучать правилам и нормам поведения в совместной игре. | Обучать детей настольно - печатным играм. Формировать умение организовывать игры. Развивать в процессе игры сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. |
Основные разделы образовательной программы и их содержание
Программа включает в себя три основных раздела:
1. Дидактические игры
2. Пальчиковые игры
3. Подвижные игры
Каждый из этих разделов нацелен на социализацию и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника. В каждом разделе перед непосредственной игровой деятельностью происходит обозначение правил игры. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно, овладевает языком — могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Раздел «Дидактические игры»
В данной программе дидактическая игра используется как самостоятельный вид игровой деятельности. Дидактическая игра способствует социальному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д. Виды дидактических игр: Настольно-печатные игры (игры, карточки, лото) К компонентам дидактической игры относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. 1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей.
Прогнозируемые результаты
В результате освоения программы «Играем вместе» планируется:
- сформировать социальные компетенции детей;
- развить личностные свойства и способности детей.
Вместе с тем планируется:
- повышение интереса детей к различным видам игр;
- развитие познавательной, двигательной и творческой активности детей;
- совершенствование умения общаться у детей;
- формирование умения самостоятельно организовывать игры;
- воспитание способности справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих;
- обучить детей правилам и нормам поведения в совместной игре.
Средняя группа, дети старшего возраста.
Структура игрового занятия
Занятие длится 25 минут, состоит из следующих частей:
-введение в игру,
-объяснение правил,
-непосредственная игровая деятельность,
-пальчиковая или подвижная игра
-рефлексия, ( трудно было или легко играть). Интересно?
Содержание изучаемого курса
Месяц | Занятие | Содержание работы |
Декабрь 1 занятие | 1. Деревянные доски с окошечками. 2. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» | Нужно собрать каждый свою доску и назвать собранные окошечки: животные, мебель, посуда, транспорт, птицы, фрукты. Затем поменяться досками и сыграть вновь. Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
2 занятие | 1. Детское лото «Лето в деревне» Картинки - цветы, домашние животные, рыбы, фрукты, ягоды, грибы, овощи. 2. Игра «Аист длинноногий» | Играют 6 детей и ведущий. 1 вариант игры «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх. 2 вариант игры. Ведущий называет одну картинку, ребёнок ищет картинку у себя. Побеждает тот, у кого больше карточек на большой карте. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
3 занятие | 1. Детское лото «Играем в магазин» Картинки – одежда, продукты, мебель, спортивные товары, игрушки, музыкальные инструменты. 2. Пальчиковая игра «Наши пальчики, как ножки» | Играют 6 детей и ведущий. 1 вариант игры «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх. 2 вариант - поменяемся большими картами, повторим еще раз. Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
4 занятие | 1. Игра «Теремок» Контурные пазлы для малышей. Герои – мышь, лягушка, заяц, петух медведь, теремок. 2. Упражнение – тонирование «Песенка лягушат» | Играют 6 детей и ведущий. Кто быстрее соберёт картинку героя. Назовет его. Затем вспомнить сказку «Теремок» и с помощью ведущего рассказать сказку. Учим данную игру. Произносим несколько раз «Ква –ква –ква (спокойно, громко, тихо, быстро) |
5 занятие | 1. Игра «Подарки» Контурные пазлы для малышей.
