Самообразование педагога на тему "Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Аитова Надия Жиганшевна

Самообразование педагога младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 155»

Ленинского района г.Саратова

УТВЕРЖДАЮ:  

Заведующий МДОУ

«Детский сад №155»

__________ Н.В. Сенаторова

Индивидуальный план

 самообразования педагога

                              

Аитовой Надии Жиганшевны

Тема: «Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры»

2015-2016 год

г. Саратов

Должность    воспитатель     МДОУ    «Детский    сад     № 155»

Ф.И.О.    Аитова   Надия Жиганшевна        

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)    высшее,     1999 году Педагогический институт при СГУ.

Специальность по диплому            учитель   истории    

Когда обучался на курсах повышения квалификации              в    2013 году.

Когда начата работа над темой     в   2015 году.

Когда предполагается закончить работу над темой           в    2016 году.

Цель самообразования по теме:   обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр

Задачи самообразования:

- изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;

-  расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д.

- познакомить с разнообразием словесных и настольно-печатных игр.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

 1.  Как расширять и активизировать словарный запас детей?

2. Как научить детей  различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение?

Какой предполагается результат

  Развитый  активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям  через использование разнообразных дидактических игр

Форма предоставления результата      доклад «Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры»

План работы над темой по самообразованию

этапы

Содержание работы

Сроки

I

Диагностический

Анализ затруднений

Маленький словарный запас детей, плохо различают  и называют существенные детали и части, качества предметов.

Постановка проблемы

Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. 

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

Сентябрь 2015г.

Сентябрь 2015г.

Весь период работы

II

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр

Задачи: - изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;

-  расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;                                                                     - развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;                                                                - развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д.

- познакомить с разнообразием словесных и настольно-печатных игр.

Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

Организация предметно- развивающей среды                                                                       Оформление центра развития речи детей:                                                 -изготовление альбомов предметных картин (игрушки, транспорт, одежда и т.д.)               -пополнение папки сюжетных картинок (Детский сад, времена года, части суток)

- изготовление д\и: «Назови, одним словом»,

«Из какой сказки»

- оформление дидактических пособий:

«Загадки»«Расскажи сказку»«Скороговорки»«Фонетическая зарядка»«Потешки»                                                                   - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Сентябрь 2015г.

Сентябрь – октябрь 2015г.

III

Практический

Внедрение, системы мер, направленных на решение проблемы.

-Дидактическая игра «Договори слово»

-Пальчиковая гимнастика «Козы»«Дружные ребята»

-Печатные развивающие игры «Картинки-половинки»«Лото»«Чей малыш?»«Большие и маленькие» и т. Д. Дидактическая игра «Чья вещь?», «Не ошибись». Артикуляционная гимнастика («Улыбка», Хоботок»).                                                           Звуковая культура речи: звуки а, у.

- Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»(зкр - звук О). Драматизация русской народной сказки «Колобок», с использованием настольного театра. Посещение медицинского кабинета, знакомство с профессиями работников в детском саду (медсестра, повар, воспитатель)

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

-Дидактические игры с применением  картинок: «Птицы»«Покажи правильно».

Рассматривание альбома «Моя семья». Разучивание песен к новогоднему празднику. ЗКР звуки Д, Дь, Т, Ть. Консультация «Речь детей 3-4 лет»

-Дидактические игры с применением  картинок: «Птицы».Артикуляционная гимнастика («Лопата»«Иголочка») Повторение знакомых потешек: «Пошел котик на торжок»«Сорока». Беседа «Зимующие птицы»

Папка передвижка «Роль дидактических игр в семье и в детском саду»

ЗКР звук П, Пь. Беседа «Мой папа». Рассматривание иллюстраций «Транспорт». Отгадывание загадок (альбом загадок). Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

ЗКР звук М, Мь. Рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. Разучивание стихов к дню 8 марта. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Беседа на тему «Что такое хорошо, что такое плохо». Чтение стихотворения А. Барто «Помощники».                      Консультация «Учим ребёнка общаться».

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»,  «Деревья»,  «Корни». Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Заюшкина избушка». Дидактическая игра «С чьей ветки детки»

Рассказывание знакомых сказок с использованием пособия «Расскажи сказку». Драматизация отрывка К. Чуковского «Телефон».

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2015г.

Ноябрь 2015г.

Декабрь 2015 г.

Январь  2016 г.

Февраль   2016 г.

Март   2016 г.

Апрель 2016 г.

Май 2016 г.

IV

Обобщающий

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Доклад «Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры».

Представление материалов.

выступление на итоговом родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря детей 4 -5 лет через дидактическую игру

          Развитие речи и словаря детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.  Согласно Федеральны...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» первая младшая группа.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создан...

Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...

Самообразование педагога "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактическое пособие Мате+"

В данном плане самобразования отражена работа на учебный год по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с импользованием дидактического пособия Мате+...

Консультация для родителей «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры»

Цель:  изучить способы, методы и приемы  активизации речи детей через дидактические игры. Усилить совместную работу воспитателей и родителей по развитию речи детей. Расширять и обогащать акт...

План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...