Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
консультация (младшая группа)
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Привыкание ребенка к новым для него условиям ДОО по большому счету зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду» | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Оптимизация процесса адаптации ребёнка
к детскому саду»
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Детский сад №18»
Забатурина Е.В.
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Привыкание ребенка к новым для него условиям ДОО по большому счету зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.
С началом посещения детьми детского сада (с 1,5 до 3 лет) и увеличение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении, возникает проблема привыкания младшего дошкольника к условиям ДОО.
При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей, а также методы педагогического воздействия на них в этот период и требования к подготовке в семье.
В период адаптации важная роль отводится воспитателю и его работе с семьёй ребёнка.
Все дети без исключения при поступлении в детский сад переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.
Специалисты различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
- сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
- аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
- эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
- поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
- общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
- сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
- аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
- эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
- поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
- общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
- сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
- аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
- эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
- поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
- общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
Частой причиной неуравновешенного поведения служит неправильная организация деятельности ребёнка: когда ребёнок не получает достаточно впечатлений, не удовлетворяется его двигательная активность, испытывает дефицит в общении со взрослыми.
Срывы в поведении ребёнка могут произойти и в результате того, что своевременно не удовлетворены его органические потребности – не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – кормления, сна, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных подходов к ним – залог формирования правильного поведения ребёнка. Создания у ребенка позитивного настроения.
Успешная адаптация ребёнка во многом зависит от взаимных установок детского сада и семьи. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Очень важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (доброту, заботливость, внимание к людям).
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход к ребёнку обуславливается знанием его психических и физических особенностей, состояния здоровья и учётом его эмоционального настроения в данное время.
Для сбора сведений о ребёнке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребёнку. В свою очередь, сотрудники ДОО анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, о сформированности его навыков, интересах и т.п. Воспитателям это помогает правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям.
До того как пройдет приём детей в группу необходимо провести собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и конечно, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.
Для успешной организации адаптации детей раннего возраста воспитателями составляется план воспитательно-образовательной работы. При этом выбираются разнообразные направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций, элементы устного народного творчества.
Основные принципы работы по адаптации детей:
- постепенное заполнение групп (приём 2-3 детей в неделю);
- неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой);
- гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
- ежедневный контроль за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью на каждого ребёнка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
- сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режим: кормление, укладывание, а также общения. Поэтому для оптимизации процесса привыкания необходима последовательная и чёткая работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.
Адаптационный период считается завершенным, если ребёнок играет один или со сверстниками, с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".
Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....
Консультация для воспитателей на тему: "Общаемся в детском саду и дома"
Доклад был подготовлен на основе работы по данной теме в течении двух лет, в нем говорится о том что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социаль...
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребенка в ДОУ"
Оптимизация процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения зависит от четкой и последовательной работы всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников....
Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребенка к детскому саду"
Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни...
Консультация для родителей "Организация процесса адаптации в детском саду"
Консультация для родителей "Организация процесса адаптации в детском саду" вторая младшая группа...
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"
Консультация для воспитателей "Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду"...