2.Пальчиковая игра- массаж «Веселые свинки» | Играют 6 детей и ведущий. Изображен силуэт подарка. Нужно найти по силуэту и положить сверху силуэта цветную картинку (подарок) Назвать его. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями |
Январь 6 занятие | 1. Игра « Четвертый лишний» Среди 4 –х картинок одна лишняя. 2. Подвижная игра «Мишка» | Играют 6 детей и ведущий. Игра для детей младшего дошкольного возраста. Предложить ребенку назвать, какой предмет не подходит к остальным, и объяснить, почему. Учим данную игру. Выполняем несколько раз. |
7 занятие | 1. Игра настольная «Изучаем домашних животных». Картинки – лошадь, корова, коза, собака, баран, кошка. 2. Пальчиковая игра «Замок» | Играют 6 детей и ведущий. У каждого ребёнка своё животное. Нужно собрать семью этого животного и то чем он питается. Желательно поменяться карточками и собрать заново. Рассказать о животном. Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
8 занятие | 1. Игра «Силуэты» Карточки большие с силуэтами. Карточки маленькие с картинками. 2. «Питер» | Играют 6 детей и ведущий. Нужно собрать каждый свою большую карточку и назвать собранные картинки. Затем поменяться карточками и сыграть вновь. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
Февраль 9 занятие | 1. Игра «Разрезные картинки» из 2 –х частей. 2. Игра с движениями «Песенка жука» | Играют 6 детей и ведущий. Нужно собрать разрезные картинки. Назвать их. Повторить еще раз. Учим данную игру. Выполняем несколько раз. |
10 занятие | 1. Игра настольная «Назови действие» 2. Игра «Пугало» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает картинку поочерёдно. Дети называют, что делают на картинке. Например: ловят рыбу, копают огород, обедают…. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
11 занятие | 1. Игра « Четвертый лишний» (новая) Среди 4 –х картинок одна лишняя. 2.Пальчиковая игра «12345 – Вышли пальчики гулять» | Играют 6 детей и ведущий. Игра для детей младшего дошкольного возраста. Предложить ребенку назвать, какой предмет не подходит к остальным, и объяснить, почему. Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
12 занятие | 1. Лото «Мамы и их детеныши» 2. Пальчиковая игра «Апельсин» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает карточку с взрослым животным и спрашивает : У слона кто? – Слоненок…… Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
Март 13 занятие | 1. Лото деревянное «Овощи и фрукты» 2.Упражнение «Самолет» | Играют 6 детей и ведущий. 1 вариант игры «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх. 2 вариант игры. Ведущий называет одну картинку, ребёнок ищет картинку у себя. Побеждает тот, у кого больше карточек на большой карте. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
14 занятие | 1. Игра «Разрезные картинки» из 2 –х частей. (Новое) 2. Пальчиковая игра «Водичка – водичка» | Играют 6 детей и ведущий. Нужно собрать разрезные картинки. Назвать их. Повторить еще раз. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
15 занятие | 1. Игра «Чей хвост, чья голова» 2. Пальчиковая игра «Прогулка» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает карточку с изображением хвоста крокодила или белки. Вопрос - Чей хвост? Ведущий задает. Дети отвечают. Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
16 занятие | 1.Игра « Кто как голос подает» Крупные карточки с изображением предметов и животных. 2. Пальчиковая игра «Цветок» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает карточку с изображением коровы. Как она мычит? Как жужжит жук. Как пищит комар? Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
Апрель 17 занятие | 1. Игра «Песенки по дорожке» 6 штук Большая картинка с дорожкой -«бродилкой» 2. Пальчиковая игра «Рыболов» | Играют 6 детей и ведущий. Ведем пальчиком по дорожке и произносим нужный звук. Например: песенка жука – ЖЖЖЖ, песенка насоса – ССС, песенка самолета – ЛЛЛЛ… Меняем дорожки. Пальчиковую игру повторить несколько раз, (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети. |
18 занятие | 1. Игра «Что забыл нарисовать художник» Большая картинка с недостающими деталями. 2. Стихи с движениями «Ножки» | Играют 6 детей и ведущий. Нужно назвать недостающие детали. Например, у рыбы нет хвоста, у слона – нет хобота, у стула – ножки. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
19 занятие | 1. Игра « На что походит силуэт» Большие картинки треугольника квадрата, круга и т.д 2. Стихи с движениями « Сапожки» | Играют 6 детей и ведущий. Нужно назвать, на что может походить круг треугольник квадрат. На крышу, на печенье, на стол, на окно и т. д… Учим данную игру. Выполняем несколько раз
|
20 занятие | 1.Игра «Найди пару» 2. Стихи с движениями «Свинка Ненила» | Играют 6 детей и ведущий. Нужно найти на столе похожую картинку и назвать её. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
21 занятие | 1.Игра «Кто что делает?» (новое) 2. Стихи с движениями « Тень – потетень» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает картинку поочерёдно. Дети называют, что делают на картинке. Например: ловят рыбу, копают огород, обедают…. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
Май 22 занятие | 1. Игра «Классификация» 2. Пальчиковая игра «Сороконожки» | Играют 6 детей и ведущий. Вариант игры «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
23 занятие | 1. Игра «Назови одним словом» 2. Пальчиковая игра «Апельсин» | Играют 6 детей и ведущий. Показывает ведущий крупную карту, дети называют что это .. грибы, ягоды, посуда, обувь и т.д. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
24 занятие | 1. «Красный, желтый, голубой» 2. «Питер» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает крупную карту с картинками одного цвета. Рассматриваем. Вспоминаем, что еще зеленое помимо ели и огурца. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
Старшая группа
Структура игрового занятия
Занятие длится 30 минут, состоит из следующих частей:
-введение в игру,
-объяснение правил,
-непосредственная игровая деятельность,
-пальчиковая игра
-рефлексия (справились или нет с игрой). Трудно было или легко. Интересно было?
