ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «_ Играем вместе _»
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Макарова Наталья Семёновна

Социализация и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника посредством развивающих игр в специально организованной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательная  организация

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13

Рассмотрено                                                                                                          Утверждено

на педагогическом совете                                                                                Заведующая МБДОУ

от____._____________2020г.                                                                      «Детский сад «Теремок»

                                                                                                                 ____________Н.А.Попова

                     ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                             ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                         социально – педагогической   направленности

                                            «_  Играем  вместе _»

                                             Возраст  обучающихся: от  4  до  6 лет.

                                             Срок  реализации программы: 1 год

                                                                           Автор-составитель программы:

                                                                           Макарова Наталья Семёновна

                                                                           Учитель - логопед, 1 категория

                     

                                             с . Овгорт , 2020 год

                  Информационная карта образовательной программы

1.Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа  «Играем  вместе»

2. Направленность  программы

Социально - педагогическая

3. Автор

Макарова Наталья Семёновна

4. Год рождения

1970

5. Место работы

МБДОУ «Детский сад «Теремок»

6. Должность

Учитель - логопед

7. Квалификационная категория

Первая квалификационная категория

8. Нормативная база

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», Уставом МБДОУ «Детский сад «Теремок»

9. Объем и срок освоения программы

1 год обучения (6 месяцев)   с декабря месяца.

Старшая группа – 24 часа,  Средняя группа – 24 часа

Общее - 48 часов

10. Форма обучения

Очная

11. Возраст обучающихся

Дошкольники 4-6 лет.   2 группы

Средняя группа  – 6 детей, старшая группа – 6 детей

12 Характеристика программы по

месту в образовательной модели

Для группы дошкольников разновозрастного состава

13. Цель программы

Социализация и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника посредством развивающих игр в специально организованной среде

14. Учебные дисциплины

Дидактические игры (настольно – печатные)

Пальчиковые игры

Подвижные игры

15. Ведущие формы и методы образовательной деятельности 

Игра, объяснение, показ упражнений, тренировочные упражнения, выполнение

16. Формы мониторинга результативности 

Стартовая диагностика: игровые задания, наблюдение;

Промежуточная аттестация: игровые задания, наблюдение;

Аттестация по итогам учебного года: контрольные игровые задания, наблюдение; анализ выполнения заданий детьми.

17. Результативность реализации программы

рост показателей в формировании социальных компетенций детей;

положительная динамика развития личностных свойств и способностей, 

18. Дата утверждения и последней корректировки

Пояснительная записка

Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития

Кроме того, игра — это своеобразный,

свойственный  дошкольному возрасту

способ  усвоения общественного опыта.

Д.В. Менджерицкая

Общая характеристика программы

Программа  «Играем вместе» социально-педагогической направленности,  разработана  для детей дошкольного возраста.                                                                         Срок реализации программы - 1 год.

Краткая характеристика целевой группы  Целевая группа - дети 4-7 лет, посещающие ДОУ, осваивающие другие программы.

Программа подходит для реализации в разновозрастной группе.

Актуальность данной программы заключается в том, что в современной действительности  игры в жизни дошкольника становится все меньше, часто, благодаря огромному выбору развивающих занятий, спортивных секций, расписание ребенка настолько «плотное», что времени на игру не остается, ребенок превращается в «маленького взрослого». Родитель хочет развивать ребенка посредством заполнения его жизни разнообразными дополнительными занятиями, а ребенку для развития нужна игра.

Игра занимает особое место в жизни дошкольника. С одной стороны, она является ведущей деятельностью в  этом возрасте  и  имеет важное  значение  для развития ребенка. Именно в игре происходит  творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование  их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и  влечениям самого ребенка (Л.С. Выготский).  С другой стороны, игра - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Данная  программа разработана с учетом потребностей, интереса и возрастных особенностей  детей-дошкольников, родительского запроса  и  трендов современного образования.

