Рабочая программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности «Любопытный апельсин»
рабочая программа (средняя группа)

Преображенская Анна Александровна

Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.

Цель:  Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

Задачи деятельности кружка  «Любопытный апельсин»:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
  • развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
  • развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения.

ОД: один раз в неделю (вторник), продолжительностью 20 мин.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lyubopytnyy_apelsin.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Города Москвы школа №324 «Жар-птица»
корпус «Соловушка»

Рабочая программа кружка

по экспериментально-исследовательской деятельности                                                                                                      «Любопытный апельсин»                                                                                                                                                                             2022-2023 учебный год

возраст 4-5 лет

Воспитатель: Преображенская

Анна Александровна                                                                                

Москва


Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Актуальность………………………………………………………………3
  3. Новизна. Цели и задачи программы……………………………………...5
  4. Методы обучения ………………………………………………………….6
  5. Ожидаемые результаты……………………………………………………7
  6. Организация исследовательской деятельности………………………......7
  7. Перспективный план……………………………………………………….9
  8. Содержание учебного материала………………………………………...11
  9. Список литературы……………………………………………………….18

                                         


Пояснительная записка

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной была разработана программа кружковой работы «Любопытный апельсин», направленная на развитие поисково- познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.

Программа разработана на основе программ:

-Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27.

-«Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, с.56.

-"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, с.89.

Актуальность

С введением  Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

С первого класса ребёнок погружается в присково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему не известно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Новизна

Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.

Цель:  Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

Задачи деятельности кружка  «Любопытный апельсин»:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
  • развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
  • развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

ОД: один раз в неделю (вторник), продолжительностью 20 мин.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

В  работе  применяются  исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений, проведением опытов и экспериментов);
  • Продуктивные  методы: частично-поисковый (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через самостоятельный, творческий поиск).

Формы работы:

Групповая и подгрупповая.

Ожидаемые результаты:

Предполагаемый результат:

• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

• умение опытным путем доказывать свойства песка;

• умение опытным путем выявлять свойства предметов - массу, размеры;

• расширение знаний об увеличительных приборах;

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

•овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Организация исследовательской деятельности воспитанников

 Примерная структура организации экспериментирования        
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Оборудование:

Для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), зеркало, стаканы для воды,  воздушные шарики, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.

Для творчества:

- Бумага белая и цветная, картон;

– Акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;

– Пластилин;

– Салфетки.

 Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Дети могут проявить творческий подход и украсить свои работы.

Перспективный план «Любопытный Апельсин»

Месяц

Содержание раздела программы

Темы игр - экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

Вода

Что такое научная лаборатория?

Волшебница-вода; Свойства воды

Дождь в банке

Естественная лупа

Ноябрь

Воздух

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Поиск воздуха

Прогулки невидимки

Воздух работает

Декабрь

Лёд

Вода превращается в лёд

Где быстрее?

Замёрзнет или нет?

Иней на шишках

Январь

Магниты

Волшебная рукавичка

Действие магнита на металл

Фокусы магнита

Игра «Рыбалка»

Февраль

Почва

Знакомимся с песком и глиной

Свойства песка и глины

Цветной песок

Игры с песком

Март

Материалы

Дерево

Металл

Пластмасса

Ткань

Апрель

Лаборатория огородных наук

В маленьком семени прячется растение

Что нужно растениям для жизни?

Лабиринт

Чудеса растений

Май

Свет

Свет повсюду

Свет и тень

Поймаем солнечного зайчика

Радуга - дуга


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Содержание раздела

программы

Неделя

Тематика занятий

Задачи занятий

Материалы

Результат освоения способов, знаний, умений детьми

Вода

1

Что такое научная лаборатория?

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые познакомит с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира - эксперименте, о назначении детской лаборатории: дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е

Стр.41

У детей формируется представление о воде, о круговороте воды в природе.  Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле

2

Волшебница-вода;

 Свойства воды

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;                

Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса; приобретает форму сосуда, в который её наливают)

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильный сахар); стаканчики для детей. Различные сосуды.

3

«Какие предметы могут плавать?»

Как распускаются цветы

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.                                                  Материалы: таз с водой, пластмассовые, деревянные, металлические предметы, бумажные цветы                                              

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е

Стр.13

4

«Что видно в воде?»

Познакомить детей с одним из свойств воды - прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающей действительность с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.                              

аквариум с рыбками, ракушками, водорослями.

Воздух

1

«Неуловимый воздух»

Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования.  

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., стр.15-16
Материалы: ароматизированные салфетки, корки апельсина и т.д.                                  

У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом

2

Поиск воздуха

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка

3

Ветер в комнате. «Живая змейка».

Выяснить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Неизведанное рядом. Дыбина О.В., стр.85 Материалы: две свечи, «змейка»

4

Воздух работает

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, мельницы и т.д.)

