Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа)

Шатаева Наталия Владимировна

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня развития логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня развития логического мышления.

         Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира. Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира. Обсуждать с ребенком различные свойства предмета, помочь ему понять, какие из них являются главными, а какие второстепенными. Поощрять неожиданные ответы малыша, позволяющие увидеть предмет с другой стороны. Помнить, что занятия с ребенком должны проходить при хорошем эмоциональном настроении. Это сделает восприятие материала более эффективным. В основу использования игровых технологий положен такой  принцип обучения как   «от простого к сложному». Это позволяет разрешить  сразу несколько проблем. Во-первых, игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста. Во-вторых, игры  могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-третьих, используя игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля.

Наверное, не раз нам приходилось видеть картину: расшалившиеся дети: шум, гам, суета. Как их угомонить, как привлечь к себе внимание? Тогда взрослый предлагает детям поиграть, и тут же несколько пар заинтересованных детских глаз устремляются на него.

Условно действия педагога по использованию игровых технологий можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовительный,
  2. Корректирующий,
  3. Практический,
  4. Рефлексивный.

Действия педагога по реализации игровых технологий на подготовительном этапе включают:

‒ определение задачи, требующей решения: выбор задачи из одной или нескольких образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) на основе ФОП ДО;

‒ соотнесение задачи с содержанием образовательной деятельности в соответствующей образовательной области, отбор содержания, соответствующего целям и возрастным возможностям участников игры;

‒ определение условий проведения игровой технологии (время в режиме дня, режимный процесс, количество участников и др.);

‒ отбор игровой технологии, позволяющей решить поставленную задачу или комплекс задач (при интеграции задач образовательных областей).

Действия педагога по реализации игровых технологий на корректирующем этапе включают:

 проведение анализа выбранной игровой технологии на предмет ее соответствия;

 требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям: наличие логически взаимосвязанных функциональных элементов (технологического процесса), четко поставленной цели, планируемого результата и др.);

 требованиям, предъявляемым к игровым технологиям (наличие роли и воображаемой ситуации, системы правил или заданий);

 совершенствование, модернизация, создание игровой технологии согласно алгоритму ;

 анализ ролей и правил, установление их достаточности для данной игры, расширение при необходимости;

 определение способов распределения ролей и обсуждения правил с детьми;

 определение критериев результативности игровой технологии на основе задач, содержания образовательной работы в одной или нескольких образовательных областях, целевых ориентиров в соответствующем возрасте детей (ФОП ДО, ФГОС ДО).

Действия педагога по реализации игровых технологий на практическом этапе включают:

‒ при необходимости разъяснение игровых правил участникам, выполнения ролей, игровых процедур (без нарушения общего игрового замысла);

‒ распределение ролей (при необходимости, возможно распределение ролей в процессе реализации игровой технологии или после введения игрового образа);

‒ реализация игровой технологии: введение образа, мотивирование деятельности детей, создание игровой ситуации, моделирование детьми и/или педагогом «идеального» решения проблемы и проигрывание различных вариантов игровой ситуации, осуществление переноса навыка или знания из игровой ситуации в самостоятельную творческую и познавательную деятельность;

‒ включенное наблюдение за действиями и взаимодействием детей в игровой ситуации, проявлением активности, самостоятельности и др.

Действия педагога по реализации игровых технологий на рефлексивном этапе включают:

‒ анализ достижения целей и задач реализации игровой технологии по критериям ее результативности;

‒ оценка результативности введенного образа, мотивации деятельности детей, созданной игровой ситуации и др.;

‒ анализ степени достижения детьми образовательных результатов, действий детей в процессе решения игровой/проблемной ситуации;

‒ оценка собственных действий в процессе реализации игровой технологии (удачные моменты и ошибки);

‒ оценка эффективности данной игровой технологии для решения задач и реализации содержания образовательной области, возможности воспроизводимости технологии в других условиях;

‒ формулирование предложений по внесению в игровую технологию поправок, при необходимости исправление замысла; замена игрового образа, игровой ситуации, пересмотр ролей, способов взаимодействия детей и др.

Психолого-педагогические требования к отбору игр и игрушек

Игрушка, игра обладают доказанным влиянием на психику ребенка, на его развитие. Это влияние носит как ситуативный характер: игрушка может напугать, игрушка может стимулировать агрессивность, жестокость и т.д., так и долгосрочное воздействие: игрушка формирует ценности, вкус, картину мира. Игрушка становится одним из фильтров, через которые ребенок воспринимает мир. Игрушка, как «зеркало культуры», является неотъемлемым атрибутом игры, игровых технологий. Игрушка представляет собой одну из фундаментальных универсалий человеческого бытия, поскольку служит для передачи в особой «свернутой форме» ценностей культуры и опыта поколений, значения и состояния современной цивилизации.

Родители не могут и не должны обладать всеми знаниями в области педагогики и психологии. Вместе с тем, общество и психолого-педагогическое сообщество должны компетентно влиять на выбор игрушек для детей и формировать безопасные основания для этого. Психолого-педагогическая экспертиза должна носить не запретительный, а рекомендательный характер. Рекомендательный характер экспертизы может стать простым маркером выбора психологически безопасной игрушки и игрушки, соответствующей возрасту. Должны быть разработан и реализован единый подходы к проведению психолого-педагогической экспертизы.

Игрушка – часть потребительского поведения. В потреблении важно формировать критичность, умение распознавать товар и пользоваться им, сравнивать его с аналогичными. Самое сложное для ребенка и для родителя: научиться противостоять внешним манипуляциям, направленным на чрезмерное потребление и покупку игрушки «модной», «раскрученной», фактически навязанной. Психолого-педагогической экспертизе должно сопутствовать развитие потребительской компетентности родителей, понимание того, кто и зачем манипулирует.

Психолого-педагогическая экспертиза игрушки включает в себя следующие основные компоненты:

‒ психологическое соответствие возрасту;

‒ адекватные функциональные возможности;

‒ психологическую экологичность, соответствие физическим возможностям ребенка, особенностям его восприятия, мышления, представлений;

‒ естественность игрушки как соответствие адекватной картине мира; образ, создаваемый игрушкой;

‒ чувства, которые вызывает игрушка (игрушка не должна вызывать страх, в том числе отсроченный по времени; не должна вызывать отвращение, потерю чувства безопасности, злость, жестокость и проч.);

‒ возможности развития; многозначность и вариативность возможностей использования.

Если расширять перечень требований психолого-педагогической экспертизы игрушки, то стоит добавить:

‒ возможность коллективного взаимодействия по поводу игрушки;

‒ возможность осуществления активных действий с игрушкой;

‒ возможность индивидуализации игрушки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В разработанных методических рекомендациях:

• раскрыты методические основания, определяющие эффективность реализации игровых технологий в образовательном процессе ДОО;

• предложен и обоснован алгоритм, позволяющий создавать и совершенствовать игровые технологии в образовательной практике ДОО и различных видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально-валеологического воспитания дошкольников

В свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально использовать здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Проводить интегрированные музыкально-валеологические занятия. ...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

Использование блоков Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников.

  Важнейшая задача воспитания маленького ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новый материал. Поэтому эффективное развитие ин...