Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_igrovye_tehnologii.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»
Педагог-мастер: Середа О.Ю.
Участники мастер-класса: педагоги
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения: музыкальный зал
Продолжительность мастер-класса: 40 минут
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития критического мышления у старших дошкольников средствами игровой технологии, освоение и последующее применение игровой технологии для развития критического мышления детей участниками мастер-класса в собственной педагогической деятельности.
Задачи:
- Обосновать актуальность проблемы развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой технологии.
- Познакомить педагогов с особенностями организации игровой технологии, направленной на развитие критическогозх мышления у старших дошкольников.
- Обучить педагогов игровым приемам по развитию критического мышления у старших дошкольников.
- Вызвать интерес к апробированию на практике игровых приемов по развитию критического мышления у старших дошкольников.
Планируемые результаты:
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса по развитию критического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой технологии;
- практическое применение педагогами игровых приемов по развитию критического мышления у старших дошкольников.
Оборудование: мультимедийная презентация, шляпы разного цвета, листы бумаги, ручки, кубик, иллюстрации для кубика, картинки домашних и диких животных, иллюстрации кругов сравнения, музыкальное сопровождение.
Ход мастер-класса:
Презентация опыта мастера.
Здравствуйте, коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. А чтобы понять, какой теме он посвящен, необходимо выполнить задание, которое называется «Пять строк».
Вы видите схему ответов и вопросов, по ней будем работать (схема представлена на слайде).
1.Процесс, о котором идет речь (существительное).
2.Суть процесса (прилагательное).
3.Пути и способы реализации процесса.
Первый вопрос соответствует первому пункту схемы. Вопрос следующий: данный процесс представляет собой психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. О каком процессе идет речь? (мышление)
На месте 1 пункта схемы появляется слово «мышление»
Второй вопрос соответствует второму пункту схемы. Это прилагательное используется в значениях: относящийся к критике, содержащий критику (отрицательную оценку), находящийся в состоянии кризиса, опасный, обладающий способностью к критике. (критическое)
На месте 2 пункта схемы появляется слово «критическое»
Третий вопрос соответствует третьему пункту схемы. Эта технология в педагогической науке понимается как достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Какая это технология? (игровая технология)
На месте 3 пункта схемы появляется «игровая технология»
Итак, какая же тема мастер-класса? (участники отвечают)
Верно, тема нашего мастер-класса звучит так «Игровая технология как средство развития критического мышления дошкольников».
Вы сами стали участниками игровой деятельности, которая способствовала развитию критического мышления.
Давайте вспомним, что критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Кто-то скажет, что здесь используется технология критического мышления, а не игровая технология. Наша цель состоит в том, чтобы интегрировать две этих технологии и адаптировать их к дошкольному возрасту. Технология критического мышления является весьма сложной, поэтому ее стоит как бы «разбавить» для дошкольников, чему и способствует игровая технология. А как мы все знаем, игровая деятельность является ведущей в течение дошкольного периода. Поэтому данная технология является как никогда актуальной, которая повышает у детей уровень работоспособности, усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска. А в старшем дошкольном возрасте дети уже способны рассуждать, логически мыслить, поэтому развитие критического мышления и использование игровой технологии обосновано.
Представление системы работы по развитию критического мышления у дошкольников
Мы рекомендуем применять игровые приемы, способствующие развитию критического мышления у старших дошкольников, в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
В ходе организации игровых приемов стоит соблюдать следующие условия:
1) соответствие игрового приема целям образовательной ситуации;
2) доступность для возраста;
3) умеренность в использовании игр.
Имитационная игра.
Считаю целесообразным привести примеры некоторых игровых приемов, способствующих развитию критического мышления у старших дошкольников. Для этого предлагаю немного побыть детьми и поиграть.
Например, в образовательной области «Речевое развитие» можно использовать игровой прием «Прогнозирование», целью которого заключается в активизации представлений детей по теме содержания текста художественного произведения, выраженного в его названии.
Тема: Н.И. Сладков «Белкин мухомор»
Как вы думаете, о чем вы сейчас узнаете в рассказе Н.И. Сладкова «Белкин мухомор»?
О каких животных пойдет речь? Выберите из набора иллюстраций (лиса, медведь, кошка, собака, рысь, белка и др.).
А сейчас слушаем рассказ и узнаем, правильно ли вы ответили на вопросы.
Зима для зверей – время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка — грибы. И всё, казалось бы, тут понятно и просто: и сало, и грибы, и орехи ой как зимой пригодятся!
Просто совсем, да не со всеми!
Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг... мухомор! Наткнут на сучок — красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый?
Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, когда поумнеют, их не едят? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, мухомор сушёный для них что-то вроде лекарства?
Много разных предположений, а точной отгадки нет. Вот бы всё разузнать и проверить!
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» можем предложить детям прием «Кубик». Суть данного приема состоит в том, что на каждой стороне кубика нарисовано изображение, которое отражает суть задания, где необходимо продемонстрировать нарисованную ситуацию.
В самом начале игры нужно разобрать, что обозначают иллюстрации.