Содержание изучаемого курса
Месяц | Занятие | Содержание работы |
Декабрь 1 занятие | 1. Игра «Четвертый лишний» Среди 4 –х картинок одна лишняя. 2. «Питер» | Играют 6 детей и ведущий. Предложить ребенку назвать, какой предмет не подходит к остальным, и объяснить, почему. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
2 занятие | 1. Игра «Что откуда» Учить находить ассоциативные связи между предметами. 2. Пальчиковая игра «Сороконожки» | Играют 6 детей и ведущий. Карточки изображением вверх. У каждого игрока своя крупная карточка. Находим подходящие карты. Например: конура - собака; спички – коробок спичек…, топор – инструменты. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
3 занятие | 1. Игра «Объедини в группу». Учить находить предметы, относящиеся к одной группе 2. Пальчиковая игра «Апельсин» | Играют 6 детей и ведущий. Карточки изображением вверх. У каждого игрока своя крупная карточка. Находим подходящие карты. Например: рыба к рыбе, цветы к цветку, труба к музыкальным инструментам. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
4 занятие | 1. Игра «Где они живут» животные разных мест обитания. Север, юг, пустыня, моря и океаны, Арктика подводный мир 2.Пальчиковая игра «Цветок» | Играют 6 детей и ведущий. «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе вверх картинками. Меняемся крупными картами, продолжаем игру. Называем животное и сферу обитания. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
5 занятие | 1. Игра «Одинаковое – разное». Знакомимся со свойствами предметов. Горячий чай – холодный сок. 2. Пальчиковая игра «Водичка – водичка» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает одну картинку горячий чай, а дети подбирают холодный сок. Находят одинаковые предметы с разными признаками. Злой дед - добрый дед. Тяжелый рюкзак - легкий рюкзак. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
Январь 6 занятие | 1. Игра «Что происходит в природе». Причинно- следственные связи. 2. Пальчиковая игра «Замок» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает карточку, где стоит снеговик, но следующая карточка показывает, что он растаял. Почему? Весна пришла! Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
7 занятие | 1. Игра «Что перепутал художник» Логика, внимание. 2. Игра «Аист длинноногий» | Играют 6 детей и ведущий. Предложить ребёнку рассмотреть сюжетные картинки. Он должен найти все ошибки, которые допустил художник. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
8 занятие | 1. Игра «Чей хвост, чья голова» 2. Пальчиковая игра «Капуста» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает карточку с изображением хвоста крокодила или белки. Вопрос - Чей хвост? Ведущий задает. Дети отвечают. Учим данную игру. Выполняем несколько раз |
Февраль 9 занятие | 1. Игра «Противоположности» Развитие внимания, речи, памяти. 2. Пальчиковая игра «Гребешок» | Играют 6 детей и ведущий. Делят карточки на 2 столбика. Ведущий берёт карточку с одного столбика, дети ищут подходящую со второго столбца. Мало – много, длинный – короткий, старые – новые. Выполняем несколько раз. |
10 занятие | 1. Игра « Из чего мы сделаны» из молока, из дерева, из резины 2. Пальчиковая игра «Кошка выпускает коготки» | Играют 6 детей и ведущий. «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе вверх картинками. Меняемся крупными картами, продолжаем игру. Выполняем несколько раз. |
11 занятие | 1. Игра «Найди различия» развивает зрительное восприятие. 2. «Лесенка» | Играют 6 детей и ведущий. Собрать из мелких картинок одну крупную и найти отличия. Назвать их. Выполняем несколько раз. |
12 занятие | 1.Игра « Подходит – не подходит» Лото на антонимы. 2. «Тяни – толкай» | Играют 6 детей и ведущий. Предложить ребёнку подобрать к каждой картинке пару с противоположным понятием. Застегнуть – расстегнуть… Выполняем несколько раз. |
Март 13 занятие | 1.Игра «История в картинках» 2. «Большой веер» | Играют 6 детей и ведущий. Нужно собрать из 4 картинок историю и рассказать её. Что было сначала, что потом. Выполняем несколько раз. |
14 занятие | 1. Игра «Подарки», пазлы 2. «Заводные машинки» | Играют 6 детей и ведущий. Изображен силуэт подарка. Нужно найти по силуэту и положить сверху силуэта цветную картинку (подарок) Назвать его. Выполняем несколько раз. |