Образовательный заказ государства отражен в целевых ориентирах ФГОС ДО:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении и других; способен выбирать себе род занятий, участников  по совместной деятельности;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам  и социальным нормам;


- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; нравственные предпосылки, воображение, коммуникативные навыки, обхождение с чувствами и эмоциями, развитие эмоционально-волевой сферы.  Не наигравшийся дошкольник будет иметь проблемы  в поведении и обучении в школе.

Для ребенка-дошкольника игра — это фундамент его будущих социальных отношений, его успешности в мире других людей. Именно в игре он обретает первичные навыки  и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли. Программа «Играем вместе» даёт возможность восполнить дефицит образной сферы ребенка, проявить себя творчески, эмоционально, получить в игре новый опыт социального взаимодействия как со сверстниками, так  и  со взрослыми.

Подбор  игр  обусловлен педагогическими задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

Через  дидактические  игры  ( настольно – печатные) способствуют развитию психических функций ребенка (память, мышление, воображение и т.д.) и усовершенствованию различных навыков.

В выполнении пальчиковых игр дети учатся действовать в коллективе, сознательное  выполнение  правил  в игре формирует самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

        Место программы  в культурном и социальном пространстве

Целью является: Комплексное развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста, становление  начального этапа творческой, саморазвивающейся личности ребенка.

В основу программы  «Играем вместе»  положен  системный, деятельностный, личностно-ориентированный подход.

Новизна, своеобразие программы «Играем вместе» заключается в её:

-  Комплексности (соединение разных видов игр, через единую тему)

- Дидактические игры (карточки «Лето в деревне», «Назови одним словом»)

- Подвижные игры («Мишка», « Пугало»)

- Пальчиковые игры ( «Питер», «Аист длинноногий»)

 Разноуровневости (программа составлена таким образом, что дети в группе разновозрастного состава могут осваивать ее вместе, при этом учитываются возрастные и личностные особенности детей при  подборке игрового материала  к занятиям).

Разноуровневость программы проявляется также  и в формах организации материала, дифференцируются следующие уровни сложности:

«Стартовый уровень». Предполагается использование и реализация однообразных и с минимальной сложностью по содержанию игр, подходящих для освоения содержания программы.

«Базовый уровень». Предполагается использование разнообразного игрового материала, в играх используются предметы-заместители, создаются игровые образы, помогающие детям получать общую и целостную картину в рамках содержательно-тематического направления программы.

«Продвинутый уровень». Предполагает использование игр с разными сюжетами, правилами, словами, более сложными, чем на базовом уровне, в рамках содержательно - тематического направления программы.

Программа соответствует требованиям, отраженным в «Методических рекомендациях по разработке  разноуровневых программ дополнительного образования».

Игра — самоценная форма активности  ребенка-дошкольника, игра может быть организованной  или свободной, роль педагога соответственно тоже разной, понимать, когда «помогать», а когда «не мешать», это важная задача педагога.

Срок реализации программы  1 год, очная форма освоения программы детьми.

В течение  учебного года дети обучаются  24 недели   в двух разных  группах.

Занятия проводятся  один раз в неделю в двух группах, старшая  и  средняя.

Цель и задачи программы

Цель программы  «Играем вместе» социализация  и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника, посредством развивающих игр  в специально организованной среде.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:

- развивать интерес детей к различным видам игр;

- развивать познавательную, двигательную  и  творческую активность детей;

-совершенствовать умение  общаться у детей;

-формировать умение самостоятельно организовывать  игры;

-воспитать способность справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих;  

- обучить детей правилам и нормам поведения  в совместной игре.

 

          Основные задачи по разделам программы и  возрасту обучающихся

Возраст детей

          Общие задачи

Дидактические игры

4 года

Развивать интерес детей к различным видам игр. Помогать детям  объединяться в  маленькие группы при игре.

Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Обучать элементарным правилам поведения во время игры.

Развивать у детей в процессе игры наблюдательность, интерес к окружающему миру, стремление узнавать свойства предметов, сравнивать, анализировать.

Развивать у детей в процессе игры речь, обогащать и активизировать словарь и т.д.

Обучать совместным дидактическим играм                       с постепенно усложняющимися правилами (н-р, одновременно прекращать действие по сигналу педагога, действовать поочередно).