Стороны кубика:
1.Сцена знакомства.
2. Попроси прощения у товарища.
3. Спроси у товарища, можно ли с ним поиграть?
4. Изобрази сцену прощания с другом.
5. Изобрази сцену разговора с воспитателем.
6.Изобрази сцену беседы с другом.
Давайте станем в круг. Выбирается ведущий, сейчас буду я. По кругу мы передаем этот кубик, у меня закрыты глаза, я в любое время говорю «Стоп!», вы перестаете передавать кубик, ко мне подходит человек с кубиком, я с закрытыми глазами указываю на сторону кубика, человек выполняет это задание и если выполнит его, то становится ведущим, а я становлюсь со всеми в круг. И так игра продолжается. Начнем.
Реализуя задачи образовательной области «Физическое развитие», рекомендуем использовать игровой прием «Ассоциативный куст».
Здесь предлагается показывать какие-либо движения, которые что-то обозначают, задача всех детей – сказать, что эти движения им напоминают, с чем они их сравнивают. Давайте попробуем.
Сначала я покажу я, а потом по желанию.
Педагог-мастер показывает движение, можно под музыку, участники говорят свои ассоциации. Дальше участники показывают движения
В образовательной области «Познавательное развитие» можно применять такой игровой прием как «Диаграммы Венна», или по-другому «Круги сравнения». Этот прием используется для того, что конкретизировать, классифицировать на основе сравнения.
Например, по теме «Домашние животные».
- Что мы знаем о животных?
- На какие группы мы их можем поделить?
Распределите животных по кругам сравнения.
Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние).
- Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения?
Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов.
- Чем отличаются дикие и домашние собаки?
- Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?
Моделирование.
Современный образовательный процесс требует от педагога новый идей, поэтому я предлагаю пофантазировать и придумать собственные игровые приемы, который способствуют развитию критического мышления у дошкольников. Мы рассмотрели 4 образовательные области, где может развиваться критическое мышление у детей средствами игровой технологии, осталась одна – «Художественно-эстетическое развитие». Здесь вы можете выбрать любой возраст.
Сейчас мы поделимся на творческие группы, у каждой из вас есть ручка и бумага, на которой вы запишите придуманный игровой прием для развития критического мышления у детей. Ваша задача не только придумать, но и продемонстрировать его, как мы это делали выше. У вас 5 минут.
Приступаем к выполнению задания.
Выполнение задания. Демонстрация результатов.
Рефлексия.
А сейчас давайте узнаем Ваше мнение о сегодняшней теме мастер-класса. Для этого используем игровой прием «Шляпы мышления».
Эти шляпы работают следующим образом:
- белая шляпа говорит факты;
- красная шляпа высказывает чувства и эмоции;
- черная шляпа ищет недостатки, критикует;
- желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты.
На слайде представлены шляпы разного цвета, написаны задачи каждой
На столе лежат 4 шляпы разного цвета
Поэтому по очереди выбираете шляпу любого цвета, и делитесь своим мнением в соответствии с задачей, которая предлагает каждая шляпа.
На этом наш мастер-класс подошел к концу.
Благодарю за внимание и активное участие. Спасибо!
Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
Например, на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом семилетние дети, словно забывая, что это игрушка увлеченно рассказывают Буратино о городе.
Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.
Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др.
Например, белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет), нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение), самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Старшие дошкольники могут « путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.
Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Самые маленькие дети понимают, почему колобок « скатился» с нарисованной дорожки,- дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно исправляют ошибку,
Обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения и поэтому он как - бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа, его воплощение.
Например, «Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.
На занятиях рисованием возможно применение другой группы игровых ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёцыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы чсилуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «ОДЕЖДА». «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т.п.) относится к этой группе. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения между персонажами или людьми.
Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями так называемых учебных и творческих задач.
Наблюдение; визуальное обследование предметов; рассматривание образца; изучение картин, репродукций и иллюстраций; демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями); анализ детских работ; игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
Ситуативный разговор; метод сравнения картин; искусствоведческий рассказ, художественное слово; символическое моделирование; использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки); указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам; игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
Отрабатывание формообразующих движений рукой; доведение движений до автоматизма; работа на черновиках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...
Мастер-класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер-класс для воспитателей на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...
Мастер – класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер - класс для воспитателей "Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников"...
Консультация для воспитателей "Технология КРОССЕНС, как средство развития критического мышления старших дошкольников"
Критическое мышление – это умение мыслить.И тогда даже в самой безвыходной ситуации ребенок сможет найти выход, что позволит ему добиться успехов в любой сфере деятельности на протяжен...
«Кубики Блума» как средство развития критического мышления у дошкольников.
laquo;Кубики Блума» как средство развития критического мышления у дошкольников....
План по самообразованию педагога по теме " Игровые технологии как средство развития логического мышления у дошкольников"
вторая младшая группа...
Мастер-класс «Исследовательская лаборатория как средство развития критического мышления старших дошкольников»
Привлечь внимание педагогов к проблеме развития критического мышления у старших дошкольников....