Проект «Добро пожаловать в детский сад!»
проект (младшая группа)

Лебедева Ольга Николаевна

Данный проект направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Добро пожаловать в детский сад!»

Актуальность проекта

   Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия, это приспособление организма к новой обстановке.  Для ребенка, поступающего в дошкольную организацию, детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптационный период - серьёзное испытание для малышей 2-3 года жизни.

    Данный проект направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

     Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям образовательной организации  является всегда  актуальной, потому что от того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

     Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

     Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность и беспокойство. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию.

    Период привыкания детей к ДОО – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

      Наиболее приемлемой и эффективной формой решения задач адаптации детей в ДОО мы считаем педагогический проект, который позволяет глубоко проникнуть в проблему и создать наиболее оптимальные условия для успешной адаптации детей.

     Проект «Добро пожаловать в детский сад!» позволит эффективно организовать педагогическую деятельность в период адаптации, последовательно и поэтапно разрешать поставленные задачи с помощью наиболее приемлемых методов, форм и средств в работе с детьми и их родителями.

      Продолжительность проекта (3 месяца) позволяет, во-первых, всем детям пройти адаптацию, во-вторых, объединить и сплотить родительский коллектив, в-третьих, провести анализ проделанной работы и сделать выводы об эффективности и успешности организации педагогической деятельности в адаптационный период.

Цели и задачи проекта

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Формировать социально-коммуникативные навыки детей.

    2. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

    3. Создать благоприятную предметно пространственную среду для полноценного психического и физического развития детей.

Развивающие:

    1. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    2. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    3. Обеспечить развитие эмоциональных качеств. 

Воспитательные:

1. Воспитывать желание у детей взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

2. Воспитывать навык произвольного поведения.

3. Формировать культурно-гигиенические навыки, самостоятельность.

Вид проекта: социальный, групповой, долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь – декабрь 2023г

 Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Формы и методы

Наглядные

Показ, исполнение действий педагогом, наблюдение, работа по образцу, рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций в книгах.

Игровые

Дидактические игры, пальчиковые игры, игры-ситуации, адаптационные игры на снятие эмоционального напряжения.

Словесные

Беседы, чтение художественной литературы, потешек, стихотворений;

Практические

Элементы телесной терапии.

Позитивное приветствие вначале дня, «обмен улыбками». Демонстрация культуры общения, тактичность.

Формы организации деятельности детей:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап – организационно-подготовительный

Мероприятия

Задачи

Сроки реализации

Педагогический мониторинг детей

Определить уровень развития детей по пяти областям, возрастные и индивидуальные возможности детей

Сентябрь

Подбор и изучение методической литературы по теме проекта, анализ литературных источников и материалов

Методическое обеспечение проекта

1-2 неделя сентября

Подбор художественной литературы, сюжетных картинок и иллюстраций

Информационное обеспечение проекта

1-2 неделя сентября

Изготовление картотеки адаптационных игр, подбор атрибутов для их проведения

Планирование работы в рамках проекта, совершенствование предметно-развивающей среды

1-2 неделя сентября

Изготовление картотеки подвижных игр, подбор и изготовление атрибутов для их проведения

Планирование работы в рамках проекта, совершенствование предметно-развивающей среды

1-2 неделя сентября

Изготовление картотеки дидактических игр на развитие гигиенических навыков, подбор муляжей средств личной гигиены

Планирование работы в рамках проекта, совершенствование предметно-развивающей среды

1-2 неделя сентября

Разработка и написание конспектов НОД, консультаций, памяток для родителей

Планирование работы в рамках проекта

1-2- неделя сентября

II этап – практический

Мероприятия

Задачи

Сроки реализации

Адаптационные игры: «Шли-шли… Что такое мы нашли?», «Загляни ко мне в окошко и назови своё имя».

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

04.09.23 - 08.09.23

Беседа «Домик для моей одежды»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с индивидуальным шкафчиком в раздевалке

Подвижная игра «Веселые лягушата»

Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Разучивание потешки «Кто из нас хороший», потешки на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико», потешки на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…» 
 

Познакомить детей с фольклором, проговаривать отдельные слова, развитие речевого контакта

КГН -  беседы с детьми на тему «Кто опрятен, тот приятен», «Зачем мы моем руки перед едой»

Содействовать воспитанию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков, развитие внимания, познание окружающего мира

Работа с родителями. Проведение родительского собрания «Адаптация ребенка к детскому саду»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей

Адаптационные игры: «Дай ручку», «Привет! Пока»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

11.09.23-15.09.23

Беседа «Игрушки, которые живут в нашей группе»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с игрушками в группе

Подвижная игра «Воронята»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, формировать у детей умение двигаться в соответствии с тексом

Чтение художественной литературы  - «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации» Громова О.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, речевого слуха, знакомство с детским садом

КГН -  рассматривание с детьми предметных картинок по теме «Средства личной гигиены»

Продолжать содействовать воспитанию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков

Работа с родителями. Памятка для родителей «Ребенок идет в детский сад. Как легче пройти адаптацию».

Привлечь родителей к приобретению некоторых знаний по адаптации ребенка к новым условиям

Адаптационные игры: «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

18.09.23-22.09.23

Беседа «Кого как зовут».

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с детьми в группе

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Разучивание потешки «Не плачь, не плачь, детка...», потешка на умывание: «Закатаем рукава, открываем кран - вода.», потешка на завтрак: «Это - ложка, это – чашка».

Познакомить детей с фольклором, проговаривать отдельные слова, развитие речевого контакта

КГН - игровые ситуации: «Моем чисто руки и лицо», «Научим куклу Катю умываться»

Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности

Работа с родителями. Консультация для родителей «Что нельзя приносить ребенку в детский сад».

Проинформировать родителей о вещах, запрещенных в детском саду

Адаптационные игры: «Лови мячик!», «Петрушка»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

25.09.23-29.09.23

Беседа «Для чего нужны горшочки, мыло, полотенца…»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с умывальной комнатой

Подвижная игра  «Мы с ребятками гуляем»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Чтение художественной литературы  - «Иду в детский сад» Синявский П.А.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, речевого слуха, знакомство с детским садом

КГН - дидактическая игра «Водичка, водичка»

Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания

Адаптационные игры: «Котенок», «Солнечный зайчик»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

02.10.23-06.10.23

Беседа «Детский сад – мой дом родной»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с детским садом и людьми, которые здесь работают, обеспечивают помощь, поддержку и заботу о детях

Подвижная игра «Птички и автомобиль»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Чтение художественной литературы  - «Веселые пряталки в детском саду» Адрианова М

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, речевого слуха, знакомство с детским садом

КГН - игровые ситуации: «В гостях у феи Чистоты», «Покупаем малыша в ванночке»

Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности

Адаптационные игры: «Платочек», «Хлопушки»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

09.10.23-13.10.23

Беседа «Кроватка ждет тебя, малыш!»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, познакомить со спальной комнатой

Подвижная игра «Веселый паровозик»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Чтение художественной литературы  - стихи А.Барто из цикла «Игрушки»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с игрушками, имеющимися в группе.

КГН - дидактическая игра «Алгоритм умывания»

Развивать культурно-гигиенические навыки

Работа с родителями. Папка-передвижка: «Значение режима дня в жизни ребенка»

Проинформировать родителей о значении режима дня в жизни ребенка, привлечь родителей придерживаться режима дня в домашних условиях

Адаптационные игры: «Киса, Киса! Брысь!», «Тритатушки — три-та-та!»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

16.10.23-20.10.23

Беседа «Чудо-вещи вокруг нас».

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, познакомить с предметами для познавательно-исследовательской деятельности, которые располагаются в группе

Подвижная игра «Зайчики и лисичка»

Чтение художественной литературы - «Я иду к детский сад. Проблемы адаптации» Овсепян К.Р.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом

КГН - разучивание пальчиковой игры «Вода» на тему умывания

Активизировать движение пальцев рук, развитие мелкой моторики, речевое развитие

Адаптационные игры: «По ровненькой дорожке», «Качели»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

23.10.23-27.10.23

Беседа «Как дети

полюбили ходить в

детский сад»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым

Подвижная игра «Волшебный платок»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Чтение художественной литературы -«Мой детский сад» Печерская А.Н.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом

КГН - дидактическая игра «Сделаем лодочки»

Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Адаптационные игры: «Часики», «Догоню-догоню»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

30.10.23-03.11.23

Беседа «Зачем дети ходят в детский сад?»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым

Подвижная игра «Мы с ребятками гуляем»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Чтение художественной литературы - «Маленький Белый кролик идет в детский сад» Флури М.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом

КГН - дидактическая игра «Умывалочка»

Учить ребенка умываться, речевое развитие посредством повторения потешки.

Подготовка фотовыставки «Здравствуй, детский сад!»

Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации

Адаптационные игры: «Покружимся», «Прячем мишку»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

06.11.23-10.11.23

Беседа «Я – твой друг, и ты – мой друг»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым

Подвижная игра «Веселые лягушата»

Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений

Чтение художественной литературы - «Конни идет в детский сад» Шнайдер Л.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом

КГН - дидактическая игра «Носики-курносики»

Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Адаптационные игры: «Поезд», «Игра с собачкой»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

13.11.23-17.11.23

Беседа «Детский сад – мой дом родной»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым, знакомство с детским садом и людьми, которые здесь работают, обеспечивают помощь, поддержку и заботу о детях

Подвижная игра «Пузырь»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Чтение художественной литературы - «Зайка идет в садик» Громова О.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом

КГН - игровые ситуации: «Покажем кукле, как мы кушаем», «Напоим куклу чаем»

Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности

Работа с родителями. Консультация для родителей «Личная гигиена дошкольника»

Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков в домашних условиях

Адаптационные игры: «Кто в кулачке?», «Покатаемся на лошадке»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

20.11.23-24.11.23

Беседа «Как дети

полюбили ходить в

детский сад»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым

Подвижная игра «Вот летали птички»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Разучивание потешки на умывание

«Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…», потешки на одевание: «Вот они, сапожки…», потешки на обед: «Это - ложка, это-чашка.»

Познакомить детей с фольклором, проговаривать отдельные слова, развитие речевого контакта

КГН - дидактическая игра «Алгоритм умывания»

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Адаптационные игры: «Приходите ко мне в гости»

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта

27.11.23-01.12.23

Беседа «Любимые игрушки в детском саду»

Развитие речевого контакта ребенка со взрослым

Подвижная игра «Самолеты»

Развитие у детей положительного эмоционального настроя, познакомить детей с ходом игры, обучить правилам проведения игры

Чтение художественной литературы - «Мой детский сад» Печерская А.Н.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, развитие внимания, знакомство с детским садом

КГН - дидактическая игра «Что нужно кукле»

Воспитание культурно-гигиенических навыков

III этап – заключительный

Итоговое мероприятие «Мишка идет в детский сад»

Закрепить у детей навыки социального взаимодействия, культурно-гигиенические навыки, положительное эмоциональное настроение.

Ноябрь - Декабрь

Анализ проектной деятельности, подведение итогов проведенных мероприятий

Результат проекта

1. Сокращен срок психологической адаптации детей к детскому саду, сформированы чувство защищенности и доверия при контакте с педагогами.

2.  Повышена психолого-педагогическая компетентности родителей в вопросах адаптации, воспитания и развития детей.

3.  Установлены партнерские, доверительные отношения с семьями воспитанников.

4.  Родители принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

5.  У воспитанников сформированы положительные ассоциации, связанные с посещением детского сада.

6.  У детей сформированы навыки взаимодействия со сверстниками и педагогами.

7.  Предметно-развивающее пространство оснащено учебно-методическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
  2. Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.-Воронеж.: Учитель, 2006.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева и др. –М.:Линка-Пресс, 2001.
  5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:ВЛАДОС, 2002.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.  – М.: Просвещение, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей младшей и подготовительной к школе группы "Добро пожаловать в детский сад"

Данный сценарий праздника посвящения в дошколята, который проводится в начале младшей группы....

Информация для родителей "Добро пожаловать на детский праздник"

Информация для родителей "Добро пожаловать на детский праздник"...

Педагогический проект «Добро пожаловать в наш детский сад»

Организация педогогической деятельности в период адаптации....

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....