5 лет

Развивать познавательную, двигательную и творческую активности.  Расширять словарный запас и активное его

использование в процессе общения.

Обогатить содержания детских игр, развивать самостоятельность в выборе игр. Формировать доброжелательные отношения между детьми. Воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение придерживаться правил игры

Обучать детей дидактическим играм                       (настольно – печатным)

Развивать внимание, наблюдательность.

6 лет

Воспитывать способность справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих. Обогащать содержание игр. Обучать правилам и нормам поведения в совместной игре.

Обучать детей  настольно - печатным играм. Формировать умение организовывать игры. Развивать в процессе игры сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

       Основные разделы образовательной программы  и  их содержание

Программа включает  в себя три  основных раздела:

1. Дидактические игры

2. Пальчиковые игры

3. Подвижные игры

Каждый из этих разделов нацелен на социализацию и коммуникативное развитие ребёнка-дошкольника. В каждом разделе перед непосредственной игровой деятельностью происходит обозначение правил игры. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно, овладевает языком — могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок  хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Раздел «Дидактические игры»


В данной программе дидактическая игра используется как самостоятельный  вид игровой деятельности. Дидактическая игра способствует социальному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.                                           Виды дидактических игр:  Настольно-печатные игры (игры, карточки, лото)                           К компонентам дидактической игры относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.                                      1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение  хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение  итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.                                          Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей.

                                                     Прогнозируемые результаты

В результате освоения программы «Играем вместе» планируется:

- сформировать социальные компетенции детей;

- развить личностные свойства и способности детей.

Вместе с тем планируется:

- повышение интереса детей к различным видам игр;

- развитие познавательной, двигательной и творческой активности детей;

- совершенствование умения общаться у детей;

- формирование умения самостоятельно организовывать игры;

- воспитание способности справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих;

- обучить детей правилам и нормам поведения в совместной игре.

                         

                            Средняя группа,  дети старшего  возраста.

Структура  игрового занятия

Занятие длится 25 минут, состоит из следующих частей:

-введение в  игру,

-объяснение правил,

-непосредственная игровая деятельность,

-пальчиковая или  подвижная игра  

-рефлексия,  ( трудно было  или  легко играть).  Интересно?

                                     

                               Содержание  изучаемого  курса                                    

Месяц

 Занятие

 Содержание  работы

Декабрь

1 занятие

1. Деревянные  доски с окошечками.

2. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»

Нужно собрать  каждый свою  доску и назвать собранные окошечки: животные, мебель, посуда,  транспорт, птицы, фрукты. Затем поменяться досками  и сыграть вновь.

Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети.

2 занятие

1.  Детское лото       «Лето в деревне»

Картинки - цветы, домашние животные, рыбы,

фрукты, ягоды, грибы, овощи.

2. Игра  «Аист длинноногий»

Играют 6 детей и ведущий.   1 вариант игры

 «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх.

2 вариант игры. Ведущий называет одну картинку, ребёнок ищет картинку у себя. Побеждает  тот,  у кого больше карточек  на большой карте.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

3 занятие

1. Детское лото

«Играем в магазин»

Картинки – одежда, продукты, мебель, спортивные товары, игрушки,  музыкальные инструменты.

2. Пальчиковая игра

«Наши пальчики, как ножки»

Играют 6 детей и ведущий.   1 вариант игры

 «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх.

2 вариант -  поменяемся большими картами, повторим еще раз.

Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют дети.

4 занятие

1. Игра  «Теремок»

Контурные  пазлы для малышей.

Герои – мышь, лягушка, заяц, петух

медведь, теремок.

2. Упражнение – тонирование

«Песенка лягушат»

Играют 6 детей и ведущий. Кто быстрее соберёт  картинку героя.  Назовет его.

Затем вспомнить сказку «Теремок»  и с помощью ведущего рассказать сказку.

Учим данную игру.  Произносим  несколько раз  «Ква –ква –ква (спокойно, громко, тихо, быстро)

5 занятие

1. Игра «Подарки»

Контурные  пазлы для малышей.

