Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу 01.01.2017 г. Данный документ устанавливает ряд компетенций, которыми должен обладать воспитатель для повышения качества образования в дошкольной организации (далее ДО).
Одна из профессиональных компетенций педагога согласно Профстандарта подразумевает способность организовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rpps.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста»
Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу 01.01.2017 г. Данный документ устанавливает ряд компетенций, которыми должен обладать воспитатель для повышения качества образования в дошкольной организации (далее ДО).
Одна из профессиональных компетенций педагога согласно Профстандарта подразумевает способность организовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Стандарт устремлен на поддержание детской инициативы, по этой причине среда должна удовлетворять потребность дошкольника в познавательном и социальном развитии.
Данная статья ориентирована на содействие воспитателям при организации группового пространства в соответствии с ФГОС ДО.
К компонентам РППС относятся помещения, задействованные для взаимодействия педагогов с детьми: музыкальный и спортивные залы, участок для прогулок, кабинеты узких специалистов, наглядно-образный материал, используемый на занятиях и пр.
Когда нормативные документы изучены, каким будет следующий шаг воспитателя? Как почерпнутые из стандартов знания перенести на практику?
Рассмотрим процесс организации РППС, соответствующей ФГОС ДО на примере старшей группы.
Воспитатель должен провести анализ на предмет инклюзии в группе, потому как стартовые возможности должны быть равными у здоровых детей и детей со статусом ОВЗ. Это необходимо, так как познавательные потребности этих категорий детей отличаются в плане психофизиологического развития.
Нужно помнить о том, что развивающая среда для детей со статусом ОВЗ не идентична для разных диагнозов (глухота, аутизм, ДЦП и пр.), поэтому задача воспитателя в тандеме с психологом или другими специалистами ДОУ выявить ключевые особенности определенного случая и обозначить основные потребности в организации РППС.
Следующий этап анализа – учет национально-культурного компонента. Существует народная пословица «Сколько людей, столько и мнений» - в данном случае ее можно перефразировать - «Сколько культур, столько и традиций», поэтому важно учесть особенности той или иной национальности при выстраивании образовательного процесса.
В каждой возрастной группе РППС будет отличаться содержанием, поскольку оно отражает возрастные особенности дошкольников на определенном этапе развития. Среда должна работать на поддержание детской инициативы и любознательности, поэтому при ее организации в старшей группе нужно учесть психические и физиологические потребности развития детей. Старший дошкольный возраст примечателен тем, что на шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это развитие речи, которое у большинства детей не препятствует взаимопониманию, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений о мире, которые он стремится осмыслить и упорядочить, и которыми жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Все эти факторы нужно учесть при организации РППС. Среда должна сработать на развитие и ни в коем случае не торможение или ступор.
ФГОС ДО предъявляет следующие требования к РППС:
- безопасность;
- доступность;
- содержательно-насыщенность;
- полифункциональность;
- трансформируемость;
- вариативность.
Остановимся на данных критериях поподробнее.
Технология здоровьесбережения является ключевой в дошкольном образовании, поэтому безопасности при организации РППС нужно уделить особое внимание. Весь игровой материал должен иметь сертификаты соответствия и быть гиппоаллергенен. Групповую мебель необходимо закрепить к стенам, обеспечив ее неподвижность.
Воспитатель должен помнить, что среда ориентирована на ребенка, поэтому не должно быть полок откуда «брать нельзя», шкафов с игрушками, которые под строгим запретом и пр. Весь материал должен быть расположен на уровне глаз воспитанников, в том числе цветы и наглядный материал. РППС должна быть для детей доступной.
Так как РППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО, должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также возможность для ребенка побыть одному, необходимо создать в группе уголок уединения. Он может представлять собой шалаш, домик, островок из ширм и пр. Задача воспитателя сделать это место наиболее комфортным, предусмотреть тот факт, что ребенок, находясь в уголке уединения, может захотеть прилечь или полистать книгу.
Скудность среды (недостаток игрового оборудования и наглядности, отсутствие оформленных центров активности) не только не будет способствовать развитию ребенка, но и есть риск того, что вызовет торможение. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что требование ФГОС ДО к РППС «содержательно-насыщенность» одно из основных. Существует термин «перенасыщение среды», что в свою очередь рассеивает внимание детей, поэтому важно выдержать баланс при работе с этим требованием.
Существует практика коллег, работающих на пилотной площадке ФГОС по организации РППС, которая направлена на развитие детской инициативы путем создания для них таких условий, когда ребенок начинает думать самостоятельно, включать фантазию. Условия самые простые и действенные – наряду с оформленным игровым материалом, в группе располагают бросовый и непрямой по назначению игровой материал, который вызывает у детей больший интерес, поскольку способствует «включению» изобретательности.
Еще одно из требований Стандарта к развивающей среде это полифункциональность. Возьмите привычный для себя и детей учебный стол, накройте его тканью, превратив его в дом для сюжетно-ролевой игры «семья» и покажите пример детям, как привычные вещи заиграют новыми красками и приобретут новые функции. Сегодня стулья нам нужны чтобы сидеть за столом, завтра – это ряды сидений автобуса, послезавтра – это американские горки.
Трансформируемость РППС – это умение преобразовывать пространство вокруг себя для конкретных действий. Задача воспитателя – научить этому ребенка, вместе с этим способствовать развитию нетривиального мышления.
Наполнять РППС нужно в соответствии с комплексным тематическим планированием, обеспечивая вариативность развивающей среды. Так, зайдя в группу на тематической неделе «Морские обитатели», в уголке природы можно увидеть макет аквариума, в книжном уголке – энциклопедии о рыбах, в творческом уголке – раскраски «морской риф». Следующая неделя - это новая тема, а значит и новые варианты наполнения РППС.
Воспитатель создает условия и направляет детей. Его работа по организации РППС не заканчивается тогда, когда он все разместил так, как написано в ФГОС ДО. Далее следует педагогическое наблюдение, которое определит динамику влияния так или иначе организованной РППС на дошкольников. Исходя из полученных наблюдений, воспитатель каждый день дорабатывает РППС. Если среда в группе будет организована в соответствие с ФГОС ДО, то результаты не заставят себя ждать – на выходе из детского сада мы увидим будущего первоклассника, проявляющего инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, уверенность в себе, способного выбирать себе род занятий - и это ценно.
Автор: Ладосеева Анастасия Вадимовна
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Профессиональный стандарт педагога ДО от 01.01.2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста
Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
В МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» разработана модель предметно-развивающей, коррекционной и оздоравливающей среды.Предметно-развивающая среда в группе «...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Организация развивающей предметно-пространственной срезы в группе
Создание центров развития в игровой комнате детского сада...