Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 «Колокольчик»
г. Рубцовск
Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности
в старшей группе «Хочу всё знать»
(2019 – 2020 учебный год)
Руководитель кружка: воспитатель Морозова А.В.
Содержание
Паспорт программы
1. Пояснительная записка
Цели и задачи программы
2. Формы работы с родителями Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
3.Этапы реализации Тематическое перспективное планирование занятий
по опытно-экспериментальной деятельности
4. Ожидаемые результаты Диагностика уровня усвоения программы по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
5 Концептуальные основы реализации программы
6. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
7. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно– экспериментальной деятельности с детьми дошкольного
возраста
8. Диагностика уровня усвоения программы по реализации опытно –
экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
9. Тематическое перспективное планирование занятий
по опытно-экспериментальной деятельности
10. Литература
Паспорт программы
1 Наименование программы
«Хочу всё знать»
2 Тип программы
Программа по развитию познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности,
направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
3 Автор программы
Воспитатель Морозова Алла Валерьевна
4 Срок реализации программы декабрь 2019г. – май 2020г.
Пояснительная записка.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Знать о природе, мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.
Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.
Психическое здоровье, физическая и экологическая безопасность человека являются важными условиями успешности личностного развития. Необходимость самого раннего приобщения детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.
Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания, заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщению. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.
Только в сочетании двух сфер – познания действительности и выражения отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т.е. умения присваивать и использовать накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. В процессе практической деятельности происходит формирование у человека ощущений, восприятий, представлений. Однако чувственного опыта недостаточно. Чтобы деятельность была эффективной, ему нужно не только изучить внешние особенности объекта, но и осознать его внутренние отношения, свойства, закономерности.
Познавательная активность детей в этом периоде очень высока: каждый ответ педагога рождает у детей новые вопросы. Этот возраст связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой умственной деятельностью ребенка, необходимой для его успешного перехода к школьному обучению. С целью решения данной проблемы был разработан кружок «Хочу все знать».
Цель программы
Развитие познавательной активности детей через занимательные опыты и эксперименты
Задачи программы
Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.
Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
Развивать умение делать выводы, умозаключения.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Взаимосвязь с семьей.
Важным условием в данной работе является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с ними способствует созданию благоприятных условий для развития у детей любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.
Формы работы с родителями
1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности
2.Консультации
-«Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной
деятельности»;
-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
- «Игра или экспериментирование»;
- «Значение опытно –экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»
3.Фотовыставка «Мы экспериментируем»
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей
Этапы реализации:
Подготовительный этап (ноябрь)
- Подбор литературы
Диагностика детей через дидактические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
- Планирование работы с детьми, родителями;
- Подготовка проекта «Хочу все знать».
Практический этап (декабрь- апрель)
- Апробация данной системы деятельности с воспитанниками;
- Коррекция системы.
Аналитический этап (май)
- Анализ своей деятельности (обобщение, систематизация опыта).
Ожидаемые результаты:
- расширение представлений детей об окружающем мире
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
- Соблюдает правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Кружковая работа проводится во второй половине дня в групповом помещении в игровой форме.
Длительность занятий 20- 25 минут.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую
структуру проведения:
постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
проверка гипотез;
подведение итогов, вывод;
фиксация результатов (если это необходимо);
вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели
используют различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность
объекта); мотив помощи; познавательный мотив (почему так?);
ситуация выбора.
Концептуальные основы реализации программы
Программа построена с учетом следующих принципов:
1. Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно
обоснованными и практически апробированными методиками;
2. Принцип целостности:
-основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса
поисково-исследовательской деятельности;
3. Принцип систематичности и последовательности:
-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет
детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный
комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные
особенности ребенка.
5.Принцип доступности:
-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
6.Принцип активного обучения:
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения
дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,
инициативы, творчества.
7.Принцип креативности:
-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить
ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять
потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и
проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
-предусматривает получение положительного результата
проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого,
которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью;
–реализация программы в формах специфических для детей дошкольного
возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
Метод наблюдения
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения использовали следующие:
Игровой метод
- Опыт, эксперимент
Из словесных методов использовали следующие:
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и
точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум,
чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и
умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
- Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их
обобщения и
систематизации.
Информационно-коммуникативные средства и формы работы:
-Компьютер
-видеомагнитофон
-фотоаппарат.
Развивающая предметно – пространственная среда
1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.
2. Халаты, передники, нарукавники.
3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.
4. Комнатные растения
5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука).
7. Стеллаж для пособий и оборудования.
8.Лупы.
9. Песочные часы, безмен.
10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).
12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
13. Календарь природы.
14. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и
опытнической деятельности» проводится один раз в мае. По ее
результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Направленность данной программы – исследовательская,
обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике
формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И.
«Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2015.)