 

2.Пальчиковая игра- массаж  «Веселые свинки»

Играют 6 детей и ведущий. Изображен силуэт подарка.  Нужно найти по силуэту и положить сверху силуэта  цветную картинку (подарок)

Назвать его.

Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями

Январь

6 занятие

1. Игра « Четвертый лишний»

Среди 4 –х картинок одна лишняя.

2.  Подвижная игра «Мишка»

Играют 6 детей и ведущий.  Игра  для детей младшего дошкольного возраста.  Предложить ребенку назвать, какой предмет не подходит к остальным,  и объяснить, почему.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз.

7 занятие

1. Игра настольная   «Изучаем домашних животных».

Картинки – лошадь,  корова, коза, собака, баран, кошка.

2. Пальчиковая игра

«Замок»

Играют 6 детей и ведущий.  У каждого ребёнка своё животное.  Нужно собрать  семью этого животного и то чем он питается.  Желательно поменяться карточками и собрать заново.

Рассказать о животном.

Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют  дети.

8 занятие

1. Игра «Силуэты»

Карточки большие с силуэтами. Карточки маленькие с картинками.

2. «Питер»

Играют 6 детей и ведущий.  Нужно собрать  каждый свою большую карточку  и назвать собранные  картинки. Затем поменяться карточками   и сыграть вновь.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

Февраль

9 занятие

1. Игра «Разрезные картинки» из 2 –х частей.

2. Игра с движениями

«Песенка жука»

Играют  6 детей и ведущий.  Нужно собрать разрезные картинки. Назвать их.                    Повторить еще раз.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз.

10 занятие

1. Игра настольная

«Назови  действие»

2. Игра «Пугало»

Играют  6 детей и ведущий.   Ведущий показывает картинку поочерёдно.  Дети называют,  что делают на картинке.  Например: ловят рыбу, копают огород,  обедают….

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

11 занятие

1. Игра « Четвертый лишний» (новая)

Среди 4 –х картинок одна лишняя.

2.Пальчиковая игра

«12345 – Вышли пальчики гулять»

Играют 6 детей и ведущий.  Игра  для детей младшего дошкольного возраста.  Предложить ребенку назвать, какой предмет не подходит к остальным,  и объяснить, почему.

Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют  дети.

12 занятие

1. Лото «Мамы и их детеныши»

2. Пальчиковая игра

«Апельсин»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведущий показывает  карточку с взрослым животным и спрашивает : У слона кто? – Слоненок……

Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют  дети.

Март

13 занятие

1. Лото деревянное

«Овощи и фрукты»

2.Упражнение

«Самолет»

Играют 6 детей и ведущий.   1 вариант игры

 «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх.

2 вариант игры. Ведущий называет одну картинку, ребёнок ищет картинку у себя. Побеждает  тот,  у кого больше карточек  на большой карте.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

14 занятие

1. Игра  «Разрезные картинки» из 2 –х частей. (Новое)

2. Пальчиковая игра

«Водичка – водичка»

Играют  6 детей и ведущий.  Нужно собрать разрезные картинки. Назвать их.                    Повторить еще раз.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

15 занятие

1. Игра «Чей хвост, чья голова»

2. Пальчиковая игра «Прогулка»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведущий показывает  карточку  с изображением хвоста крокодила  или белки. Вопрос - Чей хвост?

Ведущий задает.  Дети отвечают.

Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют  дети.

16 занятие

1.Игра « Кто как голос подает»

Крупные карточки с изображением предметов  и животных.

2. Пальчиковая игра

«Цветок»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведущий показывает  карточку с изображением  коровы.

Как она мычит? Как  жужжит жук. Как  пищит комар?

 Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют  дети.

Апрель

17 занятие

1. Игра «Песенки по дорожке»  6 штук

Большая картинка  с

дорожкой -«бродилкой»

2. Пальчиковая игра

«Рыболов»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведем пальчиком по дорожке и произносим нужный звук.  Например: песенка жука – ЖЖЖЖ, песенка насоса – ССС, песенка самолета – ЛЛЛЛ…

Меняем  дорожки.

