Методическая разработка на тему "Патриотические игры в детском саду"
методическая разработка (старшая группа)
В данном пособии представлены дидактические игры, которые можно использовать в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Целью игр является воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста. Некоторые патриотические игры в детском саду могут выглядеть самыми обычными играми, и только предварительная тщательная подготовка к этому мероприятию может выявить патриотические нотки в игре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотические игры в детском саду
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к дидактической игре.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
В данном пособии представлены дидактические игры, которые можно использовать в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Целью игр является воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста.
Патриотические игры в детском саду проводятся, как правило, начиная со средней группы. В программу могут быть включены самые разные методы патриотического воспитания: экскурсии, показ иллюстраций, беседы, а также патриотические игры в детском саду, ознакомление с музыкальными записями (гимн, голоса птиц родного края, например), продуктами народного творчества (вышивка, роспись, резьба по дереву) и многое другое.
Некоторые патриотические игры в детском саду могут выглядеть самыми обычными играми, и только предварительная тщательная подготовка к этому мероприятию может выявить патриотические нотки в игре.
Длительность тематических бесед может быть минимальной, около получаса, в течение двух-трех раз в неделю. Общая продолжительность – около двух недель. После тематических бесед на тему патриотизм перерыв к играм должен быть минимальным, например, в течение суток.
Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности»
Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
В игре необходимы учебные материалы – карточки с изображениями памятников, монументов, дворцов, а также других памятных и известных мест, как в своем родном городе, так и других городов нашей страны.
Воспитатель показывает фото детям, а они, в свою очередь, называют их. Желательно, чтобы ранее была проведена ознакомительная беседа по каждой карточке, в процессе которой воспитатель объяснил бы детям, чем знаменито то или иное место, изображенное на карточке. Тогда в процессе игры, когда ребенок будет называть памятник, он может вспомнить, в честь кого он был установлен и в каком городе. Если дошкольник не помнит, другие дети ему могут помочь.
Итог – дошкольники не только развивают свою память, но и приобретают первичные навыки патриотизма.
Дидактическая игра «Символы нашей страны»
Цель – развить логическое мышление, память дошкольника.
Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.
Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.
Дидактическая игра «Силуэты»
Цель игры – развить творческое воображение, память.
Необходимы дидактические материалы – известные достопримечательности родного города и страны, которые показаны не в своем цветном варианте, а в виде затемненного изображения – силуэта.
По данным силуэтам дошкольники угадывают, что изображено на данной карточке с силуэтом.
Можно проводить такую игру как среди детей всей группы, так и в виде командного соревнования, в котором баллы присуждаются той команде, которая раньше другой угадает силуэт на дидактической карточке.
Конкурс рисунков на тему «Моя Россия»
Каждый дошкольник может высказать в изобразительной форме то, что кажется ему наиболее значимым. Целью таких занятий становится художественное видение патриотизма, а также умение его показать. К тому же, в словесной форме дошкольники нередко не умеют достойно описывать, например, государственные символы, и изобразительные варианты для них предпочтительнее.
Как правило, на таких рисунках дети рисуют портреты, природу, моря. Желательно подводить ребенка к тому, чтобы в рисунке присутствовали символы страны – флаг, ордена, некоторые дети могут даже изобразить царей со скипетром, что также говорит о хорошем знании ребенком истории нашей страны.
Рисунки желательно повесить на видное место, чтобы малыши глядели на них и осознавали свою причастность к нашей большой родине. По итогу проделанной работы дошкольники могут не только увидеть все работы, но и обсудить их с другими детьми.
Конкурс поделок на военно-патриотическую тему
Природный материал может быть собран как самим педагогом, так и в процессе экскурсии, чаще всего в осеннее время. Поделки тоже впоследствии подписываются и выставляются на всеобщее обозрение.
Поделки могут быть приурочены к определенным датам, в том числе и 8 марта, 23 февраля, а также Дню пограничника (28 мая), Дню ВДВ (2 августа), Дню моряка-подводника (19 марта) и др.
Поделки могут быть выполнены в виде открыток или изделий, символизирующих, например, военную технику, – танк, самолет, корабль, ракету.
Дети, особенно мальчики, очень любят подобные творческие занятия, где они могут полностью показать свои знания в области военной техники, военной символики.
Творческий конкурс «Придумай рассказ или сказку о своем родном городе»
Цель этого конкурса – углубить знания дошкольника о своем городе, развить творческое начало, фантазийное мышление.
Воспитатель дает задание каждому ребенку в группе придумать сказку с элементами своего города. Лучше, если это будет домашним заданием дошкольнику на выходные. Сказка не обязательно должна быть на военную тематику. Главное, чтобы ее герои или сюжетная линия пересекались с родным городом. Каждый ребенок рассказывает свою сказку.
Если детей в группе немного, то можно, после прочтения всех сказок, обсудить получившиеся рассказы с детьми.
По итогу занятия можно выбрать самую интересную сказку.
Спортивно-патриотическая игра «Зарница»
Цель – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, повышение лояльности к военным людям, разностороннее развитие, в том числе и физическое.
Людям старшего поколения знакома эта игра, которая была подзабыта в 90-е годы прошлого столетия. В настоящее время военно-спортивные патриотические игры в детском саду переживают свое второе рождение.
Подготовительный этап
Непосредственно до игры педагог должен обязательно провести беседы на патриотическую тему, а также провести занятия по ознакомлению с военными специфическими деталями:
- знакомство с воинскими званиями,
- изучение детской художественной литературы с элементами военной темы,
- умение обращаться с картами.
Параллельно на музыкальных занятиях могут быть изучены военные песни, в том числе и маршевые композиции. Педагог в рамках программы подготовки к Зарнице может научить детей комплексу спортивной гимнастики.
В подготовительный этап также ходит научения построения в одну шеренгу, равнение на флаг при гимне России, а также выбор названий для команд и их девизов. Дошкольники подготовительных групп также в состоянии выучить простейший строевой шаг на месте и выполнение простейших команд ( «На месте шагом марш!», «Отряд, стой!», повороты).
Сама игра
В день игры группа детей делится на два отряда, в котором выбирают командира, сапера, разведчика, снайпера, медсестер, знаменосца и других представителей военных должностей. Педагог считается генералом, который командует обоими командирами. Генерал дает задание найти важный документ. Искать придется по заранее нарисованной карте, на которой схематически указаны предметы интерьера (если игра проводится в помещении) или веранды и прилегающей к ней территории.
Кроме того, можно придумать дополнительно несколько мини-конкурсов. Например, «Пройти через болото» — пройти через несколько обручей или игровых колец. Медсестры могут показать свои знания по оказанию первой медицинской помощи. Конечно, ситуации должны быть предварительно проговорены воспитателем. В данном случае скорее проверяется память ребенка и его умение вспомнить необходимую информацию в трудный момент. Все эти испытания призваны сплотить всю команду.
Для усиления эффекта и большего погружения ребенка в военно-патриотическую атмосферу можно подготовить необходимые атрибуты: флаги, медицинские нашивки. Что касается одежды, то можно сшить пилотки или беретки для всей группы.
В конце игры командир подает педагогу-генералу заветное письмо, в котором может содержаться очередная загадка. Можно использовать как народную символику, так и иллюстрации военной темы. Генерал объявляет благодарность обеим командам, награждает их, а также объявляет о последующем проведении в скором времени других игр патриотической направленности.
Спортивно-патриотическая игра «Курс молодого бойца»
Игру можно устроить в просторном помещении игровой комнаты или на улице. Малышам предстоит пройти через несколько препятствий, которые можно создать из подручных средств: обручей, кубиков, мячей и других предметов. Группа делится на две команды, и после прохождения всеми участниками полосы препятствий определяется победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Экологические пространства в детском саду"
материал интересен для оформление групп,увлекательные пособия материал подобран с возрастными особенностями...
Методические разработки на тему"Театральные азы с детского сада"
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы..В этом материале находится не большая разработка проведения театральных занятий и организация д...
Методическая разработка на тему: "Экологические игры в детском саду"
Представленные игры могут использоваться в любой области познавательно речевого развития детей....
методическая разработка на тему: Проектная деятельность в детском саду.
проекты как важная составляющая работы воспитателя с семьями воспитанников....
Методическая разработка по теме: «Спортивное ориентирование в детском саду»
На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе индивидуального развития организма (онтогенеза) является формирование физической культуры личности. Поэтому основной задачей до...
Методическая разработка на тему: "Утренняя гимнастика в детском саду"
quot;Утренняя гимнастика в детском саду"...
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду
В сегодняшней ситуации в нашей стране,когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей патриотическое воспитание дошкольников приобретает большое значение.Детский сад внос...