Педагогический проект для старших дошкольников «В мире архитектуры»
проект (старшая, подготовительная группа)
Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы детского сада используется крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире; как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Искусство архитектуры имеет широкие возможности в воспитании и развитии личности. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_arhitektury.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Педагогический проект для старших дошкольников «В мире архитектуры»
Составила: Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2024
Педагогический проект для старших дошкольников «В мире архитектуры»
Актуальность. Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы детского сада используется крайне редко, в основном, с целью формирования представлений об окружающем мире; как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Искусство архитектуры имеет широкие возможности в воспитании и развитии личности. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений.
Предметно-архитектурное пространство, в которых живет ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному краю, в воспитании патриотизма, уважения к художественному творчеству мастеров. Мы живем в России, которая является кладезью архитектурных памятников. Великолепие ансамблей жилых зданий, храмов и церквей и многое другое превращает нашу страну в музей под открытым небом.
Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольников, в развитии его познавательной сферы.
Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,
Проблема: когда мы ходим по улицам поселка, города, видим разные здания: жилые помещения, церкви, поликлиники, театры, музеи, школы, детские сады и прочее. Возникает вопрос: почему все здания разные? Кто их спроектировал? Кто такой архитектор? Что такое архитектура?
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей посредством знакомства с архитектурой как видом искусства.
Задачи:
Образовательные:
- формировать и обобщать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре;
- познакомить детей с историей строительства домов с древних времен до наших дней;
- расширять и обогащать представления детей об особенностях конструирования домов в зависимости от природных условий;
- учить выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы и другие элементы декора;
- дополнить знания детей об основных строительных профессиях;
- способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков и творческих способностей.
Развивающие:
- развивать творческие умения детей в процессе создания архитектурных построек и сооружений;
- развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение), конструктивные способности;
- развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорции), творчество
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений;
- воспитывать интерес к профессиям взрослых, окружающему миру;
- воспитывать интерес к архитектуре как виду искусства
Ожидаемые результаты:
- дети имеют представления об архитектуре и архитекторе;
- знают и называют строительные профессии;
-умеют создавать эскизы, возводить по ним здания;
- используют полученные знания об архитектуре в игровой и продуктивной деятельности;
- умеют описывать архитектурный объект, его внешний облик, использовать в речи художественные эпитеты;
- проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях;
- называют разновидности архитектуры (парковая, сказочная, старинная) и отмечают необычные интересные элементы здания (наличники, рельеф, конёк, арки и прочее)
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
- Обсуждение с родителями проекта, выявление средств и возможностей для его реализации
- Составление плана проектной деятельности
- Подборка методической и художественной литературы, иллюстративного материала, энциклопедий
- Создание картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр
2 этап – основной
Познавательное развитие
- ООД «Знакомство с архитектурой», «Наш детский сад», «»Мы в беседке сидим», «Архитектура зданий» (цикл занятий), «Знакомство с первобытными поселениями»
- Просмотр презентаций «История архитектуры», «Удивительные дома мира», «Архитектура Самары», «Стили архитектуры и элементы декора», «Профессии на стройке»
- Рассматривание иллюстраций «Городской и сельский пейзаж», «Ландшафтный дизайн»
- Д/и «Дом и его части», «Из какого материала сделано?», «Что было сначала, что потом», «Угадай»
- Развивающие диалоги «Что ты знаешь об архитектуре», «Садово-парковая архитектура», Архитектура Самары», «Шаболовская башня – символ русского радио и телевидения», «Великие башни мира», «Современные шедевры мира», «Строительные профессии», «Из истории архитектуры. Деревянные шедевры. Зодчие»
- Просмотр видеофильма «Деревянное зодчество»
Социально-коммуникативное развитие
- Д/и «Знатоки родного поселка (города)», «Угадай по описанию», «Где находятся памятники»
- С/р/и «Стройка», «Улицы города», «Проектировочное бюро», «Построим замок»
Речевое развитие
- Составление описательных рассказов о домах, в которых живут дети
- Составление творческих рассказов «Дом моей мечты»
- Игровая ситуация «Если бы я был архитектором…»
- Чтение художественной литературы: Шалаева Г. П. «Архитектор», Емельянова О. «Новый город», «Всех профессий очень много»
- Отгадывание загадок по теме «Дом и его части», «Строительные профессии»
- Составление альбома с рассказами и рисунками детей «Город, где я живу»
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование «Дома мира», «Дом моей мечты», «Здания бывают разные»
- Аппликация «Дома на нашей улице», «Терема и башни», «Замок для рыцарей», «Витражи»
- Рисование «Домики трех поросят», «Сказочные дома», «Достопримечательности Самары», «Избушка лубяная и ледяная», «Украсим окно», «Тайны египетских пирамид», «Беседка», «Город весной»
- Пластилинография «Сказочный теремок», «Избушка Бабы Яги»
- Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Кошкин дом», «Три поросёнка»
- Составление фотоальбома «Интересные здания Самары»
- Ручной труд «Дома и замки», «Русская изба», макет парка
- Рассматривание репродукций картин В.Васнецов "Сивка-бурка", "Царевна-лягушка", "Белокаменный кремль при Д.Донском»; И.Левитан "Над вечным покоем"; Б.Ольшанский "Алеша Попович и Елена краса", "Городская улица 17 века"; В.Поленов "Старая мельница"; Ю.Клевер "Пейзаж с избушкой"; А.Максимов "В усадьбе князя", А. Вилков «Троице Сергиева Лавра», М.Воробьев "Исаакиевский собор"
Работа с родителями
- Консультации «Зачем нужно знакомить дошкольников с архитектурой?», «Архитектура. Стили архитектуры», «Знакомим старших дошкольников с архитектурой Самары»
- Экскурсии с детьми по городу, к памятникам архитектуры
- Деловая игра «Путешествие по родному городу»
- Изготовление макета родного поселка
3 этап – заключительный
- Выставка детских работ «Макет родного поселка»
- Викторина «Знатоки архитектуры»
Выводы.
В результате данного проекта у детей вырос уровень знаний и представлений об архитектуре. Приобщение к культуре родного города и страны повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. по результатам работы была выявлена положительная динамика в партнерском взаимоотношении родителей детей и детского сада. Родители воспитанников стали верными друзьями детям и помощниками воспитателей.
Список литературы
- Брофман В. Архитектурная школа имени папы Карло: книга для детей и взрослых. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 144с.
- Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие. - Москва : Пед. о-во России, 2005. – 96с.
- Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
- Комарова Т. С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016 — 128 с.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016 — 112 с.
- Куцакова А. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
- Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Книга для ума - что теплый дождь для всходов"
Познавательное развитие детей с ОВЗ посредствам художественной литературы....
Педагогический проект для старших дошкольников "Безопасный дом"
Данный проект "Безопасный дом" представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома...
Проект «Ознакомление старших дошкольников с миром неживой природы через экспериментальную деятельность
Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности....
педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[
педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[...
Педагогический проект для старших дошкольников «Чудо - пуговка»
Вы можете стать кем угодно, и никтоне заметит этого. Но если у вас отсутствуетпуговица, каждый обратит на это внимание.Э. М. Ремарк. Мы живем во в...
Педагогический проект для старших дошкольников «В мире архитектуры»
Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Средства архитектуры в практике работы детского сада используется крайне редко, в о...