Проект "Русская изба"
проект (старшая группа)

Кармишина Светлана Николаевна

Целью проекта является знакомство детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, 

расширение представлений о народных традициях, обычаях, обрядах и 

 приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izba_23-24.docx66.1 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Русская изба»

( с детьми 5-7лет старшей разновозрастной группы с нарушением речи)

                                                                                 Чем дальше в будущее входим,

                                                                              Тем больше прошлым дорожим,

                                                                                  И в старом красоту находим,

                                                                                    Хоть новому принадлежим

Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума,
представления о мире, красоте.

 Пояснительная записка

   Система работы в этом направлении требует организацию особых условий,
создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности
обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных
переживаний. Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.   

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация макета «Русская изба».

Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В
предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье,
одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума,
представления о мире, красоте.

Реализация проекта предполагает совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.

Проект будет интересен воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям дошкольников.

Технологическая карта проекта

Творческое название проекта

«Русская изба»

Тип проекта

Информационный, творческий, познавательно – исследовательский,

Групповой

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Воспитатели и дети разновозрастной                                                                    группы с нарушением речи « Ромашка», родители дошкольников, учитель – логопед, музыкальный руководитель.

Продолжительность

Долгосрочный (с 09.10.2023 по 11.03.2024)

Проблема

Дети 5-7 лет разновозрастной     группы с нарушением речи мало получают информации о русской культуре, быте, им следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры.

 

Причины проблемы

При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы:

-Что такое русская печка?

- Что такое изба?

- Кто же жил в таком доме?

- Зачем нужна в доме печка?

- Какую люди носили одежду? И много других.

Поэтому мы посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Цель

Развитие представлений детей о русской культуре: о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа. 
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума,
представления о мире, красоте.

Задачи

- для детей:

 - Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах. 

 - Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

 - Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ушат, зыбка, прялка, лавка, сундук и т. д.; 

 - Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

 - Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к истории своего народа 

 - Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей. 

 - Познакомить с музыкальными произведениями русского фольклора (песни, пляски, пьесы).

 - Развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;

    - для педагогов:

 - Оказывать детям помощь в выявлении проблем, в поиске их решений;

 - Организовать макет «Русская изба».

 - Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, к участию в проекте

 - Разъяснить родителям важность знания детьми русских традиций, русской истории.

- для родителей:

 - Принимать, по возможности, участие в реализации проекта, оказывать помощь детям в создании и оформлении макета русской избы.

 Коррекционно-образовательные:

  • расширять словарный запас по лексической теме;
  • формировать умения образовывать прилагательные от наречий и существительных;
  • закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, подбирать слова - признаки и действия к словам;
  • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
  • автоматизация поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать умение понимать обращенную речь;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитать интерес; повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Этапы реализации

1 этап - Подготовительный этап

- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед , изготовление дидактических игр, приобретение, с помощью родителей и сборка набора -конструктора «Мебель для избушки»( печь, стол, лавка, люлька), «Русская изба» и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

2 этап - Основной этап.

Реализация проекта

3 этап Заключительный этап

- Презентация проекта.
- Создание с детьми макета «Русской избы».

Формы работы

с детьми в процессе реализации проекта:

- Беседы с детьми.

- Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

- Чтение художественной литературы.

- Продуктивная деятельность.

- Театрализованные игры.

- Рассматривание предметов быта и посуды.

- Просмотр видеороликов, мультфильмов.

- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

- Рассказ о народных обычаях и традициях.

- с родителями по реализации проекта:

- Консультация для  родителей «Как люди на Руси жили»

- Консультация для  родителей «Предметы быта дедушек и бабушек»

 - Папка передвижка для родителей « Русская изба».

 - Привлечение родителей к совместному творчеству над макетом «Русская изба».

- Обогащение предметно-развивающей среды.

- с педагогами по реализации проекта:

- Презентация проекта вместе с детьми.

Условия реализации проекта

- Принцип интеграции образовательных областей;

- Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – эстетическую, коммуникативную;

- Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

Ожидаемый результат с детьми

 - Дети получат знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

- Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

 - Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.

 - Создание макета «Русская изба».