Пальчиковую игру повторить несколько раз,    (обратить внимание на пальцы), как выполняют  дети.

18 занятие

1. Игра «Что забыл нарисовать художник»

Большая картинка с недостающими деталями.

2. Стихи с движениями «Ножки»

Играют 6 детей и ведущий.  Нужно назвать недостающие  детали. Например, у рыбы нет хвоста, у слона – нет хобота, у стула – ножки.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

19 занятие

1. Игра « На что походит  силуэт»

Большие картинки треугольника  квадрата, круга и т.д

2. Стихи с движениями            « Сапожки»

Играют 6 детей и ведущий.  Нужно назвать,  на что может походить круг треугольник  квадрат. На крышу, на печенье, на стол, на окно и т. д…

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

 

20 занятие

1.Игра «Найди пару»

2. Стихи с движениями  

«Свинка Ненила»          

Играют 6 детей и ведущий.  Нужно найти на столе похожую картинку и назвать её.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

21 занятие

1.Игра «Кто что делает?»  (новое)

2. Стихи с движениями  

« Тень – потетень»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведущий показывает картинку поочерёдно.  Дети называют,  что делают на картинке.  Например: ловят рыбу, копают огород,  обедают….

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

Май

22 занятие

1. Игра  «Классификация»

2. Пальчиковая игра

«Сороконожки»

Играют 6 детей и ведущий.  Вариант игры

 «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе картинками вверх.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

23 занятие

1. Игра «Назови одним  словом»

2. Пальчиковая игра

«Апельсин»

Играют 6 детей и ведущий.  Показывает ведущий крупную карту,  дети называют что это .. грибы, ягоды, посуда,  обувь и   т.д.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

24 занятие

1. «Красный, желтый, голубой»

2. «Питер»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведущий показывает крупную карту с картинками одного цвета.  Рассматриваем. Вспоминаем, что еще зеленое  помимо ели и огурца.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

                                                         

                                         Старшая  группа

Структура  игрового  занятия

Занятие длится 30 минут, состоит из следующих частей:

-введение в  игру,

-объяснение правил,

-непосредственная игровая деятельность,

-пальчиковая игра

-рефлексия  (справились или  нет с игрой).  Трудно было или  легко.                   Интересно было?

                                    Содержание  изучаемого  курса                                                                                  

Месяц

 Занятие

  Содержание  работы

Декабрь

1 занятие

1. Игра  «Четвертый лишний» Среди  4 –х картинок  одна лишняя.

2. «Питер»

Играют 6 детей и ведущий.  Предложить ребенку назвать, какой предмет не подходит к остальным,  и объяснить, почему.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

2 занятие

1. Игра «Что откуда»

Учить находить ассоциативные связи

между предметами.

2. Пальчиковая игра

«Сороконожки»

Играют 6 детей и ведущий.  Карточки изображением вверх. У каждого игрока своя крупная карточка.  Находим подходящие карты. Например: конура - собака;  спички – коробок спичек…, топор – инструменты.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

3 занятие

1. Игра  «Объедини в группу». Учить находить предметы, относящиеся к одной группе

2. Пальчиковая игра

«Апельсин»

Играют 6 детей и ведущий.  Карточки изображением вверх. У каждого игрока своя крупная карточка.  Находим подходящие карты. Например: рыба к рыбе, цветы к цветку, труба к музыкальным инструментам.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

4 занятие

1. Игра  «Где они живут»  животные разных  мест обитания.  Север, юг,

пустыня, моря и океаны, Арктика подводный мир

2.Пальчиковая игра

«Цветок»

Играют 6 детей и ведущий.  «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе вверх картинками.  Меняемся  крупными картами,  продолжаем игру.  Называем животное  и сферу обитания.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

5 занятие

1. Игра «Одинаковое – разное». Знакомимся со свойствами предметов. Горячий чай – холодный сок.

2. Пальчиковая игра

«Водичка – водичка»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведущий показывает одну картинку  горячий чай,  а дети подбирают  холодный  сок. Находят одинаковые предметы с разными признаками.

