"Необходимость и актуальность правового воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе."
консультация
Консультация для родителей и педагогов по правовому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость и актуальность правового воспитания детей
дошкольного возраста в современном обществе
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989). ( Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.)
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и
правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм
нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими
людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и
уважения не зависимо от ситуации.
Этапы правового воспитания детей:
I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам
поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные
отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по
развитию коммуникативных способностей детей; формирование
нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои
поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-
правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с
понятием «право».
.
Основные понятия правового воспитания
Правовое воспитание дошкольников–это именно тот важный момент, который нельзя упустить. Если детям правильно объяснить то, какие именно поступки являются хорошими, а какие плохими, то можно избежать массы проблем в будущем. Именно в столь юном возрасте у ребенка закладываются столь важные понятия, как любовь к порядку, уважение других людей и т.д.
Правового воспитания – это развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.
Очень важно чтобы ребенок осознавал, что он имеет право на любовь, внимание и заботу со стороны взрослых. Малыш должен быть защищен от любых видов насилия. Очень важно объяснять ребенку, что такие простые вещи, как нормальный уровень жизни и отдых – это то, на что он имеет право.
Правовое воспитание дошкольников – это фундамент для развития всего общества. Дети являются самым дорогим кладом общества, и это не зависит от политического строя или религии. Педагоги, которые это понимают, поставлены перед решением самой важной проблемы, а именно защиты прав ребенка.
- азличных ситуаций).
3 . Направления работы по правовому воспитанию
Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребенка – это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Успешность работы по этой проблеме во многом зависит и от подготовки педагогических кадров. Поэтому работа по реализации программы была разбита на три этапа.
Работа с коллктивом в ДОУ
Для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также для повышения правовой культуры воспитателей и их квалификации в этой области было разработано перспективное планирование специальной методической работы, после проведения которой можно было перейти к следующему этапу.
Работа с родителями
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились консультации для родителей "Права ребенка – соблюдение их в семье"
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Работа с детьми.
Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). Нормативно-целевым ориентиром в образовательной работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребенка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
4. Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
- Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
- Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
- Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
- Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".ИГРЫ по правовому воспитанию.
1.« Чудо ёлочка» - родители и дети встают в круг. Каждому участнику предлагается выбрать игрушку, того цвета который у него ассоциируется с семьёй ,и прикрепить на ёлочку. Каждый участник высказывается о своём выборе.
2.Упражнение « Что такое семья?» Участники делятся на две команды предлагается высказывать свои варианты о семье. ( поддержка. Взаимопонимание, ответственность. Близкие, родные т.д.
3.Упражнение « Знакомство» ( участники работают в паре родитель –ребёнок) необходимо собеседнику любую информацию о себе, с помощью которой ваш партнёр мог бы позже представить вас всем участникам. Когда все участники обсудили друг о друге информацию в парах- представляют друг друга всей группе.
4.« Представление семья» Каждый из участников получает индивидуальное задание. Взрослые создают рисунок « Наша семья. А дети изображают на листе чем семья любит заниматься.
5.Упражнение « Комплименты» Каждому участнику необходимо высказать несколько комплиментов друг другу Взрослый – ребёнок.
6.Упражнение «Пожелания» Каждый участник дарит своему соседу пожелания.
Как можно пожалеть?
Как и чем можно порадовать близких?
Как можно понять настроение человека.
7. «Я имею право» - набор сюжетных картинок по статьям Конвенции ООН о правах, картинки с изображением ситуаций ( ребёнок катается на велосипеде, поливает ,т.д. ) дети берут картинки и объясняют свой выбор.
8. « Назови одним словом»
Лена, Катя, Света- имена девочек
Костя, Кирилл, Коля. Саша- имена мальчиков
Иванов, Петров, сидоров - фамилии
Николаевна, Васильевна, - отчество
Мама, брат, сестра. Брат - семья.
9. «Четвёртый лишний»
Настя, Таня, Люба, Миша
Коля, Толя, Аня, Вася.
