Беседа "Мой город над Окой"
материал (старшая группа)
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о родном городе: его история возникновения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_moy_gorod.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Мой город над Окой»
Цель: Воспитывать уважительное отношение к Родине. Формировать основы гражданственности и патриотизма.
Задачи:
Познавательные:
- Обогащать представления о малой родине.
- Поддерживать любознательность по отношению к родному краю.
- Знакомить со смыслом некоторых символов и памятников населенного пункта.
Развивающие:
- Развивать умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах.
Воспитательные:
- Воспитание гордости за свою малую родину и ее историческое прошлое
- Воспитание интереса и положительного отношения к истории своего города, чувства любви и привязанности к культурным ценностям родного края.
Содержание: Беседа, отгадывание загадок о городском транспорте, рассматривание иллюстраций различных зданий и домов.
Способы активации детской деятельности: Сюрпризный момент, художественное слово – загадки, вопросы к детям, беседа, наглядность (иллюстрации).
Материалы: Иллюстрации (фотографии) с изображением различных городских зданий, микрофон.
Ход беседы: - Ребята, подойдите все ко мне. Послушайте, я хочу вам загадать загадку. Слушайте внимательно.
Днем солнце освещает.
Ночью фонарями заполняет,
Домами разными застроен,
И населением заполнен!
- Ребята, что это?
- Город
- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Кто знает как он называется? Правильно, у нашего города красивое название Дзержинск. Мы с вами, его жители, называемся дзержинцы. Давайте повторим это слово. Наш город стоит на прекрасной русской реке Ока.
Мой Дзержинск
Ольга Стрежнева
Славный город на реке,
На красавице Оке.
Самый лучший и родной,
И любимый всей душой.
Как хорош, ты мой Дзержинск!
Я восторг не скрою.
Здесь хочу с семьёй я жить,
И расти с тобою.
Процветай, живи мой город,
Пусть порою не легко.
Город мой не сломит холод
Никогда и ни за что.
Пусть тобой гордятся люди,
Мой Дзержинск, мой милый дом!
В семьях пусть достаток будет,
Песни пусть поют о нём.
В моём городе чудесном
Все родные, все свои…
Говорю я о Дзержинске,
О большой к нему любви!
- Вот какими красивыми словами поэтесса описала наш родной город! Попробуйте и вы рассказать, за что вы любите наш Дзержинск. (Ответы детей)
- Сегодня я расскажу вам о том, как появился наш город. Проходите, садитесь на стульчики.
- На месте современного Дзержинска ранее было село Растяпино. Как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей)
- Почему назвали село – Растяпино существует несколько преданий.
Первые упоминания о селе были 5 сотен лет назад. Тогда во главе нашего государства был царь и звали его Пётр I. Жил он в Москве, столице нашей Родины. Готовясь к военному походу, царь приехал в Нижний Новгород, повелел заложить тут судоверфь для военных кораблей. Что это, такое судоверфь? (ответы детей)
- Судоверфь - это место, где строят корабли. Раньше их строили из леса. А соснового леса около реки Оки было много.
Царь собственной персоной проезжал как-то мимо одного села и наткнулся при въезде на глухо закрытые ворота. «Растяпы!» – воскликнул в сердцах ожидавший более радушного приёма Петр I. Ребята, как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей).
- Растяпа – это неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо. Вот так появилось первое предание о названии нашего села.
Второе предание.
Название села произошло от “тяпания” топора, направляемого голосом бригадира: “Раз! Тяп! Раз! Тяп!”
- С давних пор известен наш край под названием Черноречье, получивший имя от небольшой лесной речки Черной, что протекала некогда здесь и впадала в полноводную Оку. Прошло много лет. Через наше село построили железную дорогу связавшую города Москву и Нижний Новгород. Станцию в селе Растяпино назвали «Чёрное».
- В это же время здесь начинают работу и первые предприятия – сначала алебастро-гипсовый завод, затем канатная фабрика. Были построены первые химические заводы «Корунд» и «Завод им. Я.М.Свердлова».
- Время шло. Власть в нашей стране поменялась в результате революции. Царя не стало. Так люди стали строить новое государство – Советский Союз.
Наша страна тогда очень нуждалась в продукции химических заводов, которая была необходима для изготовления машин, строительных материалов, тканей, посуды… . Вот тогда на месте посёлка Растяпино стал строиться наш город Дзержинск, который было решено сделать крупным центром химической промышленности.
