Рабочая программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности «Любопытный апельсин»
рабочая программа (средняя группа)
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.
Задачи деятельности кружка «Любопытный апельсин»:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
ОД: один раз в неделю (вторник), продолжительностью 20 мин.
Предназначена для детей 4 – 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_lyubopytnyy_apelsin.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Москвы школа №324 «Жар-птица»
корпус «Соловушка»
Рабочая программа кружка
по экспериментально-исследовательской деятельности «Любопытный апельсин» 2022-2023 учебный год
возраст 4-5 лет
Воспитатель: Преображенская
Анна Александровна
Москва
Содержание- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Актуальность………………………………………………………………3
- Новизна. Цели и задачи программы……………………………………...5
- Методы обучения ………………………………………………………….6
- Ожидаемые результаты……………………………………………………7
- Организация исследовательской деятельности………………………......7
- Перспективный план……………………………………………………….9
- Содержание учебного материала………………………………………...11
- Список литературы……………………………………………………….18
Пояснительная записка
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной была разработана программа кружковой работы «Любопытный апельсин», направленная на развитие поисково- познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Программа разработана на основе программ:
-Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27.
-«Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, с.56.
-"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, с.89.
Актуальность
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
С первого класса ребёнок погружается в присково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему не известно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Новизна
Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.
Задачи деятельности кружка «Любопытный апельсин»:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
ОД: один раз в неделю (вторник), продолжительностью 20 мин.
Предназначена для детей 4 – 5 лет.
В работе применяются исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений, проведением опытов и экспериментов);
- Продуктивные методы: частично-поисковый (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через самостоятельный, творческий поиск).
Формы работы:
Групповая и подгрупповая.
Ожидаемые результаты:
Предполагаемый результат:
• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;
• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
• умение опытным путем доказывать свойства песка;
• умение опытным путем выявлять свойства предметов - массу, размеры;
• расширение знаний об увеличительных приборах;
• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
•овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Организация исследовательской деятельности воспитанников
Примерная структура организации экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Оборудование:
Для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), зеркало, стаканы для воды, воздушные шарики, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
Для творчества:
- Бумага белая и цветная, картон;
– Акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– Пластилин;
– Салфетки.
Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Дети могут проявить творческий подход и украсить свои работы.
Перспективный план «Любопытный Апельсин»
Месяц | Содержание раздела программы | Темы игр - экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | ||
Октябрь | Вода | Что такое научная лаборатория? | Волшебница-вода; Свойства воды | Дождь в банке | Естественная лупа |
Ноябрь | Воздух | Воздух – первое знакомство: вдох – выдох | Поиск воздуха | Прогулки невидимки | Воздух работает |
Декабрь | Лёд | Вода превращается в лёд | Где быстрее? | Замёрзнет или нет? | Иней на шишках |
Январь | Магниты | Волшебная рукавичка | Действие магнита на металл | Фокусы магнита | Игра «Рыбалка» |
Февраль | Почва | Знакомимся с песком и глиной | Свойства песка и глины | Цветной песок | Игры с песком |
Март | Материалы | Дерево | Металл | Пластмасса | Ткань |
Апрель | Лаборатория огородных наук | В маленьком семени прячется растение | Что нужно растениям для жизни? | Лабиринт | Чудеса растений |
Май | Свет | Свет повсюду | Свет и тень | Поймаем солнечного зайчика | Радуга - дуга |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание раздела программы | Неделя | Тематика занятий | Задачи занятий | Материалы | Результат освоения способов, знаний, умений детьми |
Вода | 1 | Что такое научная лаборатория? | Уточнить представление детей о том, кто такие ученые познакомит с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира - эксперименте, о назначении детской лаборатории: дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е Стр.41 | У детей формируется представление о воде, о круговороте воды в природе. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле |
2 | Волшебница-вода; Свойства воды | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса; приобретает форму сосуда, в который её наливают) | Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильный сахар); стаканчики для детей. Различные сосуды. | ||
3 | «Какие предметы могут плавать?» Как распускаются цветы | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Материалы: таз с водой, пластмассовые, деревянные, металлические предметы, бумажные цветы | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е Стр.13 | ||
4 | «Что видно в воде?» | Познакомить детей с одним из свойств воды - прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающей действительность с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. | аквариум с рыбками, ракушками, водорослями. | ||
Воздух | 1 | «Неуловимый воздух» | Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования. | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., стр.15-16 | У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом |
2 | Поиск воздуха | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. | Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка | ||
3 | Ветер в комнате. «Живая змейка». | Выяснить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. | Неизведанное рядом. Дыбина О.В., стр.85 Материалы: две свечи, «змейка» | ||
4 | Воздух работает | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, мельницы и т.д.) | Тазик с водой, бумажные парусники, вертушки- флюгеры | ||
