отчет по самообразованию на тему " Активизация словаря детей 5-6 лет через русские народные сказки»
материал (старшая группа)

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_samoobr_23-24_g.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

на тему

«Активизация словаря детей 5-6 лет через русские народные  сказки»

Подготовила воспитатель

МБДОУ д/с№15 «Ручеёк»

Захарченко Татьяна Николаевна

« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»

Ирина Токмакова

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Я определила цель и следующие задачи своей работы

         Цель: Повышение своего профессионального уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

2. Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

3. Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

4. Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете.

2. Чтение детям русских народных сказок перед сном и в течение дня. Прослушивание аудиозаписей сказок.

3. Были проведены дидактические  игры «Расскажи сказку по картинке»,  «Собери и расскажи сказку», «От сказки к сказки», «Кто за кем», «Отгадай из какой сказки», «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок». «Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям».

Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Три поросенка», «Любимые сказки», «Колобок», «Бабушка Яга», «Кот, петух и лиса»,  «Репка», «Теремок», «Рукавичка».

4.  Драматизация сказок. С детьми рассказывали  и показывали сказки «У страха глаза велики», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя» и др.

5. Познакомила детей с профессией библиотекарь и было добавлено в нашу библиотеку книги с русскими народными сказками. Дополнила предметно-пространственную среду группы для реализации плана по активизации словаря детей в соответствии с современными требованиями. Была проведена выставка рисунков «моя любимая сказка». Дети рассказывали о своей любимой сказке и рассказывали любимый эпизод из сказки.

Было проведено открытое занятие «В гостях у сказки»

6.Для родителей подготовила консультации  по теме  «Развитие речи детей через сказку», «Мама, почитай мне сказку», «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка», «Как превратить чтение в удовольствие».

При работе над темой мною была составлена картотека игр с речевым сопровождением.

Результатом применения русских народных сказок  в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками.  Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования словаря у детей дошкольного возраста необходимо систематически использовать сказку в свободной деятельности детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Ручеёк»

Индивидуальный план работы

по самообразованию

воспитателя средней  группы «Чебурашка»

Захарченко Татьяны Николаевны

Тема

«Активизация словаря детей 5 -6 лет через русские народные  сказки»

2023-2024 учебный год

         Цель: Повышение своего профессионального уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

2. Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

3. Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

4. Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Актуальность проблемы: 

« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»

Ирина Токмакова

Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Программа профессионального самообразования

Этапы работы. Содержание

Формы работы и средства решения задач

Сроки

Диагностический

1. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.

2. Изучение последних научных достижений, педагогического опыта и актуальной литературы по теме

1. Провести первичную диагностику детей и выявить уровень развития речевых способностей.

2. Обработать диагностический материал, сделать мониторинги речевого развития дошкольников, составить индивидуальные маршруты для детей, нуждающихся в коррекционной работе.

3. Проанализировать годовой и перспективный планы с учётом ситуации.

4. Проанализировать программы, технологии по проблеме.

5. Составить каталог литературы с аннотациями.

6. Посещать курсы, семинары и искать информацию в интернете

Октябрь

В течение года

Прогностический

1. Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации.

2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач

В течение года

Организационный

1.        Работа с детьми

2.         Работа с педагогическим

коллективом

3.Работа с родителями

Беседы «Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика», «Моя любимая сказка», «Где живут книги". Знакомство с профессией библиотекарь.

Чтение детям русских народных и авторских сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Дидактические игры «Расскажи сказку по картинке», «Собери и расскажи сказку», «От сказки к сказки», «Кто за кем», «Отгадай из какой сказки», «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок». «Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям».

Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Три поросенка», «Любимые сказки», «Колобок», «Бабушка Яга», «Кот, петух и лиса»,  «Репка», «Теремок», «Рукавичка».

НОД «Путешествие в сказочную страну».

 Драматизация отрывков из русской народной сказки «У страха глаза велики», «Лисичка со скалочкой» и др.

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников».

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок, т.д.).

Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.

Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр.

Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации).

Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка.

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Презентация на тему «Метод моделирования сказок».

Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС».

Анкетирование для родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребёнка»

Консультации для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку», «Мама, почитай мне сказку», «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».

Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка», "Как превратить чтение в удовольствие".

Изготовление атрибутов для театральной деятельности

В течение года

Практический
и коррекционный

1. Анализ результатов работы, затруднений.

2. Отслеживание динамики самообразования

1. Провести мониторинг и сравнить с результатами начала года.

2. Провести самоанализ деятельности по теме.

3. Скорректировать планы для дальнейшей работы

Апрель – май

Обобщающий

1. Представить результаты работы на открытом занятии

2. Проанализировать и дать оценку результатам работы за год.

3. Представить результаты работы на сайте и канале ютуб детского сада

Ноябрь

В течение года

Май

Изучение методической литературы

1. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.

2. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

4. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.

7. https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.

8. https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и активизация словаря детей с ЗПР через систему дидактических игр в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Одной из выраженных особенностей речи детей является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дети понимают значение многих слов; объем их пассивного слова...

План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк» на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"...

План по самообразованию Тема:«Активизация словаря детей 3-4 лет»

Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет»Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому ...

Самообразование педагога на тему "Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры"

Самообразование педагога младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры"...

План самообразования на тему: "Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста, как средство речевого развития через дидактические игры "

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных....

Отчет по самообразованию на тему «Активизация словаря детей 4 -5 лет через русские народные сказки»

Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожд...