Познавательный проект «Чудесная вата»
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudesnaya_vata.docx | 474.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»
Познавательный проект
«Чудесная вата»
Руководители проекта:
Вачугова Алина Азаматовна
Шапиева Алена Викторовна
г. Нижневартовск
2023
Оглавление
- Аннотация…………………………………………………………. 3
- Паспорт проекта……………………………………………….......
- План работы……………………………………………….………
- Описание работы………………………………………………….
- Конечный результат…………………………………………....…..
- Список используемых ресурсов……………………………........
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
I Аннотация
Актуальность
Дети входят в этот мир, думая, что все что их окружает, было всегда. Мало кто задумывается «Откуда это все взялось?» Для чего это нужно? Какими качествами обладает тот или иной предмет? Поисковая деятельность — это способ развить познавательную активность ребенка.
Первая ассоциация с ватой переносит в детство, когда коленки разбивались сразу после того, как заживали. Ватка, зеленка и вкусная утешительная витаминка – комплект детсадовской детворы.
Тема представляется интересной, потому что исследование проводилось на примере обычного слова, о котором нам захотелось больше узнать. В настоящее время мы редко задумываемся над словами, которые произносим, не придаем значения тому, что они значат, как влияют на наш мир. Поэтому, изучение многообразия свойств и качеств ваты для расширенного применения его в жизни человека, является особо интересным.
Так возникла идея реализации проекта «Чудесная вата», чтобы дети узнали о том, как выращивают хлопчатник, собирают вату, изготавливают нитки и хлопчатобумажную ткань, как используют вату в медицине.
Практическая значимость заключается в том, что информация, представленная в проекте, адаптирована для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги могут использовать данный проект для развития познавательного интереса у старших дошкольников к исследовательской деятельности.
Результатом проекта будет:
- Создание альбома «Чудесная вата», «Виды ткани».
- Изготовление открытки из ватных дисков – «Каллы для мамы»
II Паспорт проекта
Тема проекта | Чудесная вата |
Образовательные области | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие |
Цель | Дети: Узнать новую интересную информацию о вате, его свойствах и роли в жизни людей. Педагог: Расширение представлений детей о выращивании хлопка, свойствах ваты, производстве нитей и тканей из хлопка, формирование познавательной активности старших дошкольников. |
Задачи |
Образовательные – учить опытно-экспериментальным путем определять свойства ваты; учить отвечать на проблемные вопросы и делать элементарные выводы; Развивающие – развивать элементарные навыки исследования; развивать тактильное восприятие, логическое мышление, память. Воспитательные – воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; воспитывать желание делиться своими знаниями с окружающими. |
Сроки реализации | 1 месяц (февраль)– среднесрочный |
Конечный результат (продукт) | 1. Создание альбома «Чудесная вата», «Виды ткани». 2. Изготовление открытки из ватных дисков – «Каллы для мамы» |
Ш План работы
Этапы реализации проекта | Содержание работы |
Первый этап – подготовительный мотивационный |
|
Второй этап – основной |
|
Третий этап – итоговый | 1. Организовать мини - выставку «Поделки из ваты»; 2. Изготовить открытки из ватных дисков – «Каллы для мамы» 3. Создание альбома: «Виды ткани из хлопка» - Презентация альбома «Чудесная вата» на познавательном вечере в группе. |
IV Описание работы
Работа над проектом на подготовительном этапе включает в себя постановку целей и задач, планирование работы с детьми и родителями, поиск научной и художественной литературы, а также определение уровня знаний детей по изучаемой теме до начала проекта.
Основной этап. Проводилась практическая работа с детьми. Разработаны и проведены занятия «Волшебная вата», «Ателье», «Волшебный узор». Также в работе были использованы беседы: «Какой путь пройдёт хлопчатник от поля до магазина» и «Как вата помогает человеку», в которых дошкольники расширяли свое представление о применении ваты и изделий из нее в медицине и многое узнали о растении хлопчатник.
Воспитанники узнали о том, как выращивают хлопчатник, как его обрабатывают, делают нитки и ткань, они обогащали словарь и развивали представление о труде людей, выращивающих хлопок. Многое узнали о видах тканей и производстве нитей из хлопка. Можно было видеть неподдельный интерес детей к данной теме в экспериментировании, когда дошкольники сами скручивали из ваты нитки и окрашивали их.
Дети рассматривали разные по качеству и плотности виды хлопковых тканей (от батиста до джинсовой ткани, определяя их характеристики и применение для пошива одежды.
Большое внимание уделялось чтению художественной литературы: стихов и рассказов о хлопке, рассматриванию иллюстраций, картин и фотографий.
Для закрепления знаний о применении ваты, бинтов, марли, ватных дисков проводилась сюжетно – ролевая игра «Больница».
В процессе работы над проектом у детей была возможность в игре и образовательной деятельности, а также в художественном творчестве получить практические умения, глубокие знания по данной теме.
