Якуты: музыкальные инструменты
материал (младшая группа)

Ревельцева Полина Владиславовна

Цель: ознакомление детей с якутским национальным музыкальными инструментами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakuty_muzykalnye_instrumenty.docx628.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Источник:https://100yakutia.ru/kultura-yakutii/art/natsionalnye-vidy-muzykalnykh-instrumentov/382-yakutskie-muzykalnye-instrumenty

Музыкальные инструменты

В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировоззрение.

Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.

Homus

Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.

Kyrympa

Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Композитор, исследователь музыкальной культуры якутов М.Н. Жирков пишет, что у якутов кылыһах-кырыымпа (кылысах-кырыымпа) существовала издревле. По мнению мастера-исследователя А.И. Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) во время ысыаха и песни из эпоса олонхо. В настоящее время известны несколько разновидностей кыллаах-кырыымпы: кырыымпа-хоппо, кырыымпа-сэргэ, кырыымпа-кытыйа, кырыымпа-тойук.

Dyngyr

Дүҥүр (дюнгюр) – (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. Ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка – кнутом для шамана. Бубен для шамана – Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру». Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» – деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.

Jelekkei Kypsyr

Джёлёккёй кюпсюр («джёлёккёй» – дырявый, «кюпсюр» от «кюпсюй» – издавать сильный монотонный шум) – ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах). Близкое по форме «музыкальное бревно» – обязательный атрибут «Медвежьего праздника» народов Амура — делается из цельного бревна, а джёлёккёй кюпсюр представляет собой полое, выдолбленное бревно, концы которого обтянуты кожей. По И.Д. Избекову, он делался из разбитого молнией дерева с обязательным сохранением дупла (дырка – джёлёгёс). Считалось, что молния посылается божествами, видящими в дупле высунувшегося обитателя Нижнего мира – абаасы, проникшего в Средний мир через корни дерева. –  Избеков И.Д. (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1962 г.

Talba Tabyk

Талба табык на прутьях (от «талба» – лучший, добротный, отборный, отменный; «табый» – бить передними копытами) – ритуальный ударный инструмент с колотушкой (былаайах) – реконструкция по архивному рисунку. На каркасе из тальниковых прутьев должны быть распялены нечетное количество шкурок разных мелких животных. Призываемый духами к служению человек должен был получить разрешение народа, что выражалось по-разному, в том числе следующим образом: если люди хотели, чтобы он стал шаманом, верили, что этот человек в силу своего характера не нанесет им вреда, то они дарили ему шкурки разных зверушек. А хранить шкурки лучше в распяленном виде: иначе они крошатся.  Возможно, внутреннее общение с этими зоо-духами-помощниками была одной из психологических техник вхождения шамана в измененное состояние сознания. – Бродников А.В. (Мегино-Кангаласский улус РС(Я), 1990-1991 гг.

Chardaat Kypsyr

Чардаат кюпсюр – ритуальный ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах), восьмигранный короб из плах, который установлен на 4 -х ножках. На ысыахах для него строили специальный помост со ступенями для сигнальных звуков созыва гостей на праздник. –  Григорьев А.Н. (Верхневилюйский улус РС(Я), 1980 г.).

Kyllaah Kyrympa

Кыллаах кырыымпа или кылысах – старинный струнный смычковый инструмент («кыл» – конский волос; «кылысах» – фальцетный призвук, являющийся отличительной особенностью этнического звукоидеала якутов – музыкальной «визитной карточкой» этноса). Второе название подчеркивает, что только на инструменте, струны и смычок которого сделаны из конских волос, можно извлечь кылысах. – Слепцов П.Е.  (Абыйский улус РС(Я), 1960-е годы.

Aaryktah Kypsyr

Аарыктаах кюпсюр (от «аар» – священный, божественный) – аналогичный предыдущему ударный инструмент с двумя колотушками. Отличие от джёлёккёй кюпсюр: 1) вместо дырки-дупла – к корпусу на пружинках прикреплены три звенящие бубенца; 2) инструмент подвешивается ремнем на шею, чем удобен для игры обеими руками, тогда как джёлёккёй кюпсюр подвешивается на деревья или на специальные каркасы и по мембранам двух «бубнов» ударяют колотушками два человека. – Слепцов П.Е.  (Абыйский улус РС(Я), 1960-е годы.

Ytygyia

Ытыгыйа – («ытый» – сучить, сбивать; кружить, вертеть) – шумовой музыкальный инструмент. Изготовлен из рога коровы, обтянут с двух сторон кожей.  Колотушка из острия коровьего рога прикреплена к корпусу. – Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.

Сиксиир – («сиксий» – трясти) – погремушка из полого рога коровы, обтянут с одной стороны кожей, внутри сухие зерна. Незавязанный сыромятный ремешок напоминает образ коровы. Используется как шумовой музыкальный инструмент. -Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.Siksiir

Tolugur

Толугур – («толугураа» – брякать, постукивать, свободно болтаться) – шумовой инструмент. Изготовлен из коровьих бабок. – Мохначевский В.И. (Чурапчинский улус РС(Я), 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструмента

Конспект музыкального досуга «Волшебные музыкальные инструменты», посвящённого Дню необычного музыкального инструментаЦель – обогатить представления детей о музыкальных инструме...