Этапы проведения и реализации проекта:

1 Этап: Подготовительный

- сбор информации, подготовка наглядного материала;

- опрос детей: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что будем для этого делать?»;

- изготовление с детьми карточек «методы исследования»;

- консультации для родителей;

- подбор дидактических игр.

2 Этап: Основной 

- Работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы, просмотр видеороликов, мультфильмов, научных фильмов, подготовка к сборке макета

 -Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей).

3 Этап: Заключительный

 - Оформление макета «Русская изба» в группе с детьми.

Краткое содержание проекта

1.Подготовительный этап.

    - Постановка проблемы «Для чего необходимо знать историю жилища человека?».

     - беседа «Что такое русская изба?»

    - рассказ «Как строили дом на Руси»

   - виртуальная  «Экскурсия в музей Мир русской деревни».

- изготовление картотеки песен и стихотворений

  - изготовление папки – передвижки

  - изготовление лэпбука «Русская изба»  

2. Практический этап.

- Беседа с детьми « Как жили раньше?»

  -русская народная игра «Ручеёк»

  -знакомство с лэпбуком« Русская изба»

  - Просмотр альбома «Старинная одежда»

- НОД  «Социально-коммуникативное развитие»  «Деревянное зодчество»

-  НОД  «Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»

  - Отгадывание загадок по теме

-  Заучивание стихотворения из картотеки « Матрешка»

 - просмотр презентации «Русская изба»

- Рассматривание старинных предметов домашнего быта.  

- составление словаря, картотеки пословиц и поговорок

  -русская народная игра «Дедушка Рожок»

  - самостоятельная деятельность с лэпбуком «Русская изба»

  - изготовления макета «Русская изба»

  - работа  с макетом «Русская изба»

  - просмотр альбома «Русская изба»

- чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.

-рисование  узора деревянной резьбы.

- д/и «Построй избу», «Помоги плотнику»,  «Укрась избушку узором», «Составь узор».

  - заучивание песни « Калинка»

  - игры с макетом «Русская изба»

  - русская народная игра «Лягушки на болоте»

  -беседа: «Дом, в котором мы живем»

  - чтение художественной литературы Ю. Дорожин «Как жили наши предки»

 - русская народная игра «Золотые ворота», «Заплетись плетень».

Итог проекта

Повысился уровень осведомленности дошкольников  об устройстве русской избы;

Дети познакомились  с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

  В результате проектной деятельности дошкольники приобщились  к истокам традиционной культуры,  стали  более лучше понимать  и принимать  народные игры, обычаи, традиции.

Ближе познакомились с культурой  и бытом наших предков.

Продукты проектной деятельности:

Создание альбомов: «Старинное кухонное убранство», «Старинная одежда», «Русская изба».

Создание лэпбука «Русская изба».

Создание картотеки песен и стихотворений, картотеки пословиц и поговорок.

Макет «Русская изба» .

Приложение  

Беседа «Что такое русская изба?»

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать представления детей о традициях русского народа, о русской избе - жилища крестьянской семьи.

Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок).

Развивающие: Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Материалы и оборудование:

 Предметы домашнего обихода.   Пластилин, дощечки для лепки, стека

Предварительная работа:  Чтение русских народных сказок.

 Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Ход занятия

 Звучит русская народная музыка. Демонстрация презентации.

  Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

 Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

 Дети: Печь.

 Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

Беседа о печи.

•        Почему печь занимала так мног о места?

•        А для чего она нужна?

•        Каким цветом была печь?

•        О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?

Пословицы и поговорки.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе?  Давайте их проговорим:

•        « Без печи хата – не хата».

•        « Когда в печи жарко – тогда и варко».

•        « Что есть в печи – все на стол мечи».

•         «Не красна изба углами, а красна пирогами»

 Воспитатель: Молодцы.  О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.  Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.

 Воспитатель загадывает загадку:

 Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

 Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен?  В чугунке варили кашу, щи.

 - В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

   Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.  ( Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Хороводная игра.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

 Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

 -А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

 -Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

 Загадка

 Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь.  (Веретено).

Особенности одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

 Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

 Сверху пар, снизу пар —

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Практическая работа с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски , а может кто захочет и самовар слепить .

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей   «Русская изба».

 — Вам понравилось? (Ответ детей).

 — Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Рассказ  педагога

«Как строили дом на Руси»

Задачи:

Образовательные: Формировать представления о строении  избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).

Развивающие: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Расширить словарь: изба, кровля, плотник, клеть, сруб, венец, матица, причелина, красное окно и т.п.;

Воспитательные:  Воспитывать патриотические чувства.

Материалы и оборудование: таблицы - схемы: строение дома, инструмент плотника, части дома, виды русских домов и т.д.; слайды о строительстве дома и его частей -  «Древнерусский дом», «Народоведение»; заготовки из бумаги: бревна, крыша дома и основа дома – каркас из картона для моделирования русской избы; писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеенка для стола.

Историческая справка:  Русское слово изба происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою называли жилой сруб, в котором топили печь, в отличие от клети, которая не отапливалась.

Дома для больших семей составляли из нескольких срубов, в два-три этажа, с двухэтажными рублеными дворами. Строили дома и с внутренними рублеными стенами. Если такая стена делит дом пополам, то он называется пятистенок; домшестистенок, – как бы два сруба под одной крышей. Строили дом из сосны. Это самое лучшее дерево, смолистое, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит, и дольше не загнивает. Из ели заготавливали кровлю, а покрывали кровлю чаще всего осиновой щепой или фигурными дощечками (наподобие черепицы), которые назывались лемехом.

Начиналась любая стройка из дерева со складывания дома из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы брёвна намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т.е. связывать прямоугольник. Сруб - это основа любого строения на Руси.

Никаких гвоздей, как правило, никогда не использовали, но ни одно бревно в таком срубе невозможно было двинуть – так накрепко они соединялись. Основа у всех деревянных строений была одна – клеть или сруб, из четырёх стен. Клеть состоит из уложенных друг на друга венцов из бревен. Венец на венец – так растёт сруб в высоту. Самый нижний, первый и самый важный венец в срубе назывался  окладной. Его клали на четыре камня, вкопанных по углам в землю или на смоляные и обожженные комли – толстые деревья, которые почти не гниют. Их называют стульями.

Каждый следующий венец складывали из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. На последний, верхний, венец поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепится потолок. Матица в доме имеет важное значение: она скрепляет отдельные потолочные бревна в дружную семью. В народе существует много сочиненных загадок про матицу, например: Мать – в избе, рукава – на дворе.

Самое чудесное в деревянном доме – крыша, прочно сделанная без единого гвоздя, никакие ветры и бури ей не страшны. Делали крышу так. Подняв сруб на нужную высоту, плотники продолжали рубить переднюю и заднюю стены, укорачивая постепенно разом бревна. Получались треугольники – фронтоны, а по-русски – очелье: то, что над челом, лицо дома. Одновременно по скату очелья через бревно в самцы врубались слеги – продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши. Вырубались «курицы» из тонких елей. Их корчевали в лесу с корнями, которые превращались под умелым топором в птичьи головки, Головками вниз «курицы» укладывались на слеги, и шейки их держали выдолбленное бревно – потто, водотечник.

Сверху на крышу укладывались доски кровли одна на другую так, чтобы они не пропускали воду. В верхние венцы сруба врубали поперёк простое бревно, поддерживавшее брёвна потолка. Украшали избу по-особенному, неукрашенных изб почти на Руси не было. Дом-это мир человека, защита его от окружающей чужеродной среды, поэтому к украшению дома относились особенно внимательно. Передняя сторона дома – это лицо, окна – «очи дома». Узоры вокруг окна называются наличниками, т.е. украшающие лицо. Выступ над окнами украшается резной лобовой доской, т.е над челом – так в старину называли лоб. Украшение вокруг –  очелье, украшение углов – причелины, избу считали живой.

Ход рассказа.

Педагог знакомит детей с технологией строительства макета деревянной избы. Для этого необходимы заготовки из бумаги – брёвна, крыша дома, и основа дома – каркас из картона, писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка для стола, тряпочные салфетки.