На последнем этапе работы над проектом подведены итоги работы и проведен опрос детей группы для определения уровня знаний по изучаемой теме. В течении месяца был освоен большой объем нового материала в образовательной деятельности, в беседах, в самостоятельной и творческой деятельности воспитанников.
Была организована выставка работ детей и родителей «Чудо - вата» и подведены итоги. Опыт работы по проекту был представлен на педагогическом совете коллектива детского сада.
Работа с родителями
На подготовительном этапе родители получили информацию о проекте «Чудесная вата». Они проявили интерес к работе: помогали собрать коллекцию лоскутков разных тканей, которая впоследствии пригодилась для оформления альбома «Виды тканей», также родители принимали участие в выставке совместного творчества детей и родителей «Чудо – вата», где представили работы по аппликации и забавные поделки с использованием ваты и ватных дисков.
Лучшие работы были отмечены дипломами и все участвовавшие родители занесены в книгу «Добрых дел», которая уже несколько лет существует в каждой группе детского сада.
Можно отметить, что совместное творчество детей и родителей, их включенность в жизнь и работу детского сада помогает создать наиболее благоприятные условия для развития тесных контактов между педагогами и родителями и творческую атмосферу.
V Конечный результат
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проект дал очень хорошие результаты по расширению знаний детей о хлопке, его выращивании, производстве нитей, ткани, медицинских материалов (бинтов, марли, повязок, ватных дисков, ватных палочек и др.)
Проект был направлен на расширение кругозора детей посредством использования всех видов деятельности: чтения художественной и научной литературы, игровой деятельности, исследовательской и творческой деятельности, а также познавательной деятельности и экспериментирования.
В этом проекте родители получили возможность сотрудничества со своими детьми. Они проявили творчество и фантазию, принимая участие в выставке работ «Чудо – вата», помогли собрать материал к альбому «Виды ткани».
Этот проект можно использовать для расширения знаний детей об окружающем мире, о таких привычных и таких необычных вещах как простая вата.
Список используемых ресурсов:
1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Изд. «Элизе Трейдинг» 2002 г.
2. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
Изд. «Мозаика – синтез» 2012 г.
3. Иранская сказка «Хлопок»
4. Р Сеф «Стихи о хлопке»
5. Н Багеев «Хлопок»
6. К. Химкат «Хлопок»
7. А Ивич «Как вата на кусте растет»
8. «Детская энциклопедия» Изд. «Росмен» 2012 г.
Тип проекта: Познавательно-творческий, среднесрочный.(1 месяц: февраль)
Одна из задач дошкольного воспитания - это познавательное развитие ребенка, формирование у него знаний об окружающем мире, о предметах и вещах, об их свойствах и качествах. Расширение кругозора детей, формирование познавательной активности и любознательности - одно из приоритетных направлений в педагогической деятельности.
Опрос детей при изучении темы «Одежда и ткани» показал низкий уровень знаний о видах и свойствах тканей, о том из чего они сделаны. Дети не знали, что нитки получают из растений (хлопок, лен, что ткани бывают натуральными и искусственными, хотя многое знали о том какая бывает одежда).
Так возникла идея реализации проекта «Чудесная вата», чтобы дети узнали о том, как выращивают хлопчатник, собирают вату, изготавливают нитки и хлопчатобумажную ткань, как используют вату в медицине.
В проекте используются виды детской деятельности:
экспериментальная, исследовательская, коммуникативная, творческая, чтение художественной и научной литературы.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта:
Расширение представлений детей о выращивании хлопка, свойствах ваты, производстве нитей и тканей их хлопка, формирование познавательной активности старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные – учить опытно-экспериментальным путем определять свойства ваты; учить отвечать на проблемные вопросы и делать элементарные выводы;
Развивающие – развивать элементарные навыки исследования; развивать тактильное восприятие, логическое мышление, память, развивать речевую активность.
Воспитательные – воспитывать интерес к экспериментальной деятельности ; воспитывать желание делиться своими знаниями с окружающими;
1. Изучать происхождение хлопка и свойства хлопковых тканей.
- Активизировать познавательную активность и творческое мышление детей.
- Расширять кругозор и пополнять запас знаний по теме «Ткани и одежда».
- Обогащать опыт сотрудничества с родителями.
Тип проекта: Познавательный, творческий, краткосрочный.
Срок реализации проекта 1 месяц: февраль.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители.
Результат проекта: Обобщение опыта работы по проекту на педагогическом совете ДОУ и его публикация;
Создание альбома «Виды ткани», «Схема получения ниток из хлопчатника», совместная работа «ветка хлопчатника».
Ожидаемые результаты по проекту:
- для воспитанников: повышение интереса детей к техническому моделированию, закрепление умений детей при изготовлении поделки разными способами, применяя различный материал.
- для педагога: пополнение методической копилки.
- для родителей: активное участие родителей в жизни группы.
