Проект «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном учреждении каждый педагог использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях могут использоваться: физкультминутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз, психогимнастика, игротерапия. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Чтобы помочь ребенку скорректировать некоторые психические процессы, мною было разработана и внедрена в практику работы детского сада методическая разработка по использованию нейроигр и упражнений для развития детей старшего дошкольного возраста. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах. Мы в своей педагогической практике применяем эти игры, интегрируя образовательные области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neyroigry.docx | 10.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нейроигр и упражнений
в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном учреждении каждый педагог использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях могут использоваться: физкультминутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз, психогимнастика, игротерапия. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Чтобы помочь ребенку скорректировать некоторые психические процессы, мною было разработана и внедрена в практику работы детского сада методическая разработка по использованию нейроигр и упражнений для развития детей старшего дошкольного возраста. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах. Мы в своей педагогической практике применяем эти игры, интегрируя образовательные области.
Актуальность работы обусловлена тем, что нейропсихологические упражнения универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.
Цель: создание условий для интеллектуально и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста посредством нейроигр и упражнений.
Задачи:
-способствовать улучшению двигательной координации;
-способствовать улучшению освоения учебного материала;
-развитие мелкой моторики;
-улучшение внимания, памяти, речи, мышления;
-развитие творческих способностей.
На занятиях с детьми применяются: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, игры на межполушарное воздействие, кинезиологические игры, массаж и ритмы.
Ожидаемый результат
у детей повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; сформируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее, логичнее.
Использование нейпропсихологических игр и упражнений способствует развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные изменения у нормально развивающихся детей. Ведь только через игру мы можем помочь ребенку развивать навыки социально-комуникативного взаимодействия, эмоционального раскрепощения.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию. Учитывая все вышесказанное, предлагаем картотеку игр и упражнений для использования воспитателями в ДОУ.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики:
- должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
- нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
- следует менять привычные маршруты выполнения движения;
- необходимо выполнять упражнения регулярно.
План мероприятий по реализации поставленных целей и задач.
Направление работы | Содержание работы | Сроки реализации | Практический выход (результат) |
Методический блок | 1. Подбор и изучение психолого – педагогической и методической литературы , интернет ресурсов , передового педагогического опыта по данной теме. 2. Организация активной коррекционно-развивающей среды группы с учётом современных требований | Март | Анализ и обобщение теоретических данных и практического опыта. Картотека нейропсихологических игр и упражнений.
|
Работа с детьми | Внедрение комплекса нейропсихологических игр и упражнений в коррекционную работу с детьми. | март-май | |
Работа с родителями | 1. Мастер-класс для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста» 2. Оформление информационного материала для родителей. 4. Индивидуальные консультации | март-май | Овладение родителями приемами совместной деятельности с детьми по развитию речи. Осознание значения нейропсихологических игр и упражнений для коррекции и развития речи детей. Папки – передвижки: «Нейропсихологические игры в повседневной жизни», «Что такое нейропсихологические игры?», памятка «С ребёнком играем – речь развиваем!», буклеты. Активизация позиции родителей в коррекционно – образовательном процессе. |
Работа с педагогами | Участие в проекте «Предшкола: стандарт детского сада» на тематических неделях. | март-май | Формирование у педагогов ДОУ представлений о нейропсихологическом подходе в работе с детьми. Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями. Формирование представлений о том, как их можно использовать в условиях ДОУ. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для реализации проекта была организована предметно-пространственная развивающая среда, созданы нейроигры и нейротренажеры. Практика показала, что применение этих пособий, игр и упражнений, описанных в методической разработке, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей детей, а так же в целом на коррекционно-развивающем процессе дошкольников. В результате включения педагогами нейроигр и нейрогимнастики в интегрированные виды деятельности детей, были скорректированы многие психоэмоциональные процессы. Нейроигры для которого не нужно специальной подготовки и длительность составляет не больше 5 минут характеризуются простотой выполнения, эмоциональной привлекательностью, яркостью, быстротой создания, и неподдельным детским интересом. В процессе занятий нейрогимнастикой, происходит развитие всех высших психических функций, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается умственная деятельность, улучшается внимание и память, облегчается процесс обучения чтению и письму. Помимо этого, упражнения для мозга способствуют развитию координации движений, совершенствование моторной сферы, психофизических функций. Используя в работе картотеку нейроигр, и разного рода нейроупражнений, как часть занятий, так и целого коррекционно-развивающего комплекса, убедилась в том, что они благоприятно сказываются на развитии межполушарного пространства детейю
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. А значит, ежедневное применение нейропсихологического комплекса или отдельных игр или упражнений дает основу для развития и коррекции высших психических функций в домашних условиях. В результате проведенной работы было получено много положительных отзывов от родителей, которые посещали родительские клубы, обучались сами, повышали свою родительскую компетентность, и применяли свои знания по развитию своих детей непосредственно дома. Все нейроигры и нейротренажеры, можно изготовить в домашних условиях, они не требуют специальных умений для создания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Предложенная модель организации работы по развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...
Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...
Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Коррекционно-развивающий проект: "Использование метода сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность моей темы обусловлена тем, что дети с нарушениями речи должны получать не только своевременную и квалифицированную коррекционную логопедическу...