Для брёвнышек лучше брать бумагу потоньше, а для крыши более плотную. Брёвнышки надо скатать, наматывая бумагу на карандаш и склеивая. Делают их двух размеров – длинные и короткие. Все брёвнышки наклеивают на каркас – основу дома для крепости и ровности строения. Так легче сложить избу, укладывая брёвна «с остатком», но делая выпуски через ряд. Чтобы не прорезать окна, наклеивают фольгу или тёмную бумагу, а затем делают узорные наличники. На верх крыши приклейте конёк и украсьте чело избы – фронтон. Верх фасада украшается узорными досками и «полотенцами», красное окно также украшается разными наличниками и ставнями. После украшения к входной двери прикрепляется крыльцо, которое также украшается по верху крыши. На верх крыши дома прикрепляются конёк и изображение образного конька.

НОД «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Деревянное зодчество»

Задачи:

Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества  на Руси.  Развивать внимание, зрительную память. Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.и.

 Обогащение словаря детей: зодчий, плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зубцы резьбы, сени, горница.

Активизация словаря: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный

Ход НОД:

               Сегодня мы с вами будем говорить о деревянном зодчестве на Руси.

Зодчий – красивое слово, именно так в старину называли на Руси строителей.

Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона)

Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный), из камня             (каменный), из бетона (бетонный), из дерева (деревянный).

Ребята в старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Наша Россия издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал.

Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли - изба.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали  «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай  и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение.

Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные(как пирамиды) - демонстрация образцов. А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите в книге и на избушке.

Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье. О коньке говорили:

«Выше всех сидит,

На весь мир глядит,

На красно солнышко,

На ясный месяц».

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.

Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: (показ иллюстраций) односкатные – с одним резным столбиком,двускатные или  полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.

Зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками.

Узоры резьбы  тоже были разнообразными: зубцы                                                     прямоугольные, треугольные, полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (демонстрация)

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.

Ставни также украшали резными узорами. Очень часто использовали украшение – «розетку»( демонстрация образцов)

Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.

•        Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».

•        Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.

•        Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках, как мы видели в книге.

•        Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами? Давайте мы с вами разделимся на две группы: одна группа попробует прорисовать элементы резьбы на заготовках для дома, а другая группа прорисует элементы резьбы на заготовленных изображениях домиков. Для этого пройдите за столы.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

        Как в деревне у пруда

Стоит ладная изба.

Окошечки резные,

Ставни расписные,

Живет там добрая семья  -

Хозяйка, хозяин и их сыновья.

Их умелые руки не знают скуки,

Засиделись в избушке братцы,

Захотел большой прогуляться,

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братцев всех прогуляться.

Слова сопровождаются движением рук.

Дети прорисовывают на полосках бумаги элементы деревянной резьбы простым карандашом, разукрашивают красками. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

НОД « Познавательное развитие»:

«Путешествие по русской избе» в подготовительной группе.

Задачи:

Образовательные: формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро

Развивающие: обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок о предметах быта в старину.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.) Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь?(ответы детей).Правильно, человек который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь?(ответы детей). Правильно, в  печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством , а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

 А теперь послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. А какие поговорки вызнаете о лаптях?

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички -розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Не учась и лапти не сплетёшь.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой -десять дней.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди такой же».

Сопоставить  современные предметы с предметами старины.

Печь-плита электрическая

Самовар-чайник

Котелок-кастрюля

Утюг чугунный - утюг электрический

Люлька-кроватка

Лапти-туфли

Сундук-шкаф

Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали как жили наши предки, какими предметами быта они пользовались.

Словарь

 Амбар - Строение для хранения зерна, муки, припасов,

Венец - четыре скреплённых брёвен, образующих  один ярус деревянного сруба.

Горница - чистая половина крестьянской избы, как гостиная

Зодчий  - строитель, архитектор.

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.

Изгородь - лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).

Клеть  - отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк -  украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.

Кочерга - толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

Коромысло  - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер

Комли - вкопанные по углам в землю смоляные и обожженные толстые деревья.

Кровля - покрытие крыши.

Лемех - фигурная дощечка (наподобие черепицы).

Лобовая доска  - крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька  - кроватка для младенца.

Матица - мощная балка, к которой крепится потолок. Матица  скрепляет отдельные потолочные бревна.

Наличник - узоры на деревянных дощечках, расположенные  вокруг окна.

Околица  - улица в деревне и местность вокруг поселения.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Очелье  -  расположено в верхней  части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость.

