Проект «Добро пожаловать в детский сад!»
проект (младшая группа)
Данный проект направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Добро пожаловать в детский сад!» | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Добро пожаловать в детский сад!»
Актуальность проекта
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия, это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка, поступающего в дошкольную организацию, детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптационный период - серьёзное испытание для малышей 2-3 года жизни.
Данный проект направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям образовательной организации является всегда актуальной, потому что от того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность и беспокойство. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию.
Период привыкания детей к ДОО – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Наиболее приемлемой и эффективной формой решения задач адаптации детей в ДОО мы считаем педагогический проект, который позволяет глубоко проникнуть в проблему и создать наиболее оптимальные условия для успешной адаптации детей.
Проект «Добро пожаловать в детский сад!» позволит эффективно организовать педагогическую деятельность в период адаптации, последовательно и поэтапно разрешать поставленные задачи с помощью наиболее приемлемых методов, форм и средств в работе с детьми и их родителями.
Продолжительность проекта (3 месяца) позволяет, во-первых, всем детям пройти адаптацию, во-вторых, объединить и сплотить родительский коллектив, в-третьих, провести анализ проделанной работы и сделать выводы об эффективности и успешности организации педагогической деятельности в адаптационный период.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать социально-коммуникативные навыки детей.
2. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3. Создать благоприятную предметно пространственную среду для полноценного психического и физического развития детей.
Развивающие:
1. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
2. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.
3. Обеспечить развитие эмоциональных качеств.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание у детей взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
2. Воспитывать навык произвольного поведения.
3. Формировать культурно-гигиенические навыки, самостоятельность.
Вид проекта: социальный, групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь – декабрь 2023г
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Формы и методы
Наглядные | Показ, исполнение действий педагогом, наблюдение, работа по образцу, рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций в книгах. |
Игровые | Дидактические игры, пальчиковые игры, игры-ситуации, адаптационные игры на снятие эмоционального напряжения. |
Словесные | Беседы, чтение художественной литературы, потешек, стихотворений; |
Практические | Элементы телесной терапии. Позитивное приветствие вначале дня, «обмен улыбками». Демонстрация культуры общения, тактичность. |
Формы организации деятельности детей:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – организационно-подготовительный | ||
Мероприятия | Задачи | Сроки реализации |
Педагогический мониторинг детей | Определить уровень развития детей по пяти областям, возрастные и индивидуальные возможности детей | Сентябрь |
Подбор и изучение методической литературы по теме проекта, анализ литературных источников и материалов | Методическое обеспечение проекта | 1-2 неделя сентября |
Подбор художественной литературы, сюжетных картинок и иллюстраций | Информационное обеспечение проекта | 1-2 неделя сентября |
Изготовление картотеки адаптационных игр, подбор атрибутов для их проведения | Планирование работы в рамках проекта, совершенствование предметно-развивающей среды | 1-2 неделя сентября |
Изготовление картотеки подвижных игр, подбор и изготовление атрибутов для их проведения | Планирование работы в рамках проекта, совершенствование предметно-развивающей среды | 1-2 неделя сентября |
Изготовление картотеки дидактических игр на развитие гигиенических навыков, подбор муляжей средств личной гигиены | Планирование работы в рамках проекта, совершенствование предметно-развивающей среды | 1-2 неделя сентября |
Разработка и написание конспектов НОД, консультаций, памяток для родителей | Планирование работы в рамках проекта | 1-2- неделя сентября |
II этап – практический | ||
Мероприятия | Задачи | Сроки реализации |
Адаптационные игры: «Шли-шли… Что такое мы нашли?», «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя». | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 04.09.23 - 08.09.23 |
Беседа «Домик для моей одежды» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с индивидуальным шкафчиком в раздевалке | |
Подвижная игра «Веселые лягушата» | Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. | |
Разучивание потешки «Кто из нас хороший», потешки на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико», потешки на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» | Познакомить детей с фольклором, проговаривать отдельные слова, развитие речевого контакта | |
КГН - беседы с детьми на тему «Кто опрятен, тот приятен», «Зачем мы моем руки перед едой» | Содействовать воспитанию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков, развитие внимания, познание окружающего мира | |
Работа с родителями. Проведение родительского собрания «Адаптация ребенка к детскому саду» | Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей | |
Адаптационные игры: «Дай ручку», «Привет! Пока» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 11.09.23-15.09.23 |
Беседа «Игрушки, которые живут в нашей группе» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с игрушками в группе | |
Подвижная игра «Воронята» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом | |
Чтение художественной литературы - «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации» Громова О. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, речевого слуха, знакомство с детским садом | |
КГН - рассматривание с детьми предметных картинок по теме «Средства личной гигиены» | Продолжать содействовать воспитанию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков | |
Работа с родителями. Памятка для родителей «Ребенок идет в детский сад. Как легче пройти адаптацию». | Привлечь родителей к приобретению некоторых знаний по адаптации ребенка к новым условиям | |
Адаптационные игры: «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 18.09.23-22.09.23 |
Беседа «Кого как зовут». | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с детьми в группе | |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Разучивание потешки «Не плачь, не плачь, детка...», потешка на умывание: «Закатаем рукава, открываем кран - вода.», потешка на завтрак: «Это - ложка, это – чашка». | Познакомить детей с фольклором, проговаривать отдельные слова, развитие речевого контакта | |
КГН - игровые ситуации: «Моем чисто руки и лицо», «Научим куклу Катю умываться» | Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности | |
Работа с родителями. Консультация для родителей «Что нельзя приносить ребенку в детский сад». | Проинформировать родителей о вещах, запрещенных в детском саду | |
Адаптационные игры: «Лови мячик!», «Петрушка» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 25.09.23-29.09.23 |
Беседа «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца…» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с умывальной комнатой | |
Подвижная игра «Мы с ребятками гуляем» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Чтение художественной литературы - «Иду в детский сад» Синявский П.А. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, речевого слуха, знакомство с детским садом | |
КГН - дидактическая игра «Водичка, водичка» | Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания | |
Адаптационные игры: «Котенок», «Солнечный зайчик» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 02.10.23-06.10.23 |
Беседа «Детский сад – мой дом родной» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с детским садом и людьми, которые здесь работают, обеспечивают помощь, поддержку и заботу о детях | |
Подвижная игра «Птички и автомобиль» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Чтение художественной литературы - «Веселые пряталки в детском саду» Адрианова М | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, речевого слуха, знакомство с детским садом | |
КГН - игровые ситуации: «В гостях у феи Чистоты», «Покупаем малыша в ванночке» | Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности | |
Адаптационные игры: «Платочек», «Хлопушки» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. | 09.10.23-13.10.23 |
Беседа «Кроватка ждет тебя, малыш!» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, познакомить со спальной комнатой | |
Подвижная игра «Веселый паровозик» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Чтение художественной литературы - стихи А.Барто из цикла «Игрушки» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с игрушками, имеющимися в группе. | |
КГН - дидактическая игра «Алгоритм умывания» | Развивать культурно-гигиенические навыки | |
Работа с родителями. Папка-передвижка: «Значение режима дня в жизни ребенка» | Проинформировать родителей о значении режима дня в жизни ребенка, привлечь родителей придерживаться режима дня в домашних условиях | |
Адаптационные игры: «Киса, Киса! Брысь!», «Тритатушки — три-та-та!» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 16.10.23-20.10.23 |
Беседа «Чудо-вещи вокруг нас». | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, познакомить с предметами для познавательно-исследовательской деятельности, которые располагаются в группе | |
Подвижная игра «Зайчики и лисичка» | ||
Чтение художественной литературы - «Я иду к детский сад. Проблемы адаптации» Овсепян К.Р. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом | |
КГН - разучивание пальчиковой игры «Вода» на тему умывания | Активизировать движение пальцев рук, развитие мелкой моторики, речевое развитие | |
Адаптационные игры: «По ровненькой дорожке», «Качели» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 23.10.23-27.10.23 |
Беседа «Как дети полюбили ходить в детский сад» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым | |
Подвижная игра «Волшебный платок» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Чтение художественной литературы -«Мой детский сад» Печерская А.Н. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом | |
КГН - дидактическая игра «Сделаем лодочки» | Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. | |
Адаптационные игры: «Часики», «Догоню-догоню» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 30.10.23-03.11.23 |
Беседа «Зачем дети ходят в детский сад?» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым | |
Подвижная игра «Мы с ребятками гуляем» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Чтение художественной литературы - «Маленький Белый кролик идет в детский сад» Флури М. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом | |
КГН - дидактическая игра «Умывалочка» | Учить ребенка умываться, речевое развитие посредством повторения потешки. | |
Подготовка фотовыставки «Здравствуй, детский сад!» | Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации | |
Адаптационные игры: «Покружимся», «Прячем мишку» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 06.11.23-10.11.23 |
Беседа «Я – твой друг, и ты – мой друг» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым | |
Подвижная игра «Веселые лягушата» | Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений | |
Чтение художественной литературы - «Конни идет в детский сад» Шнайдер Л. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом | |
КГН - дидактическая игра «Носики-курносики» | Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком. | |
Адаптационные игры: «Поезд», «Игра с собачкой» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 13.11.23-17.11.23 |
Беседа «Детский сад – мой дом родной» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с детским садом и людьми, которые здесь работают, обеспечивают помощь, поддержку и заботу о детях | |
Подвижная игра «Пузырь» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Чтение художественной литературы - «Зайка идет в садик» Громова О. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом | |
КГН - игровые ситуации: «Покажем кукле, как мы кушаем», «Напоим куклу чаем» | Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности | |
Работа с родителями. Консультация для родителей «Личная гигиена дошкольника» | Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков в домашних условиях | |
Адаптационные игры: «Кто в кулачке?», «Покатаемся на лошадке» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 20.11.23-24.11.23 |
Беседа «Как дети полюбили ходить в детский сад» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым | |
Подвижная игра «Вот летали птички» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Разучивание потешки на умывание «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…», потешки на одевание: «Вот они, сапожки…», потешки на обед: «Это - ложка, это-чашка.» | Познакомить детей с фольклором, проговаривать отдельные слова, развитие речевого контакта | |
КГН - дидактическая игра «Алгоритм умывания» | Воспитание культурно-гигиенических навыков | |
Адаптационные игры: «Приходите ко мне в гости» | Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта | 27.11.23-01.12.23 |
Беседа «Любимые игрушки в детском саду» | Развитие речевого контакта ребенка со взрослым | |
Подвижная игра «Самолеты» | Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры | |
Чтение художественной литературы - «Мой детский сад» Печерская А.Н. | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом | |
КГН - дидактическая игра «Что нужно кукле» | Воспитание культурно-гигиенических навыков | |
III этап – заключительный | ||
Итоговое мероприятие «Мишка идет в детский сад» | Закрепить у детей навыки социального взаимодействия, культурно-гигиенические навыки, положительное эмоциональное настроение. | Ноябрь - Декабрь |
Анализ проектной деятельности, подведение итогов проведенных мероприятий |
Результат проекта
1. Сокращен срок психологической адаптации детей к детскому саду, сформированы чувство защищенности и доверия при контакте с педагогами.
2. Повышена психолого-педагогическая компетентности родителей в вопросах адаптации, воспитания и развития детей.
3. Установлены партнерские, доверительные отношения с семьями воспитанников.
4. Родители принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
5. У воспитанников сформированы положительные ассоциации, связанные с посещением детского сада.
6. У детей сформированы навыки взаимодействия со сверстниками и педагогами.
7. Предметно-развивающее пространство оснащено учебно-методическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2003.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.-Воронеж.: Учитель, 2006.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева и др. –М.:Линка-Пресс, 2001.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:ВЛАДОС, 2002.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для детей младшей и подготовительной к школе группы "Добро пожаловать в детский сад"
Данный сценарий праздника посвящения в дошколята, который проводится в начале младшей группы....
Информация для родителей "Добро пожаловать на детский праздник"
Информация для родителей "Добро пожаловать на детский праздник"...
Педагогический проект «Добро пожаловать в наш детский сад»
Организация педогогической деятельности в период адаптации....
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....
Приложение к Проекту Добро пожаловать в детский сад!
Приложения...