Злой  дед - добрый  дед.  Тяжелый рюкзак - легкий рюкзак.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

Январь

6 занятие

1. Игра «Что происходит в природе».  Причинно-

следственные связи.

2. Пальчиковая игра

«Замок»

Играют 6 детей и ведущий.  Ведущий показывает карточку,  где стоит снеговик, но следующая карточка показывает, что он

растаял.  Почему?  Весна пришла!

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

7 занятие

1. Игра  «Что перепутал художник»

Логика, внимание.

2. Игра  «Аист длинноногий»

Играют 6 детей  и ведущий.  Предложить ребёнку рассмотреть сюжетные картинки. Он должен  найти все ошибки,  которые допустил художник.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

8 занятие

1. Игра «Чей хвост, чья голова»

2. Пальчиковая игра

«Капуста»

Играют 6 детей и ведущий.   Ведущий показывает  карточку  с изображением  хвоста крокодила  или белки. Вопрос - Чей хвост?

Ведущий задает.  Дети отвечают.

Учим данную игру.  Выполняем несколько раз

Февраль

9 занятие

1. Игра «Противоположности»

Развитие  внимания, речи, памяти.

2. Пальчиковая игра

«Гребешок»

Играют 6 детей и ведущий.   Делят карточки на 2 столбика. Ведущий берёт  карточку с одного столбика,  дети ищут подходящую со второго столбца.  Мало – много, длинный – короткий, старые – новые.

Выполняем несколько раз.

10 занятие

1. Игра « Из чего мы сделаны»  из молока, из дерева, из  резины

2. Пальчиковая игра

«Кошка выпускает коготки»

Играют 6 детей и ведущий.   «Кто быстрее» соберет свои маленькие картинки на большие карты. Все карточки лежат на столе вверх картинками.  Меняемся  крупными картами, продолжаем игру.

Выполняем несколько раз.

11 занятие

1. Игра  «Найди различия» развивает зрительное восприятие.

2. «Лесенка»

Играют 6 детей и ведущий.   Собрать из мелких картинок одну крупную и найти отличия.  Назвать их.

Выполняем несколько раз.

12 занятие

1.Игра  « Подходит – не подходит»  Лото на антонимы.

2. «Тяни – толкай»

Играют 6 детей и ведущий.   Предложить ребёнку подобрать к каждой картинке пару с противоположным понятием.                        Застегнуть – расстегнуть…

Выполняем несколько раз.

Март

13 занятие

1.Игра «История в картинках»

2. «Большой веер»

Играют 6 детей и ведущий.   Нужно собрать из 4 картинок  историю и рассказать её. Что было сначала, что потом.

Выполняем несколько раз.

14 занятие

1. Игра «Подарки»,

пазлы

2. «Заводные машинки»

Играют 6 детей и ведущий. Изображен силуэт подарка.  Нужно найти по силуэту и положить сверху силуэта  цветную картинку (подарок)

Назвать его.

Выполняем несколько раз.

15 занятие

1. Игра «Вокруг да около»  Изучаем пространственные понятия.

2. Пальчиковая игра

 «Маляр»

Играют 6 детей и ведущий.   Узнаем понятия «справа – слева» , «далеко – близко»

«вверху – внизу»…  

Выполняем несколько раз.

16 занятие

1. Игра настольная

«Назови  действие»

2. Пальчиковая игра «Зверушка»

Играют 6 детей и ведущий.   Ведущий показывает картинку поочерёдно.  Дети называют,  что делают  на картинке.  Например: ловят рыбу, копают огород,  обедают….

Выполняем несколько раз.

Апрель

17 занятие

1. Лото «Мамы и их детеныши»

2. «Бабочка»

Играют 6 детей и ведущий.   Ведущий показывает  карточку с взрослым животным и спрашивает: У слона кто? – Слоненок……

Выполняем несколько раз.

18 занятие

1. Игра « Разрезные картинки» из 4 – 5 частей.

