План работы по самообразованию на 2024-2028 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
План работы по самообразованию
на 2024-2028 учебные года.
«Экологическое воспитание дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2024-2028_gg.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 338»
Ново-Савиновского района г. Казани.
План работы по самообразованию
на 2024-2028 учебные года.
«Экологическое воспитание дошкольников»
Воспитатель: Файзуллина Мария Михайловна
«Экологическое воспитание дошкольников»
Актуальность:
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Цель: на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие
Задачи:
1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;
4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Знакомство с художественной литературой. (Экологичиские сказки)
Экскурсии, наблюдения, прогулки.
ООД (ypoки дoбpoты; ypoки мышлeния;)
Развлечения и досуги ( экoлoгическиe конкурсы)
Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
Изготовление папок передвижек
Мониторинг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для детей:
1. Получение детьми первичных представлений о природе, многообразии животного и растительного мира планеты, иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы.
2. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Для родителей:
1. Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
2. Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
3. Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 ЭТАП Подготовительный |
|
2 ЭТАП Практический |
|
3 ЭТАП Заключительный |
|
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
Изучение нормативно-правовых документов;
Участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
Ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
Проведение открытого занятия;
Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
Проведение досугов, экологических, народных праздников.
Участие в конкурсах.
Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
Создание и внедрение проектов по экологии
Перспективное планирование по экологическому воспитанию
На 2024-2025 учебный год.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности. | ||
Октябрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | Беседа с детьми: «Дикие и домашние животные» | Консультация для родителей: «Любит ли ребёнок животных» |
Ноябрь | Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы | Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. | . |
Декабрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | Беседа: «Как лесные звери проводят зиму». | Консультация для родителей «Природа и ребенок» |
Январь | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | Дидактическая игра : «Угадай, что за растение» | Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным |
Февраль | Изучение нового материала по экологии | Беседа: «Ядовитые грибы и ягоды» | Памятка: «Экологическое воспитание» |
Март | Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». | Беседа о деревьях. | Разработка и проведение консультаций для родителей: «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры» |
Апрель | Проведение открытого занятия | Наблюдение за комнатными растениями уголка природы. «Мой любимый цветок». | Памятка: «Мы против мусора» |
Май | Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики. | Викторина «Знатоки природы» | Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание» |
Форма отчётности:
Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
Провести анкетирование родителей;
Изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
Составить конспекты занятий, развлечений;
Перспективное планирование по экологическому воспитанию
На 2025-2026 учебный год.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Родительское собрание : «Наши успехи!» | Игровая деятельность. | Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. |
Октябрь | Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы | Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей» | Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» |
Ноябрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | Заучивание: П. Воронько «Журавль» Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Синичкин день» | Анкетирование родителей по экологии. |
Декабрь | Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию | Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты» | Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» |
Январь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц» | Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины» |
Февраль | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | Игровая деятельность; Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» | Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» |
Март | Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии | «Весенние заботы птиц». | Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка» |
Апрель | Разработка конспекта открытого занятия | Создание плаката совместно с детьми «Сохраним планету вместе!» | Памятка: «Берегите природу» |
Май | Проведение открытого занятия | Чтение худ. Литературы. | Озеленение участка детского сада. |
Форма отчётности:
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести анкетирование родителей;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам
Перспективное планирование по экологическому воспитанию
На 2026-2027 учебный год.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности. | Дидактическая игра: «Угадай по описанию» | Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Подарки осени» |
Октябрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Путешествие по заповедникам»; Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» | Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». |
Ноябрь | Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы | Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. | Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
|
Декабрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник» | Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»
|
Январь | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | Дидактическая игра : «Угадай, что за растение» | Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным |
Февраль | Изучение нового материала по экологии | Проведение народного праздника «Масленица»; Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» | Памятка: «Экологическое воспитание» |
Март | Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». | Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» | Памятка: «День птиц» Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу» |
Апрель | Проведение открытого занятия | Наблюдение за комнатными растениями уголка природы. «Мой любимый цветок». | Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2024» |
Май | Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики. | Викторина «Знатоки природы» | Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание» |
Форма отчётности:
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести анкетирование родителей;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам
Перспективное планирование по экологическому воспитанию
На 2027-2028 учебный год.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Родительское собрание : «Наши успехи!» | Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. | |
Октябрь | Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы | Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»; «Значение почвы и воды в жизни всего живого»; Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; | Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» |
Ноябрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | Создание плаката совместно с детьми «Сохраним планету вместе!» | Совместная работа по созданию альбома «Дикие животные России» |
Декабрь | Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию | Чтение худ. Литературы. | Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» |
Январь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц» | Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины» |
Февраль | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | Игровая деятельность; Зимняя выставка поделок: «Зимняя сказка» | Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» |
Март | Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии | «Весенние заботы птиц». | Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка» |
Апрель | Разработка конспекта открытого занятия | Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: «Пасха»; «День Земли»; «День посадки деревьев» | Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев» |
Май | Проведение открытого занятия | Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» | Озеленение участка детского сада. |
Форма отчётности:
Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
Провести анкетирование родителей;
Изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
Составить конспекты занятий, развлечений;
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.
5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-
синтез» 2006г.
7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г
8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2019 /2024 учебные года.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста...
План работы по самообразованию на 2018\2021 учебные года. «Развитие коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор»
Тема самообразования: «Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДО».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компет...
План работы по самообразованию на 2020\2025 учебные года. «Оздоровление детей с тубинтоксикацией»
В плане самообразования тему: "Оздоровление детей с тубинтоксикацией" представлен план работы по освоению и введению в образовательный процесс методик-развития двигат...
План работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году Тема: «Техники нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста в среднее группе»
Актуальность темы:Актуальность работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных ...
План работы по самообразованию на 2021-2025 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План работы по самообразованию "Экологическое воспитание"...
План работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
План работы по самообразованию на 2024\2029 учебные года.
План работы по самообразованию на 2024\2029 учебные года. «Оздоровление детей с тубинтоксикацией»В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обст...