План работы
Этапы реализации проекта | Содержание работы. |
Первый этап - подготовительный мотивационный | #1055;остановка целей и разработка содержания учебно – воспитательного процесса в рамках проекта #1053;акопление информации по теме проекта: подбор литературы, иллюстраций, стихов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, поиск материала для создания альбома «Виды ткани». |
Второй этап - основной | Чтение художественной литературы: К Химкат «Хлопок», А. Ивич «Как вата на кусте растет», Туркменская народная сказка «Воробушек», «О том, как растет хлопок». Чтение «Детская энциклопедия», «Белое золото», «История хлопка». НОД «Волшебная вата» (Познание) Беседа «Как вата помогает человеку» Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Беседа о труде работников швейной промышленности - «4 путь пройдет хлопчатник от поля до магазина». Экспериментирование «Свойства и качества хлопковых тканей». Выставка творческих работ детей и родителей «Чудо - вата». Сюжетно - ролевая игра «Больница» Использование дыхательной гимнастики «Сдуй снежок» Рассматривание иллюстраций и картин о хлопке. |
Третий этап - итоговый | 1. Организовать мини - выставку «Поделки из ваты»; 2. Изготовить коллективную работу «Веточка хлопчатника» 3. Создание альбома: «Виды ткани из хлопка» |
IV. Описание работы
Первый этап - подготовительный
#1057;оздание предметно-развивающей среды согласно теме проекта;
2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
3. Подбор информации для оформления родительского уголка;
4. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
5. Обсуждение с родителями о начале проекта, о целях и задачах проекта.
Второй этап - основной
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
•Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Семья», «Магазин», «Детский сад» и др.
•Дидактические игры: «Мойдодыр». «Полезное – не полезное», «Витамины на столе», «Что нужно для этой профессии (выбери или нарисуй)», «Цветок здоровья»
• Игры-драматизации по сказке «Доктор Айболит» Чуковского.
•Строительные игры: «Больница для кукол».
• Игра с мячом «Что полезно, что вредно»
• Подвижные игры «Не догонишь нас, болезнь» (по принципу – салочки), «Раз, два, три – предмет, который защитит, бери» (эстафета).
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
•Тематические занятия: «Дорога к здоровью» .
• Знакомство с профессией врача – онлайн-игра «Назови и объясни для чего».
• Классификация (овощи, фрукты,).
• Создание альбома «Полезные и вредные привычки».
• Исследовательская игра «Чистые ручки».
• Рассматривание иллюстраций на тему «Если хочешь быть здоров»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• Беседа «Профилактика вирусной инфекции»
• Составление творческих рассказов на тему «Я хочу быть здоровым».
• Игра «Определи слово».
•Чтение художественной литературы: Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», А. Барто «Я лежу – болею», «Мимоза»,
• Шорыгина «Волшебный морж», «Закалка и простуда», «Спаси Веронику», «Денис и медвежонок Денни»;
• стихи Шорыгиной «Утренняя песенка», «Здоровой будь!» и т. д.
• Пословицы, загадки, поговорки о здоровье.
•Беседы на тему: «Наши верные друзья», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку становись», «Чистота – залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».
• Пальчиковая гимнастика
• Гимнастика пробуждения
• Беседа «Болезни грязных рук. Что это такое?»
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
•Рисование: «Доктор», «Наша защита от коронавируса».
•Аппликация: «Натюрморт из полезных овощей и фруктов».
•Лепка: «Наши защитники – антитела против коронавируса».
• Фотовыставка «Мы здоровье бережем».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
• Консультации для родителей «Что такое коронавирус?»
• «Как правильно пользоваться маской?»
• Анкетирование «Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье», «Здоровый образ семьи».
•Мир семейных увлечений: «Создание рисунков о здоровом образе жизни».
• Планшет «Как рассказать детям о коронавирусе? 9 полезных картинок»
Использование ИКТ
• Просмотр мультфильмов «Про бегемота, который боялся прививок», «Про великана Васю», «Микробус», «Королева Зубная щётка» «Фиксики – микробы», «Птичка Тари»
• Создание видеоролика «Моем правильно руки»
•Мероприятие «Айболит против Covid-19».
Заключительный этап
Работа с детьми:
Мастер-класс с детьми: «Изготовление цветка хлопка»
игра по развитию речи по правилам ЗОЖ:
«Игра «ДА» или «НЕТ»;
квест- игра: «В поисках здоровья»;
выставка поделок из ваты «Чудеса из ваты»
-Закрепить знания детей о здоровом образе жизни;
-пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни;
-формирование физических качеств, профилактика заболеваний
Заключение
Список используемых ресурсов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Чудесная кладовая"
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных рукам...
Познавательно - исследовательский проект "Чудесная грядка" средняя группа
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объёма информации, которая может ими быть воспринята. Этот детский исследовательский проект о...
Экологический познавательно – творческий проект « Чудесная берёза»
Красавицей русских лесов называют берёзу, нет дерева другого в России про которое было бы написано столько стихов, живописи, музыки. Поэтому возникла мысль разработать экологический проект с...
Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа
Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа...
Познавательно-исследовательский проект «Чудесный песок»
Познавательно-исследовательский проект «Чудесный песок»...
STEM-проект "Чудесная вата"
Экспериментирование, конструирование....