Палати на печи  -  самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце  - один из элементов украшения деревянной избы.

Плотник -  тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой деревянных зданий.

Подызбица - нежилая нижняя часть избы (для кладовой или для содержания мелких домашних животных).

Полотенце - створка двери или окна в избе.

Порог -   деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.

Причелина  -доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.

Печь -  для приготовления пищи и обогрева помещений.

Резьба – один  из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Розетка - декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.

Рубленая изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой.

 Сени -  пристройка к деревенскому дому.

Свётелка - небольшая светлая комната в верхней части дома.

Слеги - продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши.

 Сруб - стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Ставня  - деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват - приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов -  железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Ухожи - надворные постройки, которые располагались отдельно от жилой избы.

Хлев - Помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы.

Чугунок  - металлический горшок для приготовления пищи в печи.

Русские народные пословицы и поговорки.

Своя избушка - свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом  - моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом  - сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива -  хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка - родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки  - изба.  

Изба детьми весела.  

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор - забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

 Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

 Русские народные подвижные игры

Игра «Заплетись, плетень!»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

        Заяц, заяц не войдет

        В наш зеленый огород!

        Плетень, заплетайся,

        Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес,осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

        Не войдет и другой раз,

        Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

 «Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

        Советуем прочитать

Иван Вологдин

Музейная сказка «Русская Изба»

Здравствуйте всем вам детишки
Вас приветствует музей!
Здесь всё так, как будто в книжке –
Здесь раздолье для детей!

Вы на выставке старинной
Где всё так же, как тогда
Когда лилась Сибирью
Песня предка – казака!

Посмотрите на ухваты,
На горшки, что греет печь.
В них готовилась когда-то
Пища под дивчины песнь.

Подавали к самовару,
Что содержит вкусный чай
Хлеб душистый, с пылу, с жару
И на Пасху – кулича.

Узнавали время странно
Не с устройства, что в руках,
Но с часов настенных, главных
Узнавали о часах.

В них настырная кукушка
Каждый час «ку-ку» поёт.
Пусть она всего игрушка,
Но в срок нужный оживёт.

Рядом есть большая ступа
(В сказке как о злой Яге)
В ней мельчали зёрна, крупы
Для муки в любой еде.

Маслобойка – масло дарит,
А корыто – чтоб стирать.
Ведь когда-то дети знали:
Вещи, что нельзя марать.

Мама будет зло ругаться -
Ей в ручную чистить вещь
И поэтому стираться –
Труд большой без тех-чудес.

Ложки с дерева стругали –
Весь металл пускали в бой!
И вся пища обретала
Вкус воистину другой.

С деревянной чашки, миски
Ели предки много каш
Потому так были прытки
И сильны в плечах, в руках.

Лапти – это наша обувь
Их плели в любой избе
Чтобы реки, чтобы горы
Проходились налегке.

Сапоги – большая ценность
Их любили, берегли…
Как любили люди честность
Посреди большой тайги.

В гости часто заходили
Помогали двор на двор
И по слухам не судили
Коль касался разговор…

Деревянные полозья
Пряжа, что продета в них –
Это швейные угодья
Здесь ковры в руках ткались.

Вечерами и ночами
В свете свечек и лучин
Женщины и девы ткали
Сказки тканевых картин.

Люлька рядом – для ребёнка,
Чтобы спал растущий Рус
Не нужна была пелёнка
Был свободен карапуз.

Рос он быстро и здоровье
Закалял в суровый век
Средь Сибирского раздолья
Развивался человек!

Рядом спали мама с папой
(Если был отец в избе)
На кровати этой самой
Пребывая в чистом сне.

Ставни окна закрывали
Чтоб луна не лезла в них
Коли враг – обороняли
От разбойников лихих.

Много здесь предметов странных
Что сейчас не знает люд.
Здесь седло, что деревянно,
Чтоб смягчить лошадок труд.

Здесь хомут на шею зверю
Наверху – дуга саней -
Чтобы кони не болели
И несли вперёд быстрей!

Здесь игрушки и подделки
Под витриной – утюги.
Жили так веками предки
В деревнях, среди тайги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"

Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...