15 занятие | 1. Игра «Вокруг да около» Изучаем пространственные понятия. 2. Пальчиковая игра «Маляр» | Играют 6 детей и ведущий. Узнаем понятия «справа – слева» , «далеко – близко» «вверху – внизу»… Выполняем несколько раз. |
16 занятие | 1. Игра настольная «Назови действие» 2. Пальчиковая игра «Зверушка» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает картинку поочерёдно. Дети называют, что делают на картинке. Например: ловят рыбу, копают огород, обедают…. Выполняем несколько раз. |
Апрель 17 занятие | 1. Лото «Мамы и их детеныши» 2. «Бабочка» | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает карточку с взрослым животным и спрашивает: У слона кто? – Слоненок…… Выполняем несколько раз. |
18 занятие | 1. Игра « Разрезные картинки» из 4 – 5 частей. 2. «Перетяжечки» | Играют 6 детей и ведущий. Собрать и назвать, то что собрали. Меняться карточками. Выполняем несколько раз. |
19 занятие | 1. Игра настольная «Изучаем домашних животных». Картинки – лошадь, корова, коза, собака, баран, кошка. 2. « Колечко» | Играют 6 детей и ведущий. У каждого ребёнка своё животное. Нужно собрать семью этого животного и то чем он питается. Желательно поменяться карточками и собрать заново. Рассказать о животном.
Выполняем несколько раз. |
20 занятие | 1. Игра « На что походит силуэт» Большие картинки треугольника квадрата, круга и т.д 2. «Питер» | Играют 6 детей и ведущий. Играют 6 детей и ведущий. Нужно назвать, на что может походить круг треугольник квадрат. На крышу, на печенье, на стол, на окно и т. д… Выполняем несколько раз. |
21 занятие | 1.Игра « Назови одним словом» 2. «Апельсин» | Играют 6 детей и ведущий. Показывает ведущий крупную карту, дети называют что это .. грибы, ягоды, посуда, обувь и т.д. Выполняем несколько раз. |
Май 22 занятие | 1. «Красный, желтый, голубой» 2. «Аист длинноногий | Играют 6 детей и ведущий. Ведущий показывает крупную карту с картинками одного цвета. Рассматриваем. Вспоминаем, что еще зеленое помимо ели и огурца. Выполняем несколько раз. |
23 занятие | 1. Игра «Логопедическое лото» 2. «Замок» | Играют 6 детей и ведущий. Собрать картинки на звуки Р РЬ Л ЛЬ. Назвать их. Выполняем несколько раз. |
24 занятие | 1. Игра «Логопедическое лото» 2. «Вышли пальчики гулять» | Играют 6 детей и ведущий. Собрать картинки на звуки Ш Ж С З . Назвать их. Выполняем несколько раз. |
Условия реализации программы
Кадровые: педагоги, владеющие методиками работы с детьми дошкольного возраста.
Пространственные условия реализации программы:
Для реализации данной программы организовано специальное предметно-игровое пространство, соответствующее каждому виду игровой деятельности.
игровая комната, кабинет для групповых занятий (дидактические игры). В каждом из этих помещений решаются определённые программные задачи во время различной игровой деятельности. Детям удобно располагаться, играть всей группой или подгруппами.
Материально-технические: имеется комплект дидактического и раздаточного материала на разные лексические темы, настольные игры, иллюстративный материал.
Организационно-педагогические: педагог сопровождает и организует игровую деятельность детей, наполняя повседневную жизнь детей интересными играми, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, тем самым, способствует реализации детских интересов и жизненной активности, создает условия для развития у каждого ребенка стремления к проявлению инициативы и самостоятельности.
Методические: Ведущими формами и методами образовательной деятельности являются игра, показ, объяснение-инструктаж, тренировочные упражнения, работа с возникшей ситуацией, её развитие.
В распоряжении имеются комплекты дидактического и раздаточного материала на разные лексические темы, настольные игры.
Программой предусмотрены и реализуются следующие формы и методы мониторинга качества освоения программы воспитанниками.
Стартовая диагностика проводится в сентябре, в форме игровых заданий, наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в карте наблюдения. Педагог фиксирует интересы и игровые предпочтения ребёнка. Педагог отмечает степень активности, проявление интереса к разделам программы.
Текущие диагностика и контроль: наблюдение за деятельностью и поведением детей во время игры и на занятиях.
