Деловая игра
методическая разработка (младшая группа)

Степанова Елена Валерьевна

задания для педагогов на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая Игра422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Спутник»

города Балашова Саратовской области»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Формирование предпосылок функциональной грамотности

у дошкольников»

                                                       

                                                                                         

Автор-составитель:

Воспитатель

 Степанова Е.В.

Кленина М.А.

Балашов

2024 г.

Цель:  создание условий для систематизации знаний и повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.

Форма проведения – деловая игра.

Ход деловой игры:

                   (Предложить разделиться педагогам на две команды)

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашей встречи «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников». Наша встреча пройдет в форме деловой игры.

Приглашаю поиграть.

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

  • Я рада приветствовать вас, в нашем «Педагогическом кафе»! Позвольте представиться, я управляющий этого кафе.

Предлагаю ознакомиться с меню.

Меню дня:

1) Первое блюдо дня это пицца «Ассорти». Отведав ее, мы вспомним, что такое функциональная грамотность и ее компоненты.

2) Второе это десерт «Радуга вкусов».

3) И кофе «Фольклорная минутка».

Ведущий: - Отведав десерт с кофе, мы в игровой форме систематизируем знания по теме — формирование предпосылок читательской и математической грамотности у дошкольников.

        Девиз нашего кафе «Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом!» Сегодня мы предлагаем самые разнообразные блюда, которые, надеюсь, придутся вам по вкусу.

  • И начнем мы дегустацию с пиццы «Ассорти». Предлагаю поочередно отведать всю пиццу и изучить ее ингредиенты.

(Кусочки пиццы пронумерованы от 1 до 6 и на обратной стороне написаны задания для каждого стола)

Вопросы 1 стол.

1) Заполните определение. Функциональная грамотность – это способность человека … к окружающей … (изменяющимся условиям) и … в ней, применяя уже имеющиеся … в конкретных ситуациях, для решения разнообразных ... задач.

 Ответ. Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.

Ведущий. Решая задачи, мы составим пазл - компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте.

2) Задачи для 1стола. Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая? Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи?

Ответ. Математическая и финансовая.

Задача. Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал не тот, который бы вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Ответ. Формирование речевой активности и читательской грамотности.

3) Продолжите  определение. Математическая грамотность дошкольника – это ….

Ответ. Математическая грамотность дошкольника – это овладение понятиями величина, счет и количество, овладение пространственно временными представлениями в рамках программы.

4) Продолжите  определение. Читательская грамотность — это ….

Ответ. Читательская грамотность - это способность человека понимать смысл текстов, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

5) Соберите пазл - этапы формирования основ математической грамотности.

  • Организационно-подготовительный. Организация соответствующей предметно-развивающей среды
  • Мотивационно-диагностический.  Определение задач, направление поиска, оценивание результата.
  • Деятельностный. Поиск правильного решения поставленной задачи.
  • Рефлексивный. Организация совместной игровой деятельности с детьми, умение использовать наглядные схемы, чертежи, планы.

6)  Соберите пазл - этапы формирования основ социально коммуникативной грамотности.

  • Организационно-подготовительный. Организация соответствующей предметно-развивающей среды
  • Мотивационно-диагностический. Наблюдения, постановка вопроса. Определение проблемы.
  • Деятельностный. Создание проблемных ситуаций и поиск способов их решения.
  • Рефлексивный. Организация совместной игровой деятельности с детьми по формированию коммуникативных навыков и умению решать проблемные ситуации в группе и индивидуально.

Вопросы 2 стол.

1) Заполните определение. Функционально грамотный человек— это, человек, который способен ... все постоянно приобретаемые в течение жизни …,... для решения максимально широкого диапазона ... задач в различных сферах человеческой деятельности, ... и социальных отношений.

Ответ. Функционально грамотный человек— это, человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

2) Задача для 2 стола. Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как вы приготовите, используя собственный опыт? Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи?

Ответ. Естественнонаучная и экологическая грамотность.

Задача. Уважаемые коллеги. Для того, чтобы заварить чай, который всем понравиться нужно делать все сообща, работать  в группах, слушать и слышать друг друга, уважать мнение коллег, как и дошкольнику  в коллективе. Какая грамотность пригодиться вам, для решения этой задачи?

Ответ. Социально-коммуникативная грамотность.

Ведущий. Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность дошкольника».

3) Продолжите определение. Естественно-научная грамотность- это….

Ответ. Естественно-научная грамотность: способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах

4) Продолжите  определение. Социально – коммуникативная грамотность - это ….

Ответ. Социально – коммуникативная грамотность - это прежде всего совокупность умений, обеспечивающих детям возможность самореализации во взаимодействии с окружающими, это их знания и опыт межличностного взаимодействия.

5) Соберите пазл - этапы формирования основ естественнонаучной грамотности.

  • Организационно-подготовительный. Организация соответствующей предметно развивающей среды.
  • Мотивационно-диагностический. Наблюдения, постановка вопроса: «Что я уже знаю? Что еще я хотел бы узнать?» определение проблемы.
  • Деятельностный. Познавательно-исследовательские действия, экспериментирование с материалами и веществами.
  • Рефлексивный. Организация совместной игровой деятельности с детьми формированию коммуникативных умений четко и ясно аргументировать, выражая свою точку зрения, выводы

6) Соберите пазл. Этапы формирования читательской грамотности.

  • Организационно подготовительный. Организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды.
  • Мотивационно-диагностический. Продуманный анализ содержания произведения.
  • Деятельностный. Развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях.
  • Рефлексивный. Организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы.

        Ведущий. Предлагаю перейти к десерту «Радуга вкусов». В рецепт мороженого входят ингредиенты, которые способствуют формированию предпосылок читательской и математической грамотности.

Вопросы 1 стол.

1) Мороженое «Филворд». Отгадайте название сказок.

Ответ. СНЕГУРОЧКА, КОЛОБОК, ТЕРЕМОК, МОРОЗКО, РЕПКА

2) Мороженое «РАСШИФРУЙ РЕБУС»

Ответ. Былина

Ответ. Басня

Ответ. Пословица

Ответ. Частушка

3) Мороженое «Математические пазлы». Мороженое «Математические пазлы». Соберите пазлы и придумайте дидактическую игру на развитие данной темы. (Понятие «Форма предмета»).

Вопросы 2 стол.

1) Мороженое «Филворд». Отгадайте животного из сказки.

Ответ. КУРОЧКА, ЛИСА, ВОЛК, ГУСИ, МЕДВЕДЬ, МЫШКА, ЗАЙКА

2) Мороженое «РАСШИФРУЙ РЕБУС»

Ответ. Загадка

Ответ. Сказка

Ответ. Песня

Ответ. Фольклор

3) Мороженое «Математические пазлы». Соберите пазлы и придумайте дидактическую игру на развитие данной темы. (Понятие «Один - много»).

Ведущий. После вкусного десерта, предлагаю расслабиться, отдохнуть, побеседовать и выпить кофе!

Вопросы 1 и 2 столу. Кофе «Переведи пословицу на русский язык».

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). (Ответ. Яблоко от яблони недалеко падает.)

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан). ( Шила в мешке не утаишь.)

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) (В тихом омуте черти водятся)

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)( Слова - серебро, а молчание – золото)

Тот не заблудится, кто спрашивает.(Финляндия)( Язык до Киева доведет)

Все хорошо в свое время(Англия) ( Готовь сани летом, а телегу зимой)

Куда лопата ведет – туда вода течет (Тибет) ( Куда иголка, туда и нитка)

Ошпаренный петух от дождя убегает(Франция) ( Пуганая птица всего боится)

Вопросы 1 и 2 столу. Кофе «Фольклорная математика». Вспомните и назовите пословицы, в которых упоминаются числа.

Предполагаемые ответы. «Один ум хорошо, а два лучше», «Старый друг лучше новых двух», «Знать, как свои пять пальцев», «Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут» и т. д.

Ведущий. Уважаемые гости нашего кафе, вот вы и попробовали все блюда сегодняшнего дня. Понравились ли они вам, пришлись ли по вкусу? Для меня, как для управляющего кафе, важно мнение каждого из вас. Прошу оставить отзыв о блюдах нашего кафе. У вас на столах лежат соль, сахар и мед. Добавьте их в мою кружку кофе. Если добавите сахар, это значит, вам все понравилось и  пришлось по вкусу. Если положите мед, то вы хотите что-то добавить или изменить. И соль, если вам не пришлись по вкусу блюда нашего кафе.                      (Рефлексия. Высказывание мнений)

Спасибо за ваш визит! Желаю нам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...