Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 «Колокольчик»

г. Рубцовск

 


Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности

в старшей группе «Хочу всё знать»

(2019 – 2020 учебный год)

                                                                                           

 Руководитель кружка: воспитатель Морозова А.В.

             

                                             Содержание

Паспорт программы

1. Пояснительная записка

Цели и задачи программы

2. Формы работы с родителями Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

3.Этапы реализации Тематическое перспективное планирование занятий

по опытно-экспериментальной деятельности

4. Ожидаемые результаты Диагностика уровня усвоения программы по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

5 Концептуальные основы реализации программы

6. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

7. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно– экспериментальной деятельности с детьми дошкольного

возраста

8. Диагностика уровня усвоения программы по реализации опытно –

экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

9. Тематическое перспективное планирование занятий

по опытно-экспериментальной деятельности

10. Литература

                                        Паспорт программы

1 Наименование программы

«Хочу всё знать»

2 Тип программы

Программа по развитию познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности,

направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

3 Автор программы

Воспитатель Морозова Алла Валерьевна                

4 Срок реализации программы декабрь 2019г. – май 2020г.

 

Пояснительная записка.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Знать о природе, мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.

Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

Психическое здоровье, физическая и экологическая безопасность человека являются важными условиями успешности личностного развития. Необходимость самого раннего приобщения детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.

Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания, заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщению. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.

Только в сочетании двух сфер – познания действительности и выражения отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т.е. умения присваивать и использовать накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. В процессе практической деятельности происходит формирование у человека ощущений, восприятий, представлений. Однако чувственного опыта недостаточно. Чтобы деятельность была эффективной, ему нужно не только изучить внешние особенности объекта, но и осознать его внутренние отношения, свойства, закономерности.

Познавательная активность детей в этом периоде очень высока: каждый ответ педагога рождает у детей новые вопросы. Этот возраст связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой умственной деятельностью ребенка, необходимой для его успешного перехода к школьному обучению. С целью решения данной проблемы был разработан кружок «Хочу все знать».

Цель программы

Развитие познавательной активности детей через занимательные опыты и эксперименты

Задачи программы

Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.

Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

Развивать умение делать выводы, умозаключения.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Взаимосвязь с семьей.

Важным условием в данной работе является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с ними способствует созданию благоприятных условий для развития у детей любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. 

Формы работы с родителями

1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности

2.Консультации

-«Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной

деятельности»;

 -«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

- «Игра или экспериментирование»;

- «Значение опытно –экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

3.Фотовыставка «Мы экспериментируем»

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей

Этапы реализации:

Подготовительный этап (ноябрь)

  • Подбор литературы

         Диагностика детей через дидактические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;

  • Планирование работы с детьми, родителями;
  • Подготовка проекта «Хочу все знать».

Практический этап (декабрь- апрель)

  • Апробация данной системы деятельности с воспитанниками;
  • Коррекция системы.

Аналитический этап (май)

  • Анализ своей деятельности (обобщение, систематизация опыта).

Ожидаемые результаты:

  • расширение представлений детей об окружающем мире
  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
  • Соблюдает правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Кружковая работа проводится во второй половине дня в групповом помещении в игровой форме.

Длительность занятий 20- 25 минут.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую

структуру проведения:

 постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

 выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

 проверка гипотез;

 подведение итогов, вывод;

 фиксация результатов (если это необходимо);

 вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели

используют различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность

объекта); мотив помощи; познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

                                                   

Концептуальные основы реализации программы

Программа построена с учетом следующих принципов:

1. Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания научно

обоснованными и практически апробированными методиками;

2. Принцип целостности:

-основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса

поисково-исследовательской деятельности;

3. Принцип систематичности и последовательности:

-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет

детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный

комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные

особенности ребенка.

5.Принцип доступности:

-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных

возрасту формах работы с детьми;

6.Принцип активного обучения:

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения

дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,

инициативы, творчества.

7.Принцип креативности:

-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить

ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять

потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и

проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

-предусматривает получение положительного результата

проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого,

которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью;

–реализация программы в формах специфических для детей дошкольного

возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской

деятельности

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Метод наблюдения

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

Игровой метод

- Опыт, эксперимент

Из словесных методов использовали следующие:

- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и

точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум,

чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и

умственно—речевых умений детей.

- Художественное слово

- Загадки

- Напоминание о последовательности работы

- Совет

- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их

обобщения и

систематизации.

Информационно-коммуникативные средства и формы работы:

-Компьютер

-видеомагнитофон

-фотоаппарат.

Развивающая предметно – пространственная среда

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.

2. Халаты, передники, нарукавники.

3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.

4. Комнатные растения

5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.

 6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука).

7. Стеллаж для пособий и оборудования.

8.Лупы.

9. Песочные часы, безмен.

10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).

11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).

12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.

13. Календарь природы.

14. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

 Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и

опытнической деятельности» проводится один раз в мае. По ее

результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Направленность данной программы – исследовательская,

обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности.

Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике

формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И.

«Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2015.)

Ф. И. ребёнка

Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспериментов

Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований.

Знает и использует правила при проведении экспериментов.

Итоговый показатель по каждому ребенку

1 Бердюгина Арина

2 Демченко Константин

3 Кашкалов Кирилл

4 Кашкалов Кирилл

5 Максутов Мухаммад

6 Николаев Никита

7 Попов Макар

8 Селявин Максим

9 Терёхина Виктория

Итоговый показатель

Оценка уровня показателей от 1 до 3

                                                                               

   Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности

  

     

Месяц

Тема

Оборудование

Вывод

Декабрь

Говорим о здоровье правильно

Карточки, таблицы, пищевые продукты, лупа

Еда бывает полезная и вредная. Нужно питаться правильно. Чтобы быть здоровым.

Лук от семи недуг

Луковицы, стаканчики. вода. тетрадь исследователя

Лук имеет полезные свойства, но не всем полезен.

Знакомство со свойствами воздуха. «Где спрятался воздух?»

«Волшебная бутылка»

Целлофановые пакеты,

зубочистки.

Бутылка из-под лимонада. Воздушный шарик.

Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Не имеет формы.

Воздуху некуда деться, поэтому шарик надувается.

«Как увидеть воздух»

Трубочки для коктейля. Стаканы с водой.

Воздух легче воды

Январь

«Воздух – невидимка»

Большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка, шарик, иголка, скотч.

Воздух прозрачный. невидимый

«Движения воздуха»

Бумажные цветные веера.

Воздух движется.

«Имеет ли воздух вес?»

2 одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы.

Воздух имеет вес.

Февраль

«Растворяется – не растворяется»

Стаканчики с питьевой водой на каждого ребёнка, сахар, соль, крупа, камень, песок..

В воде некоторые вещества растворяются (соль, сахар), а некоторые не растворяются (крупа, камень, песок).

«Превращение воды в лёд»

Бутылка  пластиковая, вода.

Вода может замерзать и превращаться в лёд.

        «Превращение воды в пар и обратно в воду»

Чайник, зеркало.

При кипении вода превращается в пар, а при охлаждении пар превращается в воду.

«Имеет ли вода цвет и запах?»

«Окрашивание воды»

 «Имеет ли вода форму»

Прозрачные стаканчики с водой, молоком.  Ёмкость и разной формы, красители.

В прозрачной воде хорошо видны предметы. Вода принимает форму сосуда, в которую налита.

Март

«Обыкновенное чудо»

Вода, гуашь, сахар, растительное масло.

Жидкости распределяются в соответствии с весом.

«Солёная наживка»

Нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Соль попадая на лёд слегка подтапливает его, через несколько минут лёд охлаждаясь, примораживает нить.

«Добываем соль»

2 банки, соль, нитка, гвоздь, горячая вода, салфетка.

Из сильно солёной воды выпаривается соль и образуются кристаллы.

«Разноцветные узоры»

Бумажные салфетки, фломастеры, стакан воды.

Вода попадая на краску растворяет её.

Апрель

«Рисунки – невидимки»

Молоко, кисточка, лист бумаги. Утюг.

При высыхании рисунок проявляется.

«Детектив идёт по следу»

Лупа, губка, гуашь, скотч.

Кожа на руках человека имеет неповторимый рисунок.

«Мы сажали огород»

Семена растений, дневник, лейка

Солнце, вода и почва- условия для роста растений, отсутствие одного из них влияет на рост растений.

«Рука привидения»

Вырезанная из бумаги кисть руки, чёрный картон, палочка деревянная, шерстяная ткань.

Деревянная палочка электризуется заставляя кисть шевелиться.

Май

«Изучение загрязнённости снега»

Несколько стеклянных банок, снег, взятый в разных местах

Вода, полученная из снега имеет разную степень загрязнения.

«Волшебные цветы»

Белые гвоздики, пищевой краситель, ваза прозрачная

Подкрашенная вода, поднимаясь по канальцам окрашивает цветок.

«Магниты действуют на расстоянии»

Разные магниты, скрепки, лист бумаги.

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы. Это что-то назвали «магнитным полем».

«Колдовское зелье» (проводится на улице)

Стеклянная бутылка, уксус, пищевой краситель, сода, жидкость доля мытья посуды.

Сода и уксус смешиваясь, выделяют газы. Которые заставляют жидкость пенится.

Список используемой литературы

  1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
  3. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой). – М. : АРКТИ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Конспект До кружка по экспериментально-исследовательской деятельности "" Тема: «Как происходит извержение вулкана?»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения....

прграмма кружка по экспериментально - исследовательской деятельности "Эколята - дошколята"подготовительная группа

программа предназначена для воспитателей подготовительной группы для работы с детьми...

Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».

Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....

Рабочая программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности «Любопытный апельсин»

Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.Цель:  Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, люб...