Консультация для педагогов «Оптимизация процесса адаптации ребёнка в детском саду»
консультация (младшая группа)

Привыкание малыша к новым для него условиям ДО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.

Повышение возрастного порога начала посещения детского сада (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям ДО особенно актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Оптимизация процесса адаптации ребёнка в детском саду»

Подготовила: воспитатель

МАДОУ «Детский сад №18»

Забатурина Е.В.

  Привыкание малыша к новым для него условиям ДО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.

Повышение возрастного порога начала посещения детского сада (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям ДО особенно актуальной.

При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке воспитателя.

Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

При поступлении в детский сад все дети без исключения переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.  В связи с этим, специалисты выделяют три периода привыкания ребёнка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

При этом два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжёлая и крайне тяжёлая.

Частой причиной неуравновешенного поведения служит неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении ребёнка могут произойти и в результате того, что своевременно не удовлетворены его органические  потребности – не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных  подходов к ним – залог формирования правильного поведения ребёнка. Создания у него позитивного настроения.

Успешная адаптация ребёнка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДО индивидуальный подход к ребёнку обуславливается знанием его психических и физических особенностей, учётом его эмоционального настроения в данное время и состояния здоровья.

Для сбора сведений о ребёнке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребёнку. В свою очередь, сотрудники ДО анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, сформированности его навыков, интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям.

До приёма детей в группу необходимо провести собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и конечно, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.

Для успешной организации адаптации детей раннего возраста воспитатели составляют план   воспитательно-образовательной работы. При этом выбираются разнообразные направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных  эмоций, элементы устного народного творчества.

Основные принципы работы по адаптации детей:

- постепенное заполнение групп (приём 2-3 детей в неделю);

- неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа,);

- гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);

- ежедневный контроль за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью  на каждого ребёнка заполняется так называемый  «адаптационный лист»);

- сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режим: укладывание, кормление, а также общения. Поэтому для оптимизации процесса привыкания необходима чёткая и последовательная  работа всех сотрудников ДО с привлечением родителей.

Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром состоянии, играет один или со сверстниками.

Используемая литература:

  1. Журнал «Управление в ДОУ» №2/2016 год, стр.101
  2. nsportal.ruДетский садРазное…-protsessa-adaptatsii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...

Консультация для педагогов "Оптимизация процесса адоптации ребенка в детском саду"

Привыкание малыша к новым для него условиям ДО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни....

Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"

Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"...

Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к...