Тазик с водой, бумажные парусники, вертушки- флюгеры

Почва

1

Знакомимся с песком и глиной

Свойства песка и глины

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.

У детей формируется представления о песке и глине как составляющих почву, их свойствах.

Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты.

2

«Что растворяется в воде?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных материалов. Материалы: мука, песок сахарный, песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.

Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е        Стр.34

3

Цветной песок

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка

Тарелочки с песком, цветные мелки, палочки

4

Игры с песком

Закрепить свойства песка  в игровой форме

Песок, емкости с водой, формочки, палочки

Магниты

1

Волшебная рукавичка

 Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри

У детей формируются представления о магните, его свойствах, как он действует и в каких целях человек может   использовать магниты.

2

Действие магнита на металл

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств магнитов как притягивание металла.

Магниты на каждого, коллекция металлов

3

Фокусы с магнитом

Познакомить детей с действием магнита через другие предметы

Магниты на каждого (2 шт), мелкие металлические предметы, лист картона, фанеры.

4

Игра «Рыбалка»

В игровой форме закрепить у детей свойства  магнитов

Удочка с магнитом на конце, пластмассовые рыбки с металлическими вставками

Лёд

2

Вода превращается в  лёд

Продемонстрировать детям как вода превращается в одно из своих агрегатных состояний - лёд

ёмкости с водой, целлофановые пакетики.

У детей формируется представление о таком агрегатном состоянии воды, как лёд, его свойствах.  Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности.

2

Где быстрее?

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

3

Замёрзнет или нет?

Выявить какие вещества замерзают, а какие нет

Стаканчики с водой, подсолнечным маслом, молоком и 9% уксусом

4

Иней на шишках

Изучить процесс образование кристаллов на шишках

Шишки, стаканчики, ложечки, поваренная соль, теплая вода

Материалы

1

Дерево и его свойства

Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств).                              

Материалы: веточки, спилы деревьев, таз с водой, предметы из дерева.

У детей формируется представление о различных материалах, из которых сделаны предметы окружающего мира. Развиваются познавательные интересы о свойствах материалов посредством различных наблюдений и опытов.

2

Металл и его свойства

Познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде).                                    

Пластмассовая тарелка, фанера, картон, оргстекло, фольга, ткань, бумага, стакан с водой, магнит; мелкие, реагирующие на магнит предметы: емкость с песком и мелкими металлическими предметами..

3

Пластмассовый мир

Познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.      

предметы из пластмассы.

4

«Мир ткани»

Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства: понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.                                  

Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, брезент), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельности.

Лаборатория огородных наук

1

В маленьком семени прячется растение

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы.

У детей формируются представления о царстве растений, условиях, необходимых для их роста. С помощью опытов и наблюдений дети учатся распознавать семена, как они перемещаются  и созревают, развивают практические умения в посадке и выращивании гороха, лука и рассады цветов в различных условиях.

2

Что нужно растениям для жизни?

Дать детям понятие о необходимости тепла, света и влаги для роста растений.

Иллюстрации, презентация

3

Лабиринт

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

4

Посадим огород

Провести опыт по проращиванию в различных условиях лука и гороха.

Рассады цветов.

Луковицы на каждого,  стаканчики с водой и землёй. Лоток с землёй, горох, лейки, палочки для взрыхления.

Свет

1

Свет повсюду

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) и искусственные (лампа, свеча, фонарик)

Презентация, лампа, свеча, фонарик

У детей формируются представления об источниках света, их видах. Формируются представления о свойствах солнечных лучей.  Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности.

2

Свет и тень

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Лампа, белый экран, различные предметы

3

Поймаем солнечного зайчика

Дать понять, что отражение солнечных лучей возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала на каждого ребёнка

4

Радуга - дуга

Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате, создание радуги из салфеток и подкрашенной водой

миска, зеркало, белый лист бумаги.

Салфетки, пищевые краски, стаканчики с водой

Магические фокусы

1

Наши помощники

Лупа, микроскоп – знакомство с приборами исследования

У детей формируется представление, что и в домашних условиях можно экспериментировать. Формируется потребность в исследовательской деятельности.

2

Естественная лупа

Показать способ увеличения мелких предметов без помощи лупы.

трёхлитровая банка, пищевая плёнка, набор мелких предметов


Список литературы:

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности», Аркти 2004г.

Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в саду»

Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.

Т.А.Шорыгина «Беседы о воде» ТЦ Сфера Москва 2012г.

.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003–8.

О.В.Дыбина, Н.Н.Поддъяков «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

Г.П.Тугушева А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста», 2007г.

Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей  4-5 лет....

Рабочая программа кружка "Почемучки" по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познанииокружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основевозникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой)деятельност...

Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"

Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"...

Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».

Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....