Семинар-практикум для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Материал знакомит педагогов с подходами построения предметно-пространственной среды в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум для педагогов ДОУ | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №14
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК
353910, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Суворовская, 32
8(8617)71-70-99, E-mail: mbdou14@bk.ru
Семинар-практикум для педагогов
«Организация РППС в группах старшего возраста»
Тряничева Н.Н.
2020-2021 уч. год
Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно-пространственной среды согласно требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации РППС;
- обеспечение подготовки к проектированию РППС;
- формирование умений проектировать и прогнозировать РППС в группах ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами говорим о развивающей предметно-пространственной среде в старших группах.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу с вязан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, свою значимость. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности (уголок здоровья и физического развития)
- центр конструирования
- центр музыкальной и театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха (уголок уединения)
- центр природы
Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.
- центр познавательной и исследовательской деятельности (экспериментирования)
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
А сейчас попробуем проанализировать РППС в группах ДОУ.
Предлагаю вам поиграть в игру "Закончи фразу". Я ее начинаю, а вы должны продолжить фразу: «Для меня РППС – это….»; «РППС создаётся с учётом….», «РППС выполняет функции….»
Итак, мы сказали, что РППС является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. Она выполняет функции образовательные, развивающие и воспитывающие. Создается с учетом индивидуальности каждого ребенка. Она должна быть развивающей и развивающейся.
У нас создалась атмосфера доброжелательного открытого общения друг с другом. И вновь игра «Разбейтесь по названному числу» Под музыку вы передвигаетесь по залу и как только музыка остановилась, я называю число, а Вы должны объединиться в группы по заданному числу. И так несколько раз. Последнее число то, на сколько человек должен поделиться коллектив.
Все мы с вами столкнулись с необходимостью создания развивающей среды своей группы, а вернее с изменением её традиционного содержания и обустройства. Перед началом каждого нового учебного года перед нами, перед педагогами стоит одна проблема «Как обновить и разнообразить среду для наших детей» Чем бы нам таким украсить стены, чтоб было незатратно, быстренько, интересно для детей, мы думаем, ломаем голову, скачиваем различные варианты.
Задание 1. Уважаемые коллеги, вспомните и запишите те положительные и отрицательные моменты, с которыми вы столкнулись при организации РППС. На одной доске группа "1" записывает положительные моменты, а группа "2" на другой доске записывает отрицательные моменты, а третья группа (старший воспитатель, заведующая, психолог) дополняет ответы обоих групп. Давайте зачитаем, что у нас получилось.
Вывод: Итак, мы отмечаем, что педагоги проделали большую работу и РППС с реализацией ФГОС изменилась, но проблемы есть, мы их знаем и определяем направления развития, но, как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Дискуссия. А что на ваш взгляд необходимо учесть в организации РППС, чтобы все дети могли себя чувствовать в ней хорошо? А как вы думаете, является ли РППС одним из компонентов образовательной среды? Ведущий: Вы правильно отметили, что при построении РППС, нужно учитывать психологический комфорт, поддержку индивидуальности каждого ребенка, принципы создания РППС, содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей, который требует принципиально новой организации деятельности педагога.
Думаю, что так же, как и я, вы находитесь в поиске не только дизайнерских находок, комфортного сочетания её элементов и центров. Просмотрев множество статей, фотографий, прочитав публикации, нашла интересную идею. Идея возможности объединить детей и родителей в создании среды своей группы. И ребенок будет рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающая личность. А так же поддерживается идея сообщества детей и взрослых, на равных правах включённых в образовательный процесс.
А учитывают ли взрослые интересы и желания самих детей? Насколько сама группа, её обстановка может быть интересна детям? Что для этого могут сделать сами дети? Какие интересные идеи могут быть у детей? Какие интересные идеи могут быть у родителей?
Задание 2. Группа «1» предлагает мероприятия по работе с родителями, группа «2» предлагает мероприятия по работе с детьми по созданию РППС в старших группах.
Хочется познакомить вас с выдержками из пособия для педагогов: «Методическое пособие для педагогов ДОО "Мы вместе сделаем этот мир намного интереснее. Создаем развивающую среду" Клименко Эльвира Игоревна, Воспитатель
Краснодарский край, город Новороссийск https://edu-time.ru/pub/111076
Мотив: в нашей группе не так интересно, как в других. Что можно сделать, чтобы в группе стало интересно? Меня заинтересовало, могу ли я сам что-то сделать? Как можно изменить мир вокруг себя. В нашем саду проходил клубный час, и мы путешествовали по детскому саду. В этих группах мне очень понравились необычные конструкции и уголки, где было очень интересно играть. Я был моряком на настоящем корабле, я держал штурвал. Я был механиком и создал для себя гоночный автомобиль, посетил волшебный лес, смог выступить не сцене, как настоящий артист и придя в свою группу я задумался, а почему у нас не так? мне стало интересно, только мне понравилось в других группах?! я стал задавать вопросы друзьям: Было ли интересно вам в других группах? Что вам понравилось?
Я провел опрос среди ребят моей группы.
Вывод: Сам ребёнок может сделать много интересного для своей группы и в ней станет интересно для всех ребят.
Заключение Цель моего исследования достигнута. В группе стало интересно играть. Появились интересные предметы.
Я познакомился с разными видами групп, их оформлением. Выбрал интересные идеи и смог это сделать с помощью родителей.
Моя гипотеза подтвердилась: я смог сделать группу интересной при помощи разных предметов.
Задание 3. И в конце нашего мероприятия я предлагаю разработать направления развития РППС. На это задание у Вас 2 минуты. Итак, первая группа начинает, вторая продолжают и дополняют. Третья – делает выводы.
Спасибо за ваши предложения.
Итак, сегодня мы с вами систематизировали наши знания в области РППС. Опираясь на принципы построения РППС в ДОУ, мы с вами выстроили модель организации развивающей среды к условиям нашего детского сада. В процессе проживания воспитанниками и педагогами в уже организованной РППС, она будет постоянно изменяться, трансформироваться и обогащаться с учетом интересов и потребности детей.
Притча «Рискнуть попробовать».
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» — спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Не бойтесь пробовать, будьте смелее и у нас все получится.
Рефлексия:
Возьмите лист бумаги нарисуйте свою ладонь. Каждый палец — это позиция, по которой надо будет дополнить предложение, высказать свое мнение: БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным… УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я узнала… СРЕДНИЙ – мне было трудно … БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы… МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Ощутите себя Волшебником, немного, совсем чуть-чуть, и обратите внимание на новые ощущения, появившиеся в ВАС и действуйте!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...
Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста
Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединенияПРС обеспечивает р...
«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста
Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...
Семинар практикум для педагогов.«Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»
laquo;Формирование развивающей предметно- пространственной среды в детских образовательных учреждениях в соответствии ФГОС ДО»...
Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Цель семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкол...
Доклад семинара-практикума для педагогов: СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
АДАПТАЦИЯ- это сложный процесс привыкания ребенка к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям и выработке новых умений и навыков....