Почва | 1 | Знакомимся с песком и глиной Свойства песка и глины | Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. | Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. | У детей формируется представления о песке и глине как составляющих почву, их свойствах. Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты. |
2 | «Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных материалов. Материалы: мука, песок сахарный, песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой. | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е Стр.34 | ||
3 | Цветной песок | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка | Тарелочки с песком, цветные мелки, палочки | ||
4 | Игры с песком | Закрепить свойства песка в игровой форме | Песок, емкости с водой, формочки, палочки | ||
Магниты | 1 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри | У детей формируются представления о магните, его свойствах, как он действует и в каких целях человек может использовать магниты. |
2 | Действие магнита на металл | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств магнитов как притягивание металла. | Магниты на каждого, коллекция металлов | ||
3 | Фокусы с магнитом | Познакомить детей с действием магнита через другие предметы | Магниты на каждого (2 шт), мелкие металлические предметы, лист картона, фанеры. | ||
4 | Игра «Рыбалка» | В игровой форме закрепить у детей свойства магнитов | Удочка с магнитом на конце, пластмассовые рыбки с металлическими вставками | ||
Лёд | 2 | Вода превращается в лёд | Продемонстрировать детям как вода превращается в одно из своих агрегатных состояний - лёд | ёмкости с водой, целлофановые пакетики. | У детей формируется представление о таком агрегатном состоянии воды, как лёд, его свойствах. Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
2 | Где быстрее? | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). | Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. | ||
3 | Замёрзнет или нет? | Выявить какие вещества замерзают, а какие нет | Стаканчики с водой, подсолнечным маслом, молоком и 9% уксусом | ||
4 | Иней на шишках | Изучить процесс образование кристаллов на шишках | Шишки, стаканчики, ложечки, поваренная соль, теплая вода | ||
Материалы | 1 | Дерево и его свойства | Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств). | Материалы: веточки, спилы деревьев, таз с водой, предметы из дерева. | У детей формируется представление о различных материалах, из которых сделаны предметы окружающего мира. Развиваются познавательные интересы о свойствах материалов посредством различных наблюдений и опытов. |
2 | Металл и его свойства | Познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде). | Пластмассовая тарелка, фанера, картон, оргстекло, фольга, ткань, бумага, стакан с водой, магнит; мелкие, реагирующие на магнит предметы: емкость с песком и мелкими металлическими предметами.. | ||
3 | Пластмассовый мир | Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. | предметы из пластмассы. | ||
4 | «Мир ткани» | Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства: понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, брезент), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности. | ||
Лаборатория огородных наук | 1 | В маленьком семени прячется растение | Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. | Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы. | У детей формируются представления о царстве растений, условиях, необходимых для их роста. С помощью опытов и наблюдений дети учатся распознавать семена, как они перемещаются и созревают, развивают практические умения в посадке и выращивании гороха, лука и рассады цветов в различных условиях. |
2 | Что нужно растениям для жизни? | Дать детям понятие о необходимости тепла, света и влаги для роста растений. | Иллюстрации, презентация | ||
3 | Лабиринт | Установить, как растение ищет свет. | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. | ||
4 | Посадим огород | Провести опыт по проращиванию в различных условиях лука и гороха. Рассады цветов. | Луковицы на каждого, стаканчики с водой и землёй. Лоток с землёй, горох, лейки, палочки для взрыхления. | ||
Свет | 1 | Свет повсюду | Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) и искусственные (лампа, свеча, фонарик) | Презентация, лампа, свеча, фонарик | У детей формируются представления об источниках света, их видах. Формируются представления о свойствах солнечных лучей. Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
2 | Свет и тень | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | Лампа, белый экран, различные предметы | ||
3 | Поймаем солнечного зайчика | Дать понять, что отражение солнечных лучей возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала на каждого ребёнка | ||
4 | Радуга - дуга | Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате, создание радуги из салфеток и подкрашенной водой | миска, зеркало, белый лист бумаги. Салфетки, пищевые краски, стаканчики с водой | ||
Магические фокусы | 1 | Наши помощники | Лупа, микроскоп – знакомство с приборами исследования | У детей формируется представление, что и в домашних условиях можно экспериментировать. Формируется потребность в исследовательской деятельности. | |
2 | Естественная лупа | Показать способ увеличения мелких предметов без помощи лупы. | трёхлитровая банка, пищевая плёнка, набор мелких предметов |
Список литературы:
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности», Аркти 2004г.
Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в саду»
Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
Т.А.Шорыгина «Беседы о воде» ТЦ Сфера Москва 2012г.
.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003–8.
О.В.Дыбина, Н.Н.Поддъяков «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
Г.П.Тугушева А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста», 2007г.
Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности «Хочу всё знать» для детей старшей группы
рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности...
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.
Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей 4-5 лет....
Рабочая программа кружка "Почемучки" по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познанииокружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основевозникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой)деятельност...
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
рабочая программа...
Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"
Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"...
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....