Ф. И. ребёнка | Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспериментов | Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом | Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований. | Знает и использует правила при проведении экспериментов. | Итоговый показатель по каждому ребенку |
1 Бердюгина Арина | |||||
2 Демченко Константин | |||||
3 Кашкалов Кирилл | |||||
4 Кашкалов Кирилл | |||||
5 Максутов Мухаммад | |||||
6 Николаев Никита | |||||
7 Попов Макар | |||||
8 Селявин Максим | |||||
9 Терёхина Виктория | |||||
Итоговый показатель |
Оценка уровня показателей от 1 до 3
Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности
Месяц | Тема | Оборудование | Вывод |
Декабрь | Говорим о здоровье правильно | Карточки, таблицы, пищевые продукты, лупа | Еда бывает полезная и вредная. Нужно питаться правильно. Чтобы быть здоровым. |
Лук от семи недуг | Луковицы, стаканчики. вода. тетрадь исследователя | Лук имеет полезные свойства, но не всем полезен. | |
Знакомство со свойствами воздуха. «Где спрятался воздух?» «Волшебная бутылка» | Целлофановые пакеты, зубочистки. Бутылка из-под лимонада. Воздушный шарик. | Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Не имеет формы. Воздуху некуда деться, поэтому шарик надувается. | |
«Как увидеть воздух» | Трубочки для коктейля. Стаканы с водой. | Воздух легче воды | |
Январь | «Воздух – невидимка» | Большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка, шарик, иголка, скотч. | Воздух прозрачный. невидимый |
«Движения воздуха» | Бумажные цветные веера. | Воздух движется. | |
«Имеет ли воздух вес?» | 2 одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы. | Воздух имеет вес. | |
Февраль | «Растворяется – не растворяется» | Стаканчики с питьевой водой на каждого ребёнка, сахар, соль, крупа, камень, песок.. | В воде некоторые вещества растворяются (соль, сахар), а некоторые не растворяются (крупа, камень, песок). |
«Превращение воды в лёд» | Бутылка пластиковая, вода. | Вода может замерзать и превращаться в лёд. | |
«Превращение воды в пар и обратно в воду» | Чайник, зеркало. | При кипении вода превращается в пар, а при охлаждении пар превращается в воду. | |
«Имеет ли вода цвет и запах?» «Окрашивание воды» «Имеет ли вода форму» | Прозрачные стаканчики с водой, молоком. Ёмкость и разной формы, красители. | В прозрачной воде хорошо видны предметы. Вода принимает форму сосуда, в которую налита. | |
Март | «Обыкновенное чудо» | Вода, гуашь, сахар, растительное масло. | Жидкости распределяются в соответствии с весом. |
«Солёная наживка» | Нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли. | Соль попадая на лёд слегка подтапливает его, через несколько минут лёд охлаждаясь, примораживает нить. | |
«Добываем соль» | 2 банки, соль, нитка, гвоздь, горячая вода, салфетка. | Из сильно солёной воды выпаривается соль и образуются кристаллы. | |
«Разноцветные узоры» | Бумажные салфетки, фломастеры, стакан воды. | Вода попадая на краску растворяет её. | |
Апрель | «Рисунки – невидимки» | Молоко, кисточка, лист бумаги. Утюг. | При высыхании рисунок проявляется. |
«Детектив идёт по следу» | Лупа, губка, гуашь, скотч. | Кожа на руках человека имеет неповторимый рисунок. | |
«Мы сажали огород» | Семена растений, дневник, лейка | Солнце, вода и почва- условия для роста растений, отсутствие одного из них влияет на рост растений. | |
«Рука привидения» | Вырезанная из бумаги кисть руки, чёрный картон, палочка деревянная, шерстяная ткань. | Деревянная палочка электризуется заставляя кисть шевелиться. | |
Май | «Изучение загрязнённости снега» | Несколько стеклянных банок, снег, взятый в разных местах | Вода, полученная из снега имеет разную степень загрязнения. |
«Волшебные цветы» | Белые гвоздики, пищевой краситель, ваза прозрачная | Подкрашенная вода, поднимаясь по канальцам окрашивает цветок. | |
«Магниты действуют на расстоянии» | Разные магниты, скрепки, лист бумаги. | Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы. Это что-то назвали «магнитным полем». | |
«Колдовское зелье» (проводится на улице) | Стеклянная бутылка, уксус, пищевой краситель, сода, жидкость доля мытья посуды. | Сода и уксус смешиваясь, выделяют газы. Которые заставляют жидкость пенится. |
Список используемой литературы
- Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
- Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой). – М. : АРКТИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...
Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности «Хочу всё знать» для детей старшей группы
рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности...
Конспект До кружка по экспериментально-исследовательской деятельности "" Тема: «Как происходит извержение вулкана?»
Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения....
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
рабочая программа...
прграмма кружка по экспериментально - исследовательской деятельности "Эколята - дошколята"подготовительная группа
программа предназначена для воспитателей подготовительной группы для работы с детьми...
Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....
Рабочая программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности «Любопытный апельсин»
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, люб...