Оптимизация процесса адаптации ребенка в детском саду
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Оптимизация процесса адаптации ребенка в детском саду»
подготовила педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР- детский сад №31»
Сударикова О.С.
Воронеж 2020
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
Так что же такое адаптация?
Адаптация – это приспособление к окружающим условиям.
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям
Сейчас предлагаю вам вспомнить периоды адаптации.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
1. Острый период, или период дезадаптации:
2. Подострый период, или адаптация (приспособление):
3.Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подострый) позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:
Легкая, средней тяжести и тяжелая.
При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников - за 10-15 дней.
Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений.
Эта степень адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При 1 варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т. д.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями (понижение настроения, нарушение аппетита (волчий аппетит или его отсутствие, недержание мочи и кала, заикание, тики, расстройство сна - сон поверхностный, с частыми пробуждениями, с трудом засыпают, учащенное моргание, шмыганье носом и т. д.) Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на 3 неделе, иногда и позже).
При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала (3-6 мес.).
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
Обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. В группе необходим спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Формирование адаптационных механизмов зависит от умения воспитателя создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви. Ребенок должен удостовериться, что воспитатель готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – расположить к себе ребенка, заслужить его доверие. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создавать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:
- игры с песком и водой;
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
- сжимание кистей рук (резиновая игрушка-пищалка);
- рисование фломастерами, красками, маркерами на бумаге, мольберте, доске;
- слушание музыки: негромкой спокойной и забавной, веселой;
Чтобы ребенку было легче приходить в детский сад, нужно«одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателя. Хорошо, если родители принесут из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык играть и засыпать. Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть книжку или просто отдохнуть
- установление доверительных отношений с родителями и детьми. Задача сотрудников дошкольного учреждения - познакомить родителей с помещениями детского сада и группы, предметно-игровой средой: мебелью и спальными принадлежностями, сенсорными и строительными материалами, игрушками. Это способствует снижению у родителей чувства тревоги.
Еще одно условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Хорошо вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Памятка
Планирование работы в адаптационный период. Формы и методы работы.
Игровое взаимодействие Играем и строим Формируем эмоциональную отзывчивость Развиваем движения, сюжетные; игры с водой; игры с песком; пальчиковые игры; игры с дидактическими игрушками; игры-забавы. деятельность детей с деревянными и пластмассовыми конструкторами, а также конструирование из мягких модулей чтение стихотворений; рассказывание сказок; пение песенок; слушание музыки; рассматривание игрушек, книжек, картинок; наблюдение за объектом природы; рисование картинок для детей (на альбомных листах, кусках обоев, на земле, на песке). игровые упражнения; подвижные игры; музыкальные игры
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Задача воспитателя —успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
знакомство, сближение детей между собой;
знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять
Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5.Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» и или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей.
Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для оптимизации периода адаптации ребенка к детскому саду.
Рекомендации в помощь родителям, отдающим своих детей в детский сад....
Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...
Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...
Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"...
Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к...
Консультация для педагогов «Оптимизация процесса адаптации ребёнка в детском саду»
Привыкание малыша к новым для него условиям ДО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.Повышение возрастного порога начала посещени...