Иван, Анатолий, Петя, Федор.
Ивановна, Аркадий, Васильевна Николаевна.
10. « Я не должен» Цель - разграничить понятия могу, дожжен, хочу. Совершенствовать о социальных нормах, серии картинок, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями взрослый – ребёнок, ребёнок- ребёнок, ребёнок - окружающий мир.
11. «Назови по другому» Учить развивать речь . мышление, учить обращаться к сверстникам по разному Оля- Оленька, Ольга, Лёля, Олюшка .
12. « Полное имя» первый вариант воспитатель называет не полную форму- а дети неполную Яша – Яков ,Миша – Михаил. Коля- Николай. Воспитатель называет полное . а дети Екатерина - Катя.
13. Игры с мячом « Я знаю пять имён»
14. «Кто где живёт» Цель закреплять знания о странах. Народах. Которые живут на земле. Дети встают в круг воспитатель кидает мяч Америка- американцы
15. Игра « Вопрос – ответ» закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека. Дети двигаются под музыку, останавливаются , ребёнок должен найти пару и задать вопрос, твоя любимая еда. Твой любимый цвет,, игрушка. Время года. есть братья и сестры, куда хотел бы отправиться в путешествие..
16 « Назови ласково» познакомить с ласковыми именами.
17.» Узнай меня» - закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности. Уважению к мнению другого человека.
18. « Кому какой дом?2- закрепить название жилища, зверей. насекомых. понять , что животные имеют право на жильё, медведь - берлога, волк- логово. Птица – гнездо. Белка- дупло
19. « Я ЖИВУ» ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ДОМЕ. адресе
20. Игра « На одну букву» цель учить находить предметы, которые начинаются на одну букву, выяснить . что знают это потому что каждый ребёнок имеет право на образование.
21. « Я умею» закрепить представление детей о праве на жизнь, уточнить , что жизнь дана на добрые дела
13 игра закреплять знания о праве на имя. Начертить круг . водящий в кругу с завязанными глазами, он старается поймать и узнать ребёнка.
22. « народная игра « Жмурки» в кругу»закрепить знания детей о праве на имя. начертить круг. Водящий в кругу с завязанными глазами. Он старается поймать и узнать ребёнка.
23. « Игра - помогаю взрослым» закрепить знания об обязанностях. Ребёнок с помощью движений показывают как они помогают взрослым. А дети угадывают.
24. « Закончи фразу» Мне хорошо . когда ……..
Игры знакомящие детей со службами экстренной помощи.
- Скорая помощь» Учить детей в случае необходимости звонить в службу медицинской помощи.
- « если возник пожар» знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнём»
Дети становятся в круг. В центре воспитатель. Он поизносит стихотворение, не договаривая последнего слова., передаёт шар одному из детей, ребёнок досказывает передаёт другому..
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар.
Ввысь взмывал сигнальный шар-
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём бесчестны люди
Где взовьётся в небо шар. Там всегда грозить нам будет
Злой безжалостный ( пожар)
Раз, два, три , четыре, у кого пожар в ( квартире)
Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг.
Красный отблеск пробегает. Кто со спичками ( играет)
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил бельё ( над газом)
Пламя прыгнуло в траву, кто у дома жёг ( листву)
Дым увидел не зевай и пожарных ( вызывай)
Помни каждый гражданин - это номер - 01
Игры умеющие оценивать других с позиции доброжелательности.
« Снежная королева» помочь ребёнку увидеть положительные черты .Вспомнить сказку « Снежная королева» Воспитатель говорит , что есть продолжение этой сказки, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.. педагог первым примеряет очки и даёт образец описания 2-3 детей
- «Угадай . кто - это» учить мысленно воспроизводить образы и описывать их индивидуальные особенности.. Рассказчик описывает одного из детей: внешность, одежду. Характер. склонность к тем или иным затеям. Дети угадывают. Тот кто догадался первым выводит этого ребёнка и они танцуют под музыку.
- « Колобок» развивать коммуникативные навыки , воображение, адаптироваться в социальном мире. Дети встают в круг и передают мяч друг другу. Тот к кому попадает колобок должен задать вопрос Например : « как тебя зовут? Я знаю из какой ты сказки. Колобок давай с тобой дружить. т.д.
- « Поводырь» развивать чувство ответственности за другого человека. В комнате расставлены предметы препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведущий ведёт ведомого с завязанными глазами рассказывая как двигаться : переступи через кубик. Обойди стул.
- « Приятные воспоминания формировать умение внимательно выслушивать сверстников. Не спешить говорить о себе, если собеседник не высказался. Предложить рассказать о любимой игрушке. О том как провели отпуск с родителями.. Предупредить . чтобы слушали внимательно. После выслушанных ответов педагог спрашивает : Где отдыхал Вася? Что подарили Сереже т.д.?
Игровые упражнения способствующие развитию коммуникативных навыков.
- Солнечные лучики» Воспитатель и дети вытягивают вперёд руки и соединяют их над изображением солнца.
Первый лучик, . нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принёс в своих ладонях теплоту и частицу солнца.
2.« Дружные ладошки дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться с помощью ладоней, показывая как можно это сделать.
Мы ладонь к ладони приложили
И всем дружбу свою предложили ( Соединяют руки)
Будем дружно мы играть,
Чтобы умными и добрыми стать. ( поднимают руки вверх)
Мы друг друга обижаем ? нет. Нет. Нет.
Мы друг друга уважаем ? да. Да. Да. ( размыкают руки) затем дети по кругу делают комплименты: поочерёдно берут ладони соседа и говорят что – то приятное ( Как ты красива в этом платье, . Мне нравится твоя добрая улыбка)
3 « Круг друзей» дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг, Я –твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! Улыбаясь берутся за руки. Поднимают вверх и произносят слова: « Один за всех , и все за одного!
4« Клубочек ласковых имён» Дети стоят в кругу .Воспитатель показывает клубок с наклеенными глазами и ртом, что этот клубок поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают его и называют друг друга ласковыми иенами
Клубочек другому передаю
И ласково имя его назову..
5« Узел дружбы» дети встают в круг воспитатель предлагает завязать узел дружбы: протягивает ладонь. Дети кладут на неё свои ладони Вот какой крепкий узел получился. Он поможет нам дружить и помогать друг другу.
6«Секрет» Воспитатель объясняет: Я открою вам секрет. Чтобы обида не мешала дружбе. Нужно рассказать об этой обиде, тогда обиженному станет легче. А обидчик будет знать за что вы на него обиделись.
Не сердись улыбнись крепче за руки возьмись
Ты меня извини и обиды не держи.
Игры - которые помогут решить проблемные задачи, поиск решений от своего имени.
« Чьи права нарушены?, « Назови права героев», « Выбери право», « Кто больше7», « Назови – не ошибись», « Я начну - а ты продолжи», « Спасите Чиполино», « Как исправит Бармалея», « Помогите Буратино», « Найди ошибку и исправь»,» Выбери нужный ответ», « Подбери
- Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
- Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Для усвоения правового воспитания информации детям презентуют разные рассказы, книги с рисунками или просто интересные буклеты о том, что такое нарушение прав, как правильно и неправильно поступать. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.
5.Формирование у детей элементарных представлений о правах.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях
Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...
Сценарий развлечения по правовому воспитанию детей дошкольного возраста "Есть у всех детей права..."
Конспект сценария по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста «Есть у всех детей права…» Задачи: 1. Познавательное развитие: Дать детям представление об их правах и обязанностях. Развив...
Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей "Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста"...
долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...
Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей»
При подготовке к проекту обратила внимание на создание среды в старшей группе. Был проведен подбор методических пособий по воспитанию у детей культуры поведения, на формирование семей...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...
РМО "Актуальные проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе"
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на...