Методическая разработка. Педагогический проект «Масленица идёт, весну под руку ведёт»
методическая разработка (старшая группа)
Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Масленица идёт, весну под руку ведёт»
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»
Санкт -Петербург
2024 год
«Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость
и человеческое достоинство»
Г.Н. Волков
Проблема проекта:
Когда я спросила у детей, что они знают о народном празднике Масленица, в основном был один и тот же ответ: «Блины!». Несколько ребят вспомнили о том, что сжигается чучело. Тогда и возникла идея провести проект «Масленица идёт, весну за руку ведёт». Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа
Цель проекта:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения старинного русского праздника
- Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному празднику Масленица, его обычаям и традициям через разнообразные виды деятельности
- Приобщать родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта
- Пополнить предметно-пространственную среду группы для развития познавательной активности детей, творческих способностей, игровой деятельности в рамках проекта
Коррекционные задачи:
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи
- Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, частушками и поговорками
- Развивать связную речь
- Обогащать словарный запас
- Развивать общую и мелкую моторику рук.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение
Участники:
- Дети старшей группы компенсирующей направленности «Дюймовочка»
- Воспитатели
- Учитель – логопед
- Инструктор по физической культуре
- Музыкальный руководитель
- Родители
Тип проекта:
Групповой, творческий
Продолжительность:
Краткосрочный с 11.03 по 17.03 2024 года
Ожидаемый результат:
На уровне ребенка:
- Расширение у детей представлений о об обычаях и традициях празднования на Руси обрядового праздника Масленица
- Проявление у детей интереса к культуре русского народа
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагогов:
- Повышение качества методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
На уровне родителей воспитанников:
- Повышение компетентности родителей в вопросах приобщение детей к русским народным традициям, к воспитанию у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям
- Повышение педагогической культуры родителей, установка доверительных и партнерских отношений
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм воспитания дошкольников
- Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и интерактивных методов обучения в воспитании дошкольников
На уровне предметно-развивающей среды:
- Создание материально - технической базы для плодотворной работы по теме проекта
Этапы реализации проекта
Этапы | Цель | Содержание | Формы сотрудничества |
1 этап подготовительный | Проблема | Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта. Определение цели и задач проекта. | Информирование родителей о сроках проведения проекта. Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Подбор художественной литературы, музыкального материала, атрибутов |
2 этап проектировочный | Планирование | Составление плана по реализации проекта. Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме | Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте. Разработка конспектов мероприятий совместной деятельности с детьми |
3 этап практический | Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий | Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов | Просмотр презентации «Как праздновали масленицу на Руси» Оформление мини выставки «Масленичный калейдоскоп» Создание видеоролика «Как на масленой неделе» Продукт проекта Выставка совместного творчества детей и родителей «Кукла масленка» |
4 этап аналитический | Рефлексия и коррекция | Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы | Беседы |
5 этап заключительный | Презентация проекта | Представление содержания работы, обоснование выводов | Продукт проекта Выставка совместного творчества детей и родителей «Кукла масленка» |
План мероприятий по реализации проекта
Совместная деятельность взрослого и детей | ||||
Социально-коммуникативное развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Сюжетно-ролевая игра: «Масленицу встречаем», «Пекарня» Беседы: «Огонь – не забава!», «Правила поведения во время праздника» Ознакомление с трудом взрослых: «Артист» Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре «Масленицу встречаем» Настольно печатные игры: «Лото Ассоциации», «Сложи узор», «Любимые сказки», «Эмоции», «Хитрые предметы», «Времена года»
| Беседа: «Гость в доме, хозяину радость» Словесная игра «Сплетём венок из предложений» Чтение художественной литературы: стихотворение Д. Кузнецова «Блины», стихотворение Е. Краснова «Масленица», рассказ Т.Нуждина «Блины», русские народные сказки «Как весна зиму поборола», «Соломенная масленица», «Солнце и блины», «Крылатый мохнатый и масленый» Разучивание масленичных закличек, потешек, русских народных песенок Заучивание стихотворения: И. Мордовиной «Масленица угощает» Обсуждение смысла пословицы: «Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем» | Рассматривание репродукций картин: Б.Кустодиева «Масленица, В.Сурикова «Взятие снежного городка» Рассказ воспитателя с просмотром презентации: «Как праздновали Масленицу на Руси» Беседа: «Народный календарь природы. Весна» Проблемная ситуация: «Потерялся рецепт блинов.Поможем Золушке испечь блины» Дидактические игры; «Испечём блины»», «На что похоже» «Да – нет» Просмотр и анализ мультфильма: «Смешарики» (серия «Масленица») | Рисование: по мотивам дымковской росписи «Нарядная лошадка» Лепка: «Ой блины, блиночки»» Аппликация в технике декупаж: «Тарелочка для блинов» Прослушивание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Проводы Масленицы», Слушание песни «Ой, блины, мои блины», «Едет Масленица» Пение песни «Вот уж зимушка проходит» Конструирование: (из крупного строительного материала) «Русская печь» Игра на детских музыкальных инструментах «Шумовой оркестр» | Сюжетная гимнастика: «Мы за чаем не скучаем» Народные подвижные игры: «Плетень», «Ручеёк», «Горелки», «Карусель», «Звонарь» «Бабка-Ёжка» Игры - эстафеты: «Блинная эстафета» «Силачи» Хороводная игра: «Веснянка», «Каравай» Пальчиковая гимнастика: «На блины» «Пять яиц, стакан воды» |
Работа с родителями | Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры» Консультация «Народные традиции. Ух ты, Масленица!» Наглядная информация «Читаем вместе» (подборка художественной литературы, потешек, закличек по теме проекта) Участие родителей в народном празднике Масленичное гулянье «Масленица идёт – весну под руку ведет!» Рекомендации для просмотра с детьми дома мультфильма «Ишь ты, масленица», «Масленица» Буклет " Чудо праздник на дворе, говорит:" конец зиме"» Мастер-класс «Кукла Масленка» Прогулка выходного дня в парк Сосновка на праздник «Широкая масленица» Продукт проекта Выставка совместного творчества детей и родителей «Кукла масленка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Педагогический проект "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ"
Методическая разработка педагогического проекта организации и проведения тематического дня в детском саду. В представленном проекте "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" показано взаимодействие всех участн...

Методическая разработка: педагогический проект "Фрукты - овощи".
Данный материал содержит подробный план реализации проекта «Фрукты – овощи», а так же конспект итоговой совместной деятельности с детьми среднего возраста по формированию предметных представлений по т...

Методическая разработка Педагогический проект "Детский сад - второй наш дом, здесь мы играем и растем"
Приближается время выпускного бала…Совместно с детьми формулируем проблему:Какие впечатления о детском саде останутся с ребенком на всю жизнь?Как сохранить друзей детства?Какой след ребенок оставит в ...

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью" (Приложение)
Методическая разработка педагогического проекта, направленного на создание благоприятных условий для облегчения адаптации детей к ДОУ...

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью"
Методическая разработка краткосрочного педагогического проекта по обеспечению условий для успешной адаптации детей к ДОУ....

Методическая разработка педагогического проекта "Колобок".Младшая группа.
Целью создания данного проекта, было пробудить интерес детей к театрально-игровой деятельности, заинтересовать и побудить к участию в драматизации русской народной сказки «Колобок». Познакомить детей ...

Методическая разработка педагогического проекта "Птички весной" для средней группы
Вид, тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий.Тема: «Весна»Длительность проекта: 1 неделя(с 21.03.2016-28.03.2016)Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)Цель: Формирование музыкальны...