2. «Перетяжечки»

Играют 6 детей и ведущий.   Собрать  и назвать, то что собрали.  Меняться карточками.

Выполняем несколько раз.

19 занятие

1. Игра  настольная   «Изучаем домашних животных».

Картинки – лошадь,  корова, коза, собака, баран, кошка.

2. « Колечко»

Играют 6 детей и ведущий.  У каждого ребёнка своё животное.  Нужно собрать  семью этого животного и то чем он питается.  Желательно поменяться карточками и собрать заново. Рассказать о животном.

 

Выполняем несколько раз.

20 занятие

1. Игра « На что походит  силуэт»

Большие картинки треугольника  квадрата, круга и т.д

2. «Питер»

Играют 6 детей и ведущий.   Играют 6 детей и ведущий.  Нужно назвать,  на что может походить круг треугольник  квадрат. На крышу, на печенье, на стол, на окно и т. д…

Выполняем несколько раз.

21 занятие

1.Игра « Назови одним словом»

2. «Апельсин»

Играют 6 детей и ведущий.  Показывает ведущий крупную карту,  дети называют что это .. грибы, ягоды, посуда,  обувь и   т.д.

Выполняем несколько раз.

Май

22 занятие

1. «Красный, желтый, голубой»

2. «Аист длинноногий

Играют 6 детей и ведущий.   Ведущий показывает крупную карту с картинками одного цвета.  Рассматриваем. Вспоминаем, что еще зеленое  помимо ели и огурца.

Выполняем несколько раз.

23 занятие

1. Игра «Логопедическое лото»

2. «Замок»

Играют 6 детей и ведущий.   Собрать картинки на звуки  Р РЬ Л ЛЬ. Назвать их.

Выполняем несколько раз.

24 занятие

1. Игра «Логопедическое лото»

2. «Вышли пальчики гулять»

Играют 6 детей и ведущий.  Собрать картинки на звуки  Ш Ж С З . Назвать их.

Выполняем несколько раз.

                                   Условия реализации программы

Кадровые: педагоги, владеющие методиками работы с детьми дошкольного возраста.

Пространственные условия реализации программы:

Для реализации данной программы организовано специальное предметно-игровое пространство, соответствующее каждому виду игровой деятельности.

игровая комната, кабинет  для групповых занятий (дидактические игры).                 В каждом из этих помещений решаются определённые программные задачи во время различной игровой деятельности. Детям удобно располагаться, играть всей группой или подгруппами.

Материально-технические: имеется комплект дидактического и раздаточного материала на разные лексические темы, настольные игры, иллюстративный материал.

Организационно-педагогические: педагог сопровождает и организует игровую деятельность детей, наполняя повседневную жизнь детей интересными играми, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, тем самым, способствует реализации детских интересов и жизненной активности, создает условия для развития у каждого ребенка стремления к проявлению инициативы и самостоятельности.

Методические: Ведущими формами и методами образовательной деятельности являются игра, показ, объяснение-инструктаж, тренировочные упражнения, работа с возникшей ситуацией, её развитие.

В распоряжении имеются комплекты дидактического и раздаточного материала на разные лексические темы, настольные игры.

Программой предусмотрены  и реализуются следующие формы и методы мониторинга качества освоения программы  воспитанниками.

Стартовая диагностика проводится в сентябре, в форме игровых заданий, наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в карте наблюдения. Педагог фиксирует интересы  и игровые предпочтения ребёнка. Педагог отмечает степень активности, проявление интереса к разделам программы.

Текущие диагностика и контроль: наблюдение за деятельностью и поведением детей во время игры и на занятиях.

Промежуточная аттестация проводится с учётом комплекса данных текущей диагностики и контроля (анализа работ, материалов интервью детей и родителей, наблюдения за деятельностью и поведением детей на занятиях). Для детей педагог готовит игровые задания по каждому разделу программы                                          («Дидактические игры», «Подвижные игры», «Пальчиковые игры»).

Аттестация по итогам учебного года проводится в мае, в форме контрольных игровых заданий, наблюдения; анализа выполнения заданий детьми.

 Предполагаемыми результатами образования детей по программе                                «Играем вместе» на базовом уровне являются следующие достижения:

Область мониторинга «Социальное развитие»: Социальные компетенции: ребенок осуществляет учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, владеет монологической и диалогической формами речи, толерантно относится к чужому мнению; умеет организовать свое рабочее место, соблюдать порядок в группе и дома, умение доводить начатое дело до конца.

Осваивающие программу на стартовом уровне обучающиеся демонстрируют образовательные результаты предыдущей возрастной ступеньки, выполняя игровые задания самостоятельно, или справляются с достижениями в пределах возрастной нормы с помощью взрослого.

Обучающиеся, осваивающие программу на продвинутом уровне, демонстрируют представленные показатели  в знакомой обстановке и в новых условиях, самостоятельно выполняют сформированные действия, проявляют познавательную активность при встрече с незнакомым объектом или задачей, а также предъявляют результаты исследовательской и проектной деятельности на образовательных  площадках разного уровня.

                                                   Литература

1. Никитин Б.П. Дидактические игры. – М.: «Знание», 1994.

2. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: методическое пособие. Под общ. ред. Е.О. Смирновой. М.: АРКТИ, 2013.

3.  Павленко Т.А. Представления современных родителей о значении игры в жизни детей дошкольного возраста. Педагогика и психология-2015: Сборник материалов международной научной конференции. М.: Русальянс «Сова», 2015.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

5.  Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1997.

6.  Радуга: Программа и руководство для воспитателей 2 мл. группы детского сада  Т.Н.Доронова, В.В.Гербова,  Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 1993.

8..Энциклопедия развития и обучения дошкольника.  О.С.Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. - СПб. Издательский дом «Нева», 2005.

9. Страна пальчиковых игр. М.С.Рузина,  Библиотека развивающих игр.2000 год.

10. Еду – еду к бабе, к деду. Е.Шарикова. Москва «Стрекоза», 2010 г.

11. Сборник  коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста. О. Барсукова. Бук. 2017 г.

Приложение № 1

            Специфика организации образовательного процесса с учётом

возрастных психологических особенностей детей

Для успешной реализации поставленных программой целей и задач, педагогам необходимо иметь чёткое представление о базовых познавательных психических процессах, учитывать возрастные психологические и личностные особенности детей и осуществлять дифференцированный подход в работе с дошкольниками разных возрастных групп.

                               Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

С детьми 4-5 лет педагоги выстраивают работу следующим образом:

- ребёнку в игровой деятельности предоставляется как можно больше самостоятельности, но при этом взрослый находится всегда рядом и, если ребёнок нуждается в помощи, помогает ему;

- все инструкции к выполнению игровых заданий даются чётко, кратко, без отвлечения на детали, в таком случае ребёнок учится удерживать в памяти задачу и цепочку последовательных целей; инструкции при необходимости повторяются;

- в игровой процесс чаще включаются творческие задания, с целью активизации воображения детей, т.к. именно воображение является ведущей психической функцией в этом возрасте;

- игровая форма занятий, близка детям, в игре дети хорошо обучаются. Это связано с тем, что именно игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте;

- для профилактики переутомления и ослабления внимания детей, организуется постоянная смена видов игровой деятельности;

- используется прием похвалы ребёнка (его действий, поступков, результатов в игре…).

                           Старший дошкольный возраст (6-7лет)

С детьми 6-7 лет педагоги выстраивают работу следующим образом:

- на занятиях чаще создаются условия для совместной, коллективной деятельности детей со сверстниками;

- с детьми чаще организовываются сюжетно-ролевые и режиссёрские игры, в которых моделируются ситуации социального содержания; поощряется творчество детей в игровой деятельности;

- поощряется инициатива и самостоятельность детей;

- в разных видах игровой деятельности педагоги обращают внимание детей на то, что необходимо начатое дело доводить до конца, нести ответственность за полученный результат;

- для развития памяти вводится обучение детей приёмам мнемотехники;

- в игровой деятельности, педагог регулирует чередование активной игры и отдыха, а также чередование разных видов игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....