Консультация на тему: "Формирование развивающей предметно - пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста".
консультация (старшая группа)

Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на позитивную социализацию дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8 «САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Консультация

Тема: "Формирование развивающей предметно - пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста".

Воспитатель: Афонская Т.В.

       Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

      Согласно ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна быть:

      содержательно-насыщенной – сюда входят средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей., трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

      трансформируемой – возможность изменения развивающей предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Возможность изменений обеспечивается наличием низкой мебели, в части передвижной и со сквозными полками. В группах должны быть ширма, диван, которые передвигаются в соответствии с образовательными и игровыми потребностями воспитанников.

     полифункциональной – возможность разнообразного использования составляющих развивающую предметно - пространственную среду в разных видах детской активности.

     доступной – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

     безопасной – соответствие элементов развивающей предметно - пространственной среды требованиям СЭС, пожарной безопасности, охране жизни и здоровья детей.

     А также вариативной.

     Все предметы известны детям, соответствуют их индивидуальным особенностям для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.

    В нижнем пространстве группы находятся ковры различных размеров для игр детей.

    В верхнем пространстве используются дополнительные шторы, преобразующие нити. Создаются для детей условия творческого, познавательного, эстетического развития.

   Развивающая предметно - пространственная среда группы старшего дошкольного возраста должна быть организована таким образом, где каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

    Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям, так как в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

     Кроме того, успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.

     Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

     В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 – спокойная

   Рабочая зона может быть превращена в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство:

 - Мастерская» (продуктивная деятельность)

 - «Лаборатория» (для познавательно -исследовательской деятельности)

 - Место для свободной деятельности детей по интересам.

   Предполагается изменение рабочего пространства за счет разнообразного расположения столов развивающей предметно - пространственной среды групп.

   Активная зона - это место для организации самостоятельной и игровой деятельности детей.

   Спокойная зона – зона отдыха и релаксации.

   В развивающей предметно-пространственной среде группы должны быть отражены основные направления образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

Образовательная Область

«Социально-коммуникативное развитие».

   Центр сюжетно-ролевых игр способствует развитию игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, а также приобщению элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирует развитие социально-коммуникативных навыков. Развивает подражательные и творческие способности детей, развивает умение использовать в играх строительный материал. Центр должен быть организован в соответствии с гендерными особенностями воспитанников, где должны быть представлены сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Гараж». В зависимости от потребностей пространство преобразуется и появляются такие игры, как «Парикмахерская», «Почта», «Cупермаркет», «Автомастерская», «Кулинария», «Бензоколонка» и др. Все необходимые для разворачивания игры материалы и атрибуты должны храниться в отдельных коробках. Так же широко используется и неоформленный материал.

   Центры безопасности и ПДД. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения , безопасности детей на улице и дома центр должен содержит весь необходимый материал: наглядно-демонстрационный, атрибуты для обыгрывания различных ситуаций: набор дорожных знаков, альбомы «Один дома», «Первая помощь», «Осторожно пожар» , «Транспорт» и др.; макет по дорожному движению; наборы машинок, знаков, фигурок человечков,малый строительный материал ; дидактические игры «Дорожные знаки», «Дорожное лото», «Безопасность на дорогах»; пазлы «Транспорт»; подобрана литература: стихи ,загадки, «Дорожная азбука».

     Центр патриотического воспитания. В содержании ФГОС   и ФОП ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Ведь в этом возрасте возникают больше возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Для расширения и накопления представлений об истории родного города, края, о стране, семье.  Материалы центра должны пополняются работами детей: рисунки, тематическими альбомами «В кругу семьи», «Страна моя родная», созданными совместно со взрослыми. Для расширения представлений используются дидактические игры: «Расскажи о своём городе», «Стране», «Народы мира» и др.

    Центр уединения. В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому в группе должно быть создано личное пространство для детей, место уединения, благодаря этой зоне у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, полистать любимую книжку.

Образовательная Область

«Познавательное развитие»

     Центр природы органично вписывается в интерьер группы, расположен в игровой зоне. В нём размещены календарь погоды; муляжи фруктов и овощей; демонстрационный материал: «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Животный мир севера», «У бабушки в деревне», « Рыбы», «Деревья» и др. ;материал для труда: фартуки, лейки палочки, тряпочки, оборудование для экспериментов: лупы, магниты, микроскоп, различные ёмкости, природные наполнители и др.;  дидактические игры: «Когда это бывает», «Зоолото», «В саду, в поле, в огороде», «Тайны живой природы» и др. энциклопедическая литература. Весь материл доступный, меняется в зависимости от времени года, согласно комплексно-тематического планирования и событийной жизни группы и ДОУ.

     Центр модельно-конструктивных игр. Для развития модельно-конструктивных действий, в центре должны находятся разные конструкторы: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор-лего, железная дорога, конструктор «Смешарики»; схемы, альбомы моделей построек. Расположен центр вблизи центра безопасности и ПДД, что позволяет построить макеты, создать «Город», «Гараж», «Автозаправка», где дети могут обыгрывают различные ситуации и сюжеты. Для развития навыков данной деятельности в центре должны быть представлены схемы построек, образцы различных архитектурных построек.

Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития детей.

    Разнообразный математический материал: развлечения; математические игры и задачи; развивающие игры и упражнения. Каждый ребёнок может выбрать для себя игру по интересам: «Геометрическое лото», «Найди фигуру», «Собери урожай», «Сколько не хватает»; игры для развития логического мышления: «Наблюдательность», «Свойства», «Признаки», «Тамграм», головоломки, логические задачи, кубики, шашки, развивающие книги, счётные палочки, магнитные доски.

     Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, это увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Мебель и оборудование должны быть расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (нет слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей); «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу; для чтения, прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно мягких «посадочных» мест.

Образовательная Область

«Речевое развитие»

    Центр развития речи способствует развитию речи ребёнка дошкольного возраста, обеспечивает возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка, комфортное состояние ребёнка в проявлении речевых реакций, развивает воображение, мышление.

    Центр расположен рядом с центром книги, оснащён должен поговорками, пословицами, сюжетными картинками, картинки сказочных героев, гимнастика для языка; дидактические игры «Что с начало, что потом», «Расскажи о животных», «Расскажи сказку», «Какой день» и др.

Должен быть подобран материал для закрепления звуковой культуры речи: плакат «Алфавит», магнитная азбука, альбом «Артикуляционная гимнастика»; дидактические игры: «Алфавит», «Найди звук», лото «Буквы и цифры», «Синонимы», «Найди и повтори».

Образовательная Область

«Художественно-эстетическое развитие».

    Центр музыки и театра расположен рядом с центром уединения, что способствует большему задействованию детей и формированию интереса к музыке, развитию творческих способностей. Насыщенность центра разнообразными театрами: теневой театр, наборы резиновых игрушек по сказкам, пальчиковый театр, театр на прищепках, перчаточный театр, театр Би-ба-бо, деревянный театр и др., помогает детям создавать свои сказки и истории, использовать декорации, сделанные совместно со взрослыми. Сказки могут сопровождаться музыкальными произведениями.  А также расположены музыкальные инструменты: погремушки, бубны, дудочки, гармошки, барабан и инструменты, сделанные руками детей, педагогов и родителей.

    Центр изобразительного творчества. В центре создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства: материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеёнки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки, и т.д.). Оснащение центра происходит в соответствии с темой недели и остается материал с прошлых 1-2 недель: наглядно -иллюстрационный материал; образцы декоративно-прикладного творчества; схемы поэтапного рисования и лепки; альбомы с репродукциями картин; раскраски. Для закрепления цвета и формы центр пополняется дидактическими играми: «Силуэты», «Найди кувшин», «Цветоугадайка», «Волшебные шарики», «Собери картинку» др.

Образовательная Область

«Физическое развитие».

    Центр физического развития. Центр способствует становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; представлений о видах спорта. Центр находится в доступном месте. Чтобы дети могли объединяться небольшими подгруппами для игр.

    Для игр на развитие мелкой моторики и профилактики плокостопия: мешочки с песком, массажные коврики, бросовый материал (шишки, крышки, карандаши),мячи- ёжики, эспандер.

     Для игр на физическое развитие подобраны: картотека подвижных игр; атрибуты к подвижным играм; ленточки; кегли; кольцеброс; гантели; скакалки; султанчики; мячи разных размеров мешочки для метания.

    Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

    Оборудование группового пространства обязательно должно соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

   В группе должна быть создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей.

   Особенностью детей старшего возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз поновому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья. Трансформируемость развивающей предметно-пространственной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

    Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

    С целью индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в раздевалке, группы должны иметь свое название и соответствующий стиль оформления. Например, на входной двери в группу должна быть вывеска с названием группы. На центральной стене должна находиться визитная карточка группы, стенды «Мир глазами детей», «Мы лепим», "Наше творчество", где выставляются работы детей.

    При входе в раздевалку должны находиться информационные стенды для родителей, которые являются неотъемлемой частью любой раздевалки, где скомпонованы разные направления. Это и меню, и расписание занятий, и режим дня, кармашки для текущих объявлений и рекомендаций. (материал сменный, в зависимости от комплексно-тематического планирования и запросов родителей).  

Однако все срочные и важные объявления, должны располагаться на самом видном специально оформленном месте. Смена информации не реже одного раза в месяц.

     В раздевалке располагаются зеркало, скамейки и шкафчики. На личном шкафчике каждого дошкольника размещена картинка.

     С целью индивидуализации педагогического процесса могут использоваться компоненты детской субкультуры. Например, уголок «Мое настроение», где отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня. Дети учатся определять не только свое настроение, но и настроение своих товарищей.  

      В заключении вышесказанного можно сделать вывод. Целенаправленно организованная развивающая предметно - пространственная среда в группе, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...

Проект: Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Проект:Развивающая предметно-пространственная среда в группе старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС...

Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста"

Статья направлена на изучение организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста...

Проект «Калейдоскоп возможностей» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства

Проект «Калейдоскоп возможностей»по созданию развивающей предметно-пространственной средыв группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства...

Семинар-практикум для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста

Материал знакомит педагогов с подходами построения предметно-пространственной среды в детском саду...