Промежуточная аттестация проводится с учётом комплекса данных текущей диагностики и контроля (анализа работ, материалов интервью детей и родителей, наблюдения за деятельностью и поведением детей на занятиях). Для детей педагог готовит игровые задания по каждому разделу программы («Дидактические игры», «Подвижные игры», «Пальчиковые игры»).
Аттестация по итогам учебного года проводится в мае, в форме контрольных игровых заданий, наблюдения; анализа выполнения заданий детьми.
Предполагаемыми результатами образования детей по программе «Играем вместе» на базовом уровне являются следующие достижения:
Область мониторинга «Социальное развитие»: Социальные компетенции: ребенок осуществляет учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, владеет монологической и диалогической формами речи, толерантно относится к чужому мнению; умеет организовать свое рабочее место, соблюдать порядок в группе и дома, умение доводить начатое дело до конца.
Осваивающие программу на стартовом уровне обучающиеся демонстрируют образовательные результаты предыдущей возрастной ступеньки, выполняя игровые задания самостоятельно, или справляются с достижениями в пределах возрастной нормы с помощью взрослого.
Обучающиеся, осваивающие программу на продвинутом уровне, демонстрируют представленные показатели в знакомой обстановке и в новых условиях, самостоятельно выполняют сформированные действия, проявляют познавательную активность при встрече с незнакомым объектом или задачей, а также предъявляют результаты исследовательской и проектной деятельности на образовательных площадках разного уровня.
Литература
1. Никитин Б.П. Дидактические игры. – М.: «Знание», 1994.
2. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: методическое пособие. Под общ. ред. Е.О. Смирновой. М.: АРКТИ, 2013.
3. Павленко Т.А. Представления современных родителей о значении игры в жизни детей дошкольного возраста. Педагогика и психология-2015: Сборник материалов международной научной конференции. М.: Русальянс «Сова», 2015.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
5. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1997.
6. Радуга: Программа и руководство для воспитателей 2 мл. группы детского сада Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1993.
8..Энциклопедия развития и обучения дошкольника. О.С.Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. - СПб. Издательский дом «Нева», 2005.
9. Страна пальчиковых игр. М.С.Рузина, Библиотека развивающих игр.2000 год.
10. Еду – еду к бабе, к деду. Е.Шарикова. Москва «Стрекоза», 2010 г.
11. Сборник коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста. О. Барсукова. Бук. 2017 г.
Приложение № 1
Специфика организации образовательного процесса с учётом
возрастных психологических особенностей детей
Для успешной реализации поставленных программой целей и задач, педагогам необходимо иметь чёткое представление о базовых познавательных психических процессах, учитывать возрастные психологические и личностные особенности детей и осуществлять дифференцированный подход в работе с дошкольниками разных возрастных групп.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
С детьми 4-5 лет педагоги выстраивают работу следующим образом:
- ребёнку в игровой деятельности предоставляется как можно больше самостоятельности, но при этом взрослый находится всегда рядом и, если ребёнок нуждается в помощи, помогает ему;
- все инструкции к выполнению игровых заданий даются чётко, кратко, без отвлечения на детали, в таком случае ребёнок учится удерживать в памяти задачу и цепочку последовательных целей; инструкции при необходимости повторяются;
- в игровой процесс чаще включаются творческие задания, с целью активизации воображения детей, т.к. именно воображение является ведущей психической функцией в этом возрасте;
- игровая форма занятий, близка детям, в игре дети хорошо обучаются. Это связано с тем, что именно игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте;
- для профилактики переутомления и ослабления внимания детей, организуется постоянная смена видов игровой деятельности;
- используется прием похвалы ребёнка (его действий, поступков, результатов в игре…).
Старший дошкольный возраст (6-7лет)
С детьми 6-7 лет педагоги выстраивают работу следующим образом:
- на занятиях чаще создаются условия для совместной, коллективной деятельности детей со сверстниками;
- с детьми чаще организовываются сюжетно-ролевые и режиссёрские игры, в которых моделируются ситуации социального содержания; поощряется творчество детей в игровой деятельности;
- поощряется инициатива и самостоятельность детей;
- в разных видах игровой деятельности педагоги обращают внимание детей на то, что необходимо начатое дело доводить до конца, нести ответственность за полученный результат;
- для развития памяти вводится обучение детей приёмам мнемотехники;
- в игровой деятельности, педагог регулирует чередование активной игры и отдыха, а также чередование разных видов игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....