«Внедрение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ»
консультация (средняя группа)
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 7. г. Курганинск
муниципального образования Курганинский район.
Консультация для воспитателей
«Внедрение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ»
Воспитатель:
Щербакова И.А.
2024 уч.год.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад – семья - общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такие формы работы с семьей способствуют сближению родительского коллектива, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада семье (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- выработка образа жизни семьи.
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Все формы работы с родителями подразделяются на: коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
Остановимся на нетрадиционных формах работы, которые в настоящее время пользуются особой популярностью. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке.
К нетрадиционным формам работы с родителями воспитанников относятся:
- Мини-собрания;
- Мастер-классы; - Тематические выставки;
- Оформление групп ;- Соревнования;
- Благоустройство ДОУ и территории и др. - Деловая игра;- Круглый стол;
- Семинар-практикум; - Совместные праздники. - Неформальные беседы;
- Творческие мастерские; - Оформление групп;
Познавательные формы взаимодействия с родителями
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения: родительское собрание; педагогический совет с участием родителей; тематические консультации.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
В настоящее время собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания дошкольников.
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, где родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Праздники, утренники, мероприятия (соревнования) помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников.
Выставки работ родителей и детей. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
Совместные экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
- записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотовыставки (совместно с родителями)
- стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности.
К ним относятся:
- Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
В заключение могу добавить, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей. Эффективность проделанной работы по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)
годовой план работы с родителями....
Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)
Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ
Материал для воспитателей ДОУ...
нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....
Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»
Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...
Презентация «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».
В предложенном материале представлены нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Опреджелены задачи, подробно рассмотренны цели и виды сотрудничества....
Статья "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"
Опыт работы с родителями , как проектная деятельность по новым ФГОС...