-Ребята, как вы думаете, почему назвали наш город Дзержинск? (высказывания детей)
- Это память о человеке Феликсе Эдмундовиче Дзержинском, неутомимом труженике, борце за лучшую жизнь. Он хотел построить город будущего, где не было бы преступников, люди все работали, а их дети ходили бы в бесплатные школы и детские сады, жили в красивых современных домах и квартирах. (фотография памятника Ф.Э. Дзержинского)
- Как и у каждого города у Дзержинска есть герб. (фотография герба)
- Кроме химических заводов в нашем городе работали и работают по сей день предприятия пищевой промышленности, которые изготавливают продукты питания. (фотография фабрики «Дэмка», «Хлебзавода»)
- Назовите, что выпускают на «Дэмке». (показ картинок с продукцией предприятия) Как это можно назвать одним словом? (ответы детей)
- Назовите, что выпекают на «Хлебзаводе». (показ педагогом картинок с продукцией предприятия) Как это можно назвать одним словом? (ответы детей)
- В нашем городе много улиц, домов, площадей, проспектов. Есть парки, театры. Каждый человек, особенно ребенок, должен очень хорошо знать свой домашний адрес, чтобы не потеряться в городе. Домашний адрес – это название города, улицы, на которой вы живете, номер дома и квартиры. Давайте поиграем в игру «Радиоэфир». Сейчас у каждого из вас появится возможность громко по радио объявить свой домашний адрес. Начинать надо со слов: «Я живу в городе Дзержинск, на улице … дом №… квартира №… (Дети по очереди называют свой домашний адрес, в случае затруднения воспитатель помогает ребенку правильно назвать точный адрес).
- А как вы думаете, для чего человеку нужно знать домашний адрес? (Ответы детей)
- Домашний адрес необходимо знать еще и для того, чтобы получать письма из других городов, чтобы ваши гости знали, куда приходить на праздники, чтобы можно было вызвать на дом врача, если вы вдруг заболеете.
- Вы любите свой город? (Ответы детей). Как вы думаете, что значит любить свой город? (Ответы детей)
- Любить свой город – значит стараться сделать для него все, чтобы ему было хорошо, как мы стараемся для тех, кого любим.
- Что люди могут сделать для своей малой Родины (для своего города)? (Хорошо учиться, трудиться, чтобы сделать свой город лучше)
- Вы еще маленькие, но ваши мамы и папы, бабушки и дедушки трудятся в нашем городе. Очень много взрослых людей хорошо работают, чтобы сделать наш город еще лучше. В нашем родном городе много заводов, больниц, школ, детских садов, магазинов, и везде работают люди.
- Кто работает в больнице? (Ответы детей) Правильно, дети, это врачи. Что они делают на работе? (Ответы детей).
- А кто работает в школе? (Учитель)
- Кто в нашем городе строит красивые дома, парки, школы. (Строители)
- И еще очень много людей разных профессий работают в нашем городе.
- Ребята, как мы уже говорили, в нашем городе очень много улиц. По этим улицам ездит много разных машин, чтобы люди могли быстрее добраться на работу, в детский сад, театр, в гости. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете какой транспорт есть в нашем городе.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)
- Правильно! Это автобус. В нашем городе очень много автобусов, и, наверное, каждый из вас не раз ездил на автобусе.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька (троллейбус)
- Правильно! Это троллейбус.
Если нужно ехать срочно,
Каждый знает это точно:
Ты лишь только попроси —
Вмиг примчит к тебе … . (такси)
- Ребята, на каком транспорте можно попасть в наш город (На поезде, электричке, автобусе)
- Куда прибывает поезд? (На железнодорожный вокзал)
- Куда приезжает автобус (На автовокзал).
- В нашем городе есть и железнодорожный вокзал. Оттуда отправляются поезда в другие города нашей страны. А так же есть автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные населенные пункты, находящиеся вокруг нашего города.
- Ребята наш город Дзержинск – это наша малая родина, самое родное место на земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит каким будет наш город в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать»:
Ты по – прежнему светел и молод,
Я кварталы твои узнаю.
Ты прекрасен, мой солнечный город!
Эту песню тебе я пою!
Над тобою пылают рассветы;
День лазурный встает над тобой,
Весь ты соткан из солнца и света.
Стал навеки моею судьбой!
В. Семенов.
- Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе.
- Наше путешествие по истории города Дзержинска заканчивается.
- Вам понравилось оно? (ответы детей)
- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
- В заключении хочется сказать ещё раз, любите свой город, уважайте его историю, берегите природу родного края!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 124
Конспект беседы с детьми старшей группы
«Мой город над Окой»
Составила: воспитатель высшей
квалификационной категории
Смирнова Е. В.
г. Дзержинск
2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Город мой, город таежный"
Данная презентация была выполнена для детей старшего дошкольного возраста при проведении тематической недели"Россия, родина моя"...
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....
Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)
Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого городского педагогического марафона, на котором была предложена программа меропр...
Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.
Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...
Занятие для детей подготовительной к школе группе из цикла «Город Лахденпохья , ты нам всех милей!». Целевая прогулка по родному городу «Улица города, на которой стоит наш детский сад».
Занятие для детей подготовительной к школе группе из цикла «Город Лахденпохья , ты нам всех милей!». Целевая прогулка по родному городу «Улица города, на которой стоит наш детский са...