Семинар: Парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
методическая разработка

Казакова Лидия Владимировна

Познакомить  педагогов с парциальной программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», а также с системой формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Повышать компетентности педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ot_frebelya_do_robota.docx431.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Бабушкин

муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

СЕМИНАР

 ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ  БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

Старший воспитатель

 Казакова Л.В.

г. Бабушкин 2022

Семинар: Парциальная программа

«От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Цель:

Познакомить  педагогов с парциальной программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», а также с системой формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Повышать компетентности педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста.

Повестка:

1. Вступительное слово

2. Анализ  программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

3. Мастер-класс от педагогов

4. Решение

«Люди сами загоняют себя в рамки,

недооценивая свои возможности.

Не бойтесь рискнуть

выйти за пределы своего комфорта.

И Вы увидите, что

ваши возможности безграничны»

(Муххамед Али)

Ход семинара

  1. Вступительное слово

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая невозможна без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Современный инженер должен уметь создать всю цепочку: исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – эксплуатация. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства.

Мы знаем, что профессия это способ самореализации, основа благополучия, а нередко и смысл жизни. Некоторые люди с детства знают кем хотят стать. И зачастую выбор профессии у них складывается в играх или на занятиях в детском саду. Именно выбор профессии во многом определяет, насколько счастливой окажется взрослая жизнь вчерашнего школьника или студента. Как совместить навыки и интересы, чтобы в будущем ребенок был востребован на современном рынке труда? Как подготовить к профессии ребенка уже сейчас, чтобы он стал профессионалом через 20 лет?

Теоретическим обоснованием решения этой проблемы является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в 2015 году.  Именно Концепция – 2015 актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Где ребенок может одновременно обучаться, проявить        техническое творчество,        проявить        инженерно-конструкторское мышление. В этом поможет парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

В наше время довольно много профессий находятся на стыке инженерии, технического творчества и других областей знаний: дизайнер виртуальной среды, адвокат по роботоэтике, аналитик «Интернета вещей», инженер по восстановлению окружающей среды, инженерия промышленного производства, проектировщики шаблонов 3Д и т.д.

  1. Анализ  программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Парциальная образовательная программа ДО «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» дает возможность развитию детского технического творчества в дошкольном образовании. Авторы программы: к.п.н. Волосовец Т.В., к.п.н. Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Программа дает возможность развивать способность каждого ребенка, формирует первичное представление о мире профессий.

Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» тоже        не        случайно.        Это        своего        рода        эволюция        видов конструкторов: игровой        набор «Дары     Фрёбеля» - конструкторы - робототехника.

Основной целью Программы        является        разработка        системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами     игрового оборудования в  соответствии     с     ФГОС  дошкольного образования.

Задачи:

1) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому,        организационно-методическому        и        дидактическому обеспечению);

2) формировать основы технической грамотности воспитанников;

3) развивать технические и конструктивные умения в спецефических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению        технических        наук  средствами игрового оборудования.

Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вариативная часть ООП).

Парциальная образовательная программа дошкольного образования «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» (Программа) это принципиально новый уровень подходов к развитию технического творчества в ДО, имеющая методическое сопровождение.   Ключевые установки при реализации программы:

  • Поддержка разнообразия детства,
  • Создание условий социальной ситуации,
  • Содействие взрослого и ребенка,
  • Развитие способностей каждого ребенка.

Рассмотрим кратко влияние этих видов конструкторов на развитие ребенка и качество образовательной деятельности.

  1. Игровой набор «Дары Фрёбеля». Целостность образовательного процесса

в детском саду задавалась Ф. Фрёбелем через игру. Именно,

Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» (специально разработанный  предметный материал, представляющий собой набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фрёбеля, в простой форме моделировать всё многообразие     связей и     отношений природного и  духовного        мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).

Деятельность с «Дарами Фрёбеля» задается эмоциональным единением взрослого с ребенком, что придает занятиям одухотворенность.

Использование игрового пособия позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым моментом будет оценка собственных умений и результатов собственной деятельности.

В процессе использования игрового набора, прежде всего, важно создать условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему ее преобразованию в познавательную потребность.

Наиболее важными факторами для создания таких условий являются положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности        ребенка        и        организация        стимулирующего        пространства, соответствующих игр для освоения различных знаний об окружающем мире.

Игровой набор «Дары Фрёбеля»        позволяет        развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники.

Ребенку  предлагается        выбор        материалов,  способов        творческой деятельности. Использование  игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности, в   которой  «также стимулируется и коммуникативная деятельность родителей».

2. Конструкторы. Деятельность с конструкторами, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает        условия        для        формирования        целеполагания        и        произвольной организации деятельности, а именно - для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла), в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле деятельность с конструкторами закладывает у человека основы трудолюбия.

Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.

Кроме того, деятельность с конструкторами связана с развитием способности к планомерной - шаг за шагом - организации деятельности и ее

целевой регуляции с использованием различного рода символических опосредствующих        звеньев        между        целью        (замыслом)        и        результатом (продуктом): образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также с активизацией планирующей функции        речи     (словесными        описаниями        условий,        которым        должен соответствовать продукт). Становление такого рода знаково-символического опосредствования - важный показатель перехода ребенка на более высокий уровень психической организации.

Широкие возможности открывает деятельность с конструкторами и для развития творческой        активности.        Разнообразные        изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение.

К спектру        общеразвивающих функций следует отнести и совершенствование ручной моторики. Также она создает условия для формирования специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребляемых инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.).

3. Робототехника. В Распоряжении Правительства Российской федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» отмечается, что «приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегменте развивающей        продукции, ориентированной        на        систему        дошкольного образования,     игр-экспериментов для научно-технического     творчества, робототехники, игр для детского творчества, игр для сезонного и активного отдыха, в том числе краеведческого характера, традиционной деревянной игрушки, крупноформатной пластмассовой      игрушки      и        игрового оборудования для коллективного применения детьми...». Таким образом, использование     робототехники     в     образовании будет     способствовать техническому прогрессу в нашем обществе в целом.

Робот в образовательном процессе - это,        прежде        всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений (начиная с рычага и колеса и заканчивая самыми современными объектами, созданными благодаря открытиям не только в области физики, но и в смежных областях научного знания - в математике, информатике, биологии, физиологии, химии, медицине и др.).

Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольники,        занимаясь        робототехникой,        осваивают        новый        и принципиально     важный     пласт        современной     технической     культуры: приобретают современные политехнические представления и умения,

овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Кроме того, робототехника - это новое средство наглядности, которое  может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения.

Применение образовательной робототехники        в        образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных     процессов  (восприятия,        представления,        воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния.

Занятия робототехникой способствуют формированию широкого спектра личностных качеств ребенка (его потребностей и мотивов, самостоятельности и инициативности, трудолюбия, ответственности за качество выполненной работы, коммуникабельности и толерантности, стремления к успеху, потребности в самореализации и др.).

Особенно значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии с другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главным среди них многие авторы считают умение работать в команде.

Конструкторы различаются по размерам, материалу, из которых они изготовлены (деревянные, металлические, пластиковые, мягкие полимерные, керамические), способами крепления, тематичности. Могут быть динамичными и статичными. Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

Педагог может работать не только по методике, предложенной Фребелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

В программе обозначены:

  • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, т.е. возрастные особенности развития дошкольников (5-6 лет).
  • Планируемые результаты освоения Программы:

Показатели основ технической подготовки детей 5-6 лет:

классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники;

использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники;

создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина).

Показатели основ технической подготовки детей 6-7 лет:

применяет некоторые правила создания прочных конструкций; проек-тирует конструкции по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям;

разрабатывает объект; предлагает варианты объекта; выбирает наиболее соответствующие объекту средства и материалы и их сочетание,        по        собственной        инициативе        интегрирует        виды деятельности. Встраивает в свои конструкции механические элементы: подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т. п., использует созданные конструкции в играх. Легко видоизменяет по-стройки по ситуации, изменяет высоту, площадь, устойчивость.

Содержательный раздел

  • Описание образовательной деятельности
  • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
  • Тематическое планирование

Технология (этапы) непосредственно образовательной деятельности;

  • Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь; техника безопасности;
  • схемы, карты, условные обозначения(работа детей с символическим материалом); 
  • стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей);
  • стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений);
  • конструирование/ Экспериментальная деятельность (+ стимулирование общения детей между собой); 
  • инженерная книга (подробный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения описываются «детским языком». Для этого используются рисунки, схемы, простейшие чертежи);
  • обсуждение построек, оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось); 
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, даны примерные формы работы с родителями (коучинг-сессии, «Конструкторское        бюро»)

Организационный раздел программы

  • Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами и ресурсами обучения и воспитания

Вывод: подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно - конструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Парциальная программ«От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» позволит развить в детях инженерно - конструктивное мышление.

3.Заключительная часть семинара

Мастер-класс «Создание Робота-помощника»

Педагогам предлагается разделиться на группы, выбрать конструктор, поработать в инженерных книгах и сконструировать Робота-помощника, а затем презентовать его.

Решение

Продолжить работу по парциальной программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Привлекать родителей воспитанников и единомышленников педагогов. Повышать компетентность педагогов в области технических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение парциальной программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"

В своей статье я рассказываю о работе по парциальной программе "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров" с детьми подготовительной к школе группы....

Конспект занятия в подготовительной к школе группы (комбинированной направленности) к парциальной программе « от Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Самолет.

Задачи:1.    Формировать у детей позитивные установки к конструктивно-модельному творчеству, формировать навыки сотрудничествам со сверстниками. Способность совместно решить проблему.2....

Презентация по реализации парциальной программы "От фрёбеля до робота. растим будущих инженеров"

Предаставляю текст для конференции по обмену опытом в котором описан наш путь по вхождению в парциальную программу. От Фрёбеля до робота....

Парциальная программа «От Фрёбеля до робота растим будущих инженеров»

Основная идея программы:Формирование у обучающихся предпосылок готовности к изучению технических наук....

Родительское собрание в старшей группе «Почемучки» Тема: «Знакомство с парциальной программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»»

Родительское собрание в старшей группе«Почемучки»Тема: «Знакомство с парциальной программой «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СЕМИНАРУ " ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

Парциальная образовательная программа ДО «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» дает возможность развитию детского технического творчества в дошкольном образовании.Программа дает...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СЕМИНАРУ " ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

Парциальная образовательная программа ДО «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» дает возможность развитию детского технического творчества в